Тележка для использования на путях различной ширины
Изобретение относится к вагоностроению. Тележка для использования на путях различной ширины содержит раму, рычаги, расположенные по бокам рамы, колесные пары, установленные на концах рычагов, и рессоры, связывающие рычаги с рамой. Колесные пары состоят из двух колес, связанных с осью. Диски колес выполнены шириной К=Ко+(Н1-Н2)/2, где К - ширина диска колеса; Ко - ширина диска стандартного колеса; Н1 - ширина пути широкой колеи; Н2 - ширина пути узкой колеи. Поверхность катания выполнена шириной, равной В=К-, где К - ширина диска колеса;
- ширина реборды. Обеспечивается снижение трудоемкости ремонтных и наладочных работ. 5 ил.
Изобретение относится к области техники для перевозки пассажиров и грузов по железнодорожным путям, в частности к вагонам тележной конструкции, применяемым в вагоностроении.
Предшествующий уровень техники Известна тележка, состоящая из рамы, которая через рессоры связана с двумя колесными парами (Грачев В.А., Добровольский С.Н., Федоров В.В., Филиппов А.К. Транспорт на торфяных предприятиях. М.: Недра, 1977, с. 134, 136, рис. 66). Недостатками указанной тележки является ограниченная функциональная возможность из-за использования только на железнодорожных путях узкой колеи. Наиболее близкой к заявляемому устройству относится тележка для использования на путях различной ширины, содержащая балку с проушинами, к которой шарнирно с помощью валиков прикреплены кронштейны, на которых смонтированы колеса, имеющие индивидуальную ось, на верхней поверхности которой хомутами закреплены рессоры, служащие одновременно скользунами, а на боковых поверхностях выполнены отверстия под болты, количество которых и расположение зависят от числа возможных перестановок колес. Причем со стороны, обращенной к балке, кронштейны имеют скосы, ограничивающие вертикальные перемещения колес, а сверху на нее опирается шкворневая балка (авт.св. СССР N 304164, кл. И 61 A 3/02, 1971). К недостаткам прототипа относятся сложность при перестановке колес на соответствующую колею железнодорожного пути из-за необходимости производить отвертывание и завертывание болтов. Кроме того, тележка имеет сложную конструкцию из-за большого количества узлов и деталей и необходимости точной посадки сопрягаемых поверхностей оси колес ввиду их возвратно-поступательного перемещения при наладке. Сущность изобретения Задачей изобретения является создание устройства тележки для использования на путях различной ширины, которую можно использовать на путях широкой и узкой колеи. Кроме того, одной из задач также является упрощение конструкции и снижение трудоемкости ремонтных и наладочных работ. Поставленная задача достигается тем, что в тележке для использования на путях различной ширины, включающей раму, рычаги, расположенные по бокам рамы, колесные пары, установленные на концах рычагов и состоящие из двух колес, связанных осью, и рессоры, связывающие рычаги с рамой, согласно изобретению диски колес выполнены шириной K = K0 + (H1 - H2)/2, где K - ширина диска колеса; K0 - ширина диска стандартного колеса; H1 - ширина пути широкой колеи; H2 - ширина пути узкой колеи. Поверхность катания выполнена шириной, равной: B = K-

причем в полости диска колеса выполнены ребра, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. Предлагаемое устройство поясняется чертежами, где
на фиг. 1 - тележка для использования на путях различной ширины, вид сборку;
на фиг. 2 - то же, вид спереди по стрелке А на фиг. 1;
на фиг. 3 - колесо, вид спереди;
на фиг. 4 - колесо, поперечный разрез по Б-Б на фиг. 3;
на фиг. 5 - переход тележки с пути широкой колеи на путь узкой колеи, вид в плане. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения
Тележка для использования на путях различной ширины включает раму 1. Два рычага 2 расположены по бокам рамы 1. Рессоры 3 связывают рычаги 2 с рамой 1. На скользящих опорах концов рычагов 2 установлены две колесных пары, каждая образована из двух колес 4, имеющих ширину диска, определяемую соотношением
K = K0 + (H1 - H2)/2
и ширину поверхности катания
B = K-

где K - ширина диска стандартного колеса;
K0 - ширина стандартного колеса;
H1 - размер пути узкой колеи;

Данное устройство может быть использовано на путях различной ширины, например на широкой колее, равной 1520 (24) мм, и узкой колее (Европейской), равной 1435 мм. Позволяет переход вагона тележной конструкции с железнодорожного пути широкой колеи на путь узкой колеи без выполнения наладочных работ. Кроме того, значительно упрощает конструкцию за счет уменьшения количества разъемных узлов и деталей при подготовке вагона для перехода с пути широкой колеи на путь узкой колеи и обратно. Понижает трудоемкость работ. Устройство может быть использовано в вагонах тележной конструкции.
Формула изобретения
K = K0 + (H1 - H2)/2,
где K - ширина диска колеса;
K0 - ширина диска стандартного колеса;
H1 - ширина пути широкой колеи;
H2 - ширина пути узкой колеи,
а поверхность катания выполнена шириной, равной
B = K-

где K - ширина диска колеса;

причем в полости диска колеса выполнены ребра, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5