Способ торможения железнодорожных транспортных средств и пневматическая тормозная система для его осуществления
Способ торможения заключается в изменении давления в тормозной магистрали, в соответствии с которым дозированно управляют давлением сжатого воздуха, поступающего в тормозные цилиндры транспортного средства. Для этого в предложенной пневматической тормозной системе значения величин Vд -объема дополнительного резервуара, Vц - объема тормозного цилиндра и Vр - объема запасного резервуара, связаны между собой соотношением Vд+ Vц= (
PмVp-
PaVц)/Pmaxпор, где
- экспериментальный коэффициент, выбранный в пределах 0,5
1,5 в основном в зависимости от жесткости пружин тормозного цилиндра и рычажной передачи, на которую он воздействует;
Pм- минимальная величина снижения давления в тормозной магистрали при торможении для получения в тормозном цилиндре на груженом режиме максимального давления соответствующего груженому транспортному средству; Pmaxпор- максимальное избыточное давление в тормозном цилиндре на порожнем режиме, соответствующее порожнему вагону; Pa - атмосферное давление. Достигаемый технический результат при реализации заявленных объектов заключается в упрощении конструкции тормозной системы, повышении плавности и эффективности торможения поезда, имеющего в своем составе порожние и груженые транспортные средства. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в пневматической тормозной системе с воздухораспределителем непрямодействующего типа, имеющим, например, рабочий орган двух давлений.
В частности, изобретение использует способ торможения железнодорожных транспортных средств, заключающийся в изменении давления в тормозной магистрали, в соответствии с которым управляют давлением сжатого воздуха, поступающего в тормозные цилиндры транспортного средства, и относится к пневматическим тормозным системам, снабженным запасным резервуаром и одним или несколькими тормозными цилиндрами, наполняемыми сжатым воздухом при торможении непосредственно через воздухораспределитель из запасного резервуара либо через пневматический повторитель реле давления из отдельного питательного резервуара в соответствии с изменением давления в специальном резервуаре, подключенном к реле давления и наполняемом через воздухораспределитель из запасного резервуара. В такой системе имеется два переключаемых режима - порожний и груженый, соответствующих порожнему и груженому транспортному средству и достигаемых изменением величины давления в тормозном цилиндре. Указанная тормозная система отличается от других тем, что установившееся при торможении давление сжатого воздуха в тормозном цилиндре или специальном резервуаре в случае утечки из них не восстанавливается, а его величина непосредственно зависит от их объемов и объема запасного резервуара и при полном служебном или экстренном торможениях достигается выравниванием давлений в этих объемах. При этом величина снижения давления в тормозной магистрали при торможении, необходима для получения максимального давления в цилиндре или специальном резервуаре при полном служебном торможении, равна разности начального давления в магистрали и этого максимального давления. Далее для простоты рассматривается тормозная система с одним тормозным цилиндром, наполняемым сжатым воздухом непосредственно через воздухораспределитель, однако все изложенное ниже полностью относится и к системам с несколькими тормозными цилиндрами, наполняемыми сжатым воздухом непосредственно через воздухораспределитель или через реле давления. Известна тормозная система, содержащая воздухораспределитель с органом двух давлений, запасный резервуар, тормозной цилиндр и постоянно соединенный с цилиндром дополнительный резервуар переменного объема [1]. В этой системе порожний и груженный режимы торможения обеспечиваются соответственно увеличением или уменьшением объема дополнительного резервуара и тем самым суммарного объема этого резервуара и цилиндра, что соответственно уменьшает или увеличивает давление в тормозном цилиндре при торможении. Существенным недостатком этой тормозной системы является то, что время изменения давлений в тормозном цилиндре на порожнем и груженом режимах отличается и тем больше, чем больше разница масс брутто и тары транспортного средства. Это приводит к значительной разнице удельных тормозных сил при торможении поезда, состоящего из транспортных средств с разной загрузкой, оборудованных указанной тормозной системой, и в целом к снижению тормозной эффективности поезда. Известна тормозная система, содержащая воздухораспределитель с органом двух давлений, запасный резервуар, тормозной цилиндр и постоянно соединенный с цилиндром регулятор давления в нем [2]. Регулятор представляет собой клапан, отделяющий полость тормозного цилиндра от атмосферы и нагруженный пружиной, усилие которой прямо пропорционально загрузке транспортного средства. При торможении порожнего транспортного средства сжатый воздух поступает в тормозной цилиндр, отжимает клапан регулятора и выходит в атмосферу. Давление в цилиндре падает до величины, соответствующей порожнему режиму и определяемой усилием пружины клапана. При торможении полностью загруженного транспортного средства клапан не открывается и давление в тормозном цилиндре соответствует груженому режиму. К существенным недостаткам этой тормозной системы относится то, что при служебных торможениях порожнего или частично загруженного транспортного средства с давлением воздуха в тормозном цилиндре менее величины, при которой открывается клапан, торможение осуществляется на груженом режиме. Кроме того, время изменения давления воздуха в тормозном цилиндре до максимального значения на порожнем и груженом режимах при полных служебных и экстренных торможениях значительно отличается. Наиболее близкой заявляемой тормозной системе по совокупности существенных признаков является тормозная система, использующая способ торможения железнодорожных транспортных средств, заключающийся в изменении давления в тормозной магистрали, в соответствии с которым управляют давлением сжатого воздуха, поступающего в тормозные цилиндры транспортного средства, и содержащая воздухораспределитель с органом двух давлений, запасный резервуар, тормозной цилиндр, переключатель порожнего и груженого режимов торможения, дополнительный резервуар, сообщенный через переключатель на порожнем режиме с тормозным цилиндром и отключенный от тормозного цилиндра переключателем на груженом режиме, устройство для регулирования величины давления в тормозном цилиндре на порожнем режиме [3] - прототип. Переключатель режимов расположен на трубопроводе между тормозным цилиндром и дополнительным резервуаром. Устройство для регулирования величины давления в тормозном цилиндре на порожнем режиме представляет собой реле давления и имеет два чувствительных элемента - диафрагмы с разной площадью. Тормозной цилиндр соединен через одну полость реле давления с воздухораспределителем. Другая полость реле давления подключена к дополнительному резервуару. На груженом режиме дополнительный резервуар переключателем режимов отключен от тормозного цилиндра и при торможении давление в последнем устанавливается непосредственно воздухораспределителем, при этом сжатый воздух свободно проходит через реле давления от воздухораспределителя в тормозной цилиндр и обратно при отпуске тормоза. На порожнем режиме переключатель сообщает тормозной цилиндр с дополнительным объемом и реле давления. При торможении на порожнем режиме величина давления сжатого воздуха меньше, чем на груженом режиме за счет увеличенного объема тормозного цилиндра, а сам процесс наполнения тормозного цилиндра до промежуточных и максимального давления в нем на порожнем режиме происходит по времени идентично груженому режиму за счет регулирования этого давления через реле давления пропорционально давлению груженого режима. Наличие дифференциального реле давления усложняет конструкцию тормозной системы и монтаж на транспортном средстве, а также исключает возможность регулировки, при необходимости, давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре на порожнем режиме в зависимости от тары транспортного средства. Указанные недостатки устраняют заявляемые способ и тормозная система и, решая поставленную задачу, дают возможность реализовать одинаковые временные характеристики изменений давлений в тормозных цилиндрах при торможении порожних и груженных транспортных средств, а также величины давлений в тормозном цилиндре при служебных торможениях, пропорциональные загрузке транспортного средства. Достигаемый технический результат при реализации заявленных объектов заключается в упрощении конструкции тормозной системы, повышении плавности и эффективности торможения поезда, имеющего в своем составе порожние и груженые транспортные средства. В качестве кратких сведений, раскрывающих сущность изобретения следует отметить, что достигаемый технический результат обеспечивают с помощью предложенного способа торможения железнодорожных транспортных средств, заключающегося в изменении давления в тормозной магистрали, в соответствии с которым управляют давлением сжатого воздуха, поступающего в тормозные цилиндры транспортного средства, тем, что в системе, содержащей n транспортных средств соответственно с массами m1, m2, ..., mi, ..., mn-1, mn, где n выбирают в пределах 1






























где





Pmaxпор- максимальное избыточное давление в тормозном цилиндре на порожнем режиме, соответствующее порожнему вагону;
Pа - атмосферное давление. Указанные конструктивные особенности предложенной пневматической тормозной системы в виде варианта выполнения входящего в нее пневматического тормоза, как уже упоминалось, отображены на прилагаемом чертеже (см. фиг.). Тормоз состоит из воздухораспределителя 1, соединенного через разобщительный кран 2 с тормозной магистралью 3, запасного резервуара 4, соединенного с воздухораспределителем 1, тормозного цилиндра 5, постоянно сообщенного трубопроводами 6 и 7 с воздухораспределителем 1 через устройство 8 для регулирования величины давления в тормозном цилиндре на порожнем режиме, выполненное, в частности, в виде регулятора давления, дополнительного резервуара 9, переключателя 10, сообщающего трубопровод 7 либо с резервуаром 9 при перекрытом трубопроводе 11, либо с трубопроводом 11 при отключенном резервуаре 9. Регулятор 8 давления в тормозном цилиндре 5 регулируют на максимальное давление в последнем, соответствующее порожнему режиму. Данная схема полностью относится и к тормозным системам, в которых вместо цилиндра 5 имеется специальный резервуар, а наполнение тормозного цилиндра сжатым воздухом при торможении осуществляется из отдельного резервуара через реле давления в соответствии с изменением давления в специальном резервуаре. Пневматический тормоз работает следующим образом. На груженом вагоне (груженый режим) переключателем 10 резервуар 9 отключен от трубопровода 7, а последний сообщен с трубопроводом 11 и далее с тормозным цилиндром 5. Процессы торможения происходят как и в обычной тормозной системе с непосредственным наполнением тормозного цилиндра 5 сжатым воздухом из запасного резервуара и выпуском воздуха из него в атмосферу через воздухораспределитель 1. Максимальное давление в цилиндре 5 определяется его объемом (выходом штока), а также начальным давлением в тормозной магистрали 3 и объемом запасного резервуара 4. На порожнем вагоне (порожний режим) переключатель 10 разобщает трубопроводы 7 и 11, а резервуар 9 сообщен с трубопроводом 7 и далее через регулятор 8 и трубопровод 6 с цилиндром 5. При торможении воздух от воздухораспределителя 1 поступает через трубопровод 7 в резервуар 9 и через регулятор 8 в цилиндр 5 до тех пор, пока давление в цилиндре 5 и резервуаре 9 не достигнет величины, установленной регулятором 8. Последний закрывается и прекращает наполнение сжатым воздухом цилиндра 5. Объем резервуара 9 выбирают так, что при торможении наполнение резервуара 9 и цилиндра 5 на порожнем режиме до величины, установленной регулятором 8, и наполнение одного цилиндра 5 до максимального давления в нем на груженом режиме при отключенном резервуаре 9 происходит практически при одной и той же величине снижения давления в тормозной магистрали. При этом оптимальные условия реализации заявленных способа и устройства достигаются, когда значения величин Vд - объема дополнительного резервуара, Vц - объема тормозного цилиндра и Vр - объема запасного резервуара взаимосвязаны между собой вышеприведенным соотношением. Для обеспечения надежного и стабильного выпуска воздуха из цилиндра 5 через воздухораспределитель 1 при отпуске тормоза регулятор 8 может быть подключен своей полостью регулируемого давления к трубопроводу 7, а полостью за впускным клапаном - к трубопроводу 6 и далее к тормозному цилиндру. Достигаемый технический результат, как показали данные экспериментов, может быть реализован только взаимосвязанной совокупностью всех существенных признаков заявленных объектов, отраженных в формуле изобретения. Указанные в ней отличия дают основание сделать вывод о новизне данного технического решения, а совокупность испрашиваемых притязаний в связи с их неочевидностью - о его изобретательском уровне, что доказывается также вышеприведенным детальным описанием заявленных объектов. Соответствие критерию промышленная применимость заявленных объектов доказывается как широким изготовлением и использованием различных тормозных систем в промышленных масштабах, так и отсутствием в заявленных притязаниях каких-либо практически трудно реализуемых признаков. Нижние и верхние значения заявленных пределов были получены на основе результатов экспериментальных исследований, анализа и обобщения их и известных из опубликованных источников данных, исходя из условия достижения указанного технического результата, а также с использованием изобретательской интуиции. Использованные источники
1. Патент США N 3960411, кл. 303-23R, МПК B 60 T 8/20, 28.07.75. 2. Патент США N 3929384, кл. 303-22R, МПК B 60 T 8/20, 09.10.74. 3. Книга "The Car and Lokomotive Cyc Lopedia", "Simmons-Boardman P.C., New-York, 1980, с. 556, 601 - прототип.
Формула изобретения










2. Пневматическая тормозная система для осуществления способа торможения железнодорожных транспортных средств, содержащая воздухораспределитель с органом двух давлений, запасный резервуар, тормозной цилиндр, переключатель порожнего и груженого режимов торможения, дополнительный резервуар, сообщенный через переключатель на порожнем режиме с тормозным цилиндром и отключенный от тормозного цилиндра переключателем на груженом режиме, устройство для регулирования величины давления в тормозном цилиндре на порожнем режиме, отличающаяся тем, что значение величин Vд - объема дополнительного резервуара, Vц - тормозного цилиндра и Vp - объема запасного резервуара взаимосвязаны между собой соотношением
Vд+



где





Pmaxпор - максимальное избыточное давление в тормозном цилиндре на порожнем режиме, соответствующее порожнему вагону;
Pa - атмосферное давление. 3. Система по п.2, отличающаяся тем, что устройство для регулирования величины давления в тормозном цилиндре на порожнем режиме выполнено в виде регулятора, сообщенного полостью регулируемого давления с воздухораспределителем, а полостью за впускным клапаном - с тормозным цилиндром.
РИСУНКИ
Рисунок 1