Способ транспортирования тестовых заготовок
Изобретение относится к транспортированию тестовых заготовок на межоперационных этапах при производстве хлебобулочных изделий. Способ включает прием заготовок в безударном режиме, транспортирование и выгрузку. Транспортирование осуществляют по наклонной траектории на тонкой воздушной прослойке, воздушную прослойку образует сжатый воздух, который подают в зазор между несущей поверхностью транспортера и опорной поверхностью заготовки. Размеры и время сохранения стационарной воздушной прослойки определяют по формулам: Т = -6,057W2 + 0,079Ph - 84,693hW + 53,288W - 1169, 906, D = 182,57m2 + 5,666W2 - 0,0192dP + 28,966dW + 133845,482h -45,228W + 924,727, где Т - время сохранения воздушной прослойки над тестовой заготовкой, с; D - минимальный диаметр стационарной зоны бесконтактности, м; W - влажность теста, %; Р - избыточное давление сжатого воздуха в камере под несущей поверхностью транспортера; h - толщина воздушной прослойки, м; m - масса тестовой заготовки, кг; d - диаметр питающего отверстия, м. Способ позволяет уменьшить брак в изделиях и налипание теста к рабочим поверхностям транспортера. 1 ил.
Изобретение относится к пищевой промышленности, в частности к способам транспортирования тестовых заготовок на межоперационных этапных при производстве хлебобулочных изделий.
Наиболее близким по технической сущности достигаемого эффекта является способ транспортирования тестовых заготовок ленточными транспортерами (Л.Я. Ауэрман. Технология хлебопекарного производства. - М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1984. -С. 22.). Недостаток способа - необходимость использования дорогостоящих антиадгезионных покрытий рабочих органов транспортеров, применения подсыпки мукой или дополнительной обдувки транспортируемых заготовок воздухом для устранения налипания теста. Технической задачей изобретения является снижение количества бракованных изделий и материальных затрат на транспортирование. Техническая задача достигается тем, что в способе транспортирования тестовых заготовок новым является то, что транспортирование осуществляют по наклонной траектории на тонкой воздушной прослойке, полученной за счет подачи сжатого воздуха в зазор между несущей поверхностью транспортера и опорной поверхностью заготовки, при этом размеры и время сохранения стационарной воздушной прослойки определяют по формулам T - -6,057W2 + 0,079 Ph - 84,693 hW + 53,288W - 1169,906, D - 182,574m2 + 5,666W2 - 0,0192dP + 28,966 dW + 133845,482h - 45,228W + 924,727 где T - время сохранения воздушной прослойки над тестовой заготовкой, с; D - минимальный диаметр стационарной зоны бесконтактности, м; W - влажность теста, %; P - избыточное давление сжатого воздуха в камере под несущей поверхностью транспортера, Па; h - толщина воздушной прослойки, м; m - масса тестовой заготовки, кг; d - диаметр питающего отверстия м. Технический результат выражается не только в достижении поставленной задачи, а именно: снижение количества бракованных изделий и материальных затрат, но и в ряде технических преимуществ таких как: легкость регулирования режимов движения заготовок и возможность использования в качестве источников сжатого воздуха компрессорные станции предприятий. Способ осуществляет следующим образом. Из разгрузочного патрубка делителя (дозирующего по объемному принципу оборудования) тестовая заготовка со сложной опорной поверхностью в безударном режиме попадает на тонкую воздушную прослойку, создаваемую за счет подаваемого в камеру наклонного пневмотранспортера заранее очищенного сжатого воздуха, источником которого может быть компрессорная станция предприятия, и транспортируются к приемным механизмам следующих по технологической схеме производства машин. Объемный расход воздуха стабилизируется за счет введения в питающий тракт установки ресиверов. Тестовые заготовки перемещаются вдоль центральной линии транспортера с прямолинейной поверхностью за счет скатывающей составляющей собственной силы тяжести. При этом воздушная прослойка исключает налипание теста на рабочие поверхности оборудования. Бесконтактное транспортирование тестовых заготовок имеет ряд особенностей:1) воздушная прослойка гарантированно создается лишь в некоторой окрестности проекции геометрического центра питающего сопла на нижнюю поверхность тестовой заготовки;
2) так как тесто обладает псевдопластичными свойствами и подчиняется законам текучести, необходимо исследование влияния его физико-химических и структурно-механических свойств, а также конструктивных особенностей транспортеров и режимов подачи сжатого воздуха на время сохранения прослойки и размеры гарантированной зоны бесконтактности. Исследования проводились на лабораторной установке (фиг. 1). Она содержит воздушную камеру (1), со сменными пластинами (2), штуцерами (3) для подвода сжатого воздуха и крепления стрелочного мономера ОБМ 1 - 160 (Т-1.5) (4). Над сварной камерой на жестких направляющих (5), с резьбовой верхней частью, устанавливалась пластина (6), имеющая резьбовое отверстие, позволяющее, вращением гайки - барашка (7), регулировать высоту подъема h' центрирующего кулачка (8). Окрестность питающего отверстия на пластине (2) выполнена в виде сенсорного устройства СУ, которое позволяет регистрировать во времени момент касания точки С поверхности теста, подавая сигнал на источник света (L). Пластина (6) фиксировалась гайками (9). Тесто помещалось в мерный цилиндр (10), сопряженный по переходной посадке с фланцем (11), имеющим 3 резьбовых отверстия под винты (12). С их помощью, а также, используя индикатор часового типа КИ (Т-0.01), устанавливалась величина h. Между цилиндром и фланцем закреплялись сменные кольца (13) с диаметром D - 20, 30, 40, 45 мм, с помощью которых ограничивалась площадь теста, находящаяся на воздушной прослойке. В качестве источника сжатого воздуха использовалось 2 компрессора 12 B - 0.044/4.5 (14). Для выравнивания колебаний подачи сжатого воздуха использовался ресивер (15), объемом 1 м3. Избыточное давление внутри регистрировалось манометром (16) ДМ 1001, 1 P 40 (T-1). Оно менялось внутри камеры при помощи газового крана (17), позволяющего стравливать часть сжатого воздуха из питающей сети. Отчет времени T начинали с момента открывания, устанавливаемой под фланцем (11) шиберной заслонки (18). Время от открытия шибера до вспыхивания лампы регистрировалось секундомером. Фрагмент поверхности тестовой заготовки из пшеничной муки 1 сорта помещался над отверстием. Брожение теста осуществлялось в мерном цилиндре. При этом условно принимали связь тестовой заготовки, равной связи между фрагментами теста. В качестве регистрируемых параметров были выбраны:
1) время сохранения воздушной прослойки T над тестовой заготовкой;
2) минимальный диаметр D, образующийся на поверхности каверны. В качестве изменяемых параметров были выбраны:
1) влажность теста W - 43-45% (шаг 0.5%);
2) месса тестовой заготовки m - 0.0441-0.0539 кг (шаг 0.003 кг);
3) диаметр питающего отверстия d - 1.5-3.5 мм (шаг 0.5 мм);
4) толщина воздушной прослойки h - 1-2 мм (шаг 0.25);
5) избыточное давление сжатого воздуха P - 4.42-7.36


m - a



где a - длина изделия (a - 0.3), м;
b - ширина изделия (b - 0.15), м;
S1 - площадь цилиндра экспериментальной установки (S1-0.00251), м2;
m1 - масса тестовой заготовки (m1-0.88), кг;
g - ускорение свободного падения, м/с2 . m - 0.3




Анализ полученных зависимостей позволил сделать следующие выводы. Наибольшее влияние не время сохранения воздушной прослойки между тестовой заготовкой и несущей поверхность оказывает взаимодействие факторов: толщины воздушной прослойки и влажности теста. При этом увеличение толщины воздушной прослойки при постоянной влажности и увеличение влажности теста при постоянной толщине уменьшает время сохранения воздушной прослойки. На диаметр стационарной зоны бесконтактности (каверны) максимально влияют толщина воздушной прослойки, масса и влажность тестовой заготовки. При этом увеличение толщины воздушной прослойки и массы тестовой заготовки ведет к увеличению диаметра каверны. Полученные зависимости позволяют сделать вывод о возможности бесконтактного транспортирования тестовых заготовок и закладывают основы для инженерного расчета режимов пневмотранспортирования.
Формула изобретения
Т = -6,057W2 + 0,079Ph - 84,693Hw + 53,288W - 1169, 906,
D = 182,574m2 + 5,666W2 - 0,0192Dp + 28,966dW + 133845,482h - 45,228W + 924,727,
где Т - время сохранения воздушной прослойки над тестовой заготовкой, с;
D - минимальный диаметр стационарной зоны бесконтактности, м;
W - влажность теста, %;
P - избыточное давление сжатого воздуха в камере под несущей поверхностью транспортера, Па;
h - толщина воздушной прослойки, м;
m - масса тестовой заготовки, кг;
d - диаметр питающего отверстия, м.
РИСУНКИ
Рисунок 1