Машина постоянного тока
Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям неявнополюсных электрических машин постоянного тока. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, заключается в снижении габаритов машины, уменьшении отходов электротехнической стали, сокращении количества меди в ее конструкции путем объединения компенсационной обмотки и последовательной обмотки возбуждения. Изобретение обеспечивает также улучшение коммутации. Достигается данный технический результат за счет того, что сердечник статора выполнен усеченным по образующей парами параллельных плоскостей, равных числу полюсов, таким образом, что образованные грани составляют угол с осью компенсационной обмотки, равный 75 - 90 эл. град. 1 ил.
Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкции неявнополюсных машин постоянного тока.
Известна электрическая машина постоянного тока [1], статор которой содержит шихтованный сердечник с несколькими распределенными обмотками и неявновыраженными полюсами, ориентированными по продольной оси d, внешняя поверхность которого в поперечном сечении выполнена в форме многоугольника с числом сторон, равным числу полюсов, а оси главных полюсов пересекают середины сторон многоугольника. Такая конструкция позволяет снизить габариты машины и уменьшить отходы стали за счет более рационального раскроя стали до 10%. Это становится возможным за счет того, что магнитный поток неподвижен относительно статора и распределен. Однако в рабочем режиме усечение сердечника статора в большей степени сказывается на поле, создаваемом компенсационной обмоткой, чем на поле реакции якоря. Поэтому в такой конструкции под действием реакции якоря магнитное поле в воздушном зазоре искажается. На статоре наматываются в одних и тех же пазах и компенсационная обмотка и обмотка возбуждения, в некоторых пазах токи обмоток направлены встречно, что снижает эффективность работы. Известна конструкция двигателя постоянного тока [2], взятого в качестве прототипа, в которой компенсационная обмотка распределена в пазах сердечника статора несимметрично относительно осей машины и расположена между продольной d и поперечной g осями. Компенсационная обмотка включена последовательно с обмоткой якоря. Направление тока в компенсационной обмотке задается противоположным направлению тока в обмотке якоря в близлежащих пазах. Вектор намагничивающей силы компенсационной обмотки не совпадает с продольной или поперечной осями машины, как и с вектором намагничивающей силы обмотки якоря. При этом составляющая намагничивающей силы компенсационной обмотки по поперечной оси компенсирует намагничивающую силу обмотки якоря, а составляющая по продольной оси создает основной магнитный поток. То есть, на сердечнике статора наматывается только одна распределенная, и как бы комбинированная компенсационная обмотка, которая выполняет функции чисто компенсационной и последовательной обмоток возбуждения. Удается получить экономию обмоточного провода по меди до 20%. Однако в такой конструкции применяется обмотка возбуждения дополнительных полюсов, рассчитанная на полный поток дополнительных полюсов. Конструкция сердечника статора не учитывает неподвижность и распределенность магнитного поля. Одновременно пазы сердечника статора на половине полюсного давления оказываются не заполненными. Используется только 50% пазов. Для примера, однофазная обмотка возбуждения роторов неявнополюсных синхронных машин занимает 67-75% пазов, но может быть и больше, так как эта величина оптимальна по гармоническому составу МДС в синхронных машинах. Технический результат изобретения заключается в том, чтобы оставить все положительные черты аналога и прототипа, а именно: снижение габаритов машины, уменьшение отходов электротехнической стали, сокращение расхода меди, за счет объединения компенсационной обмотки и последовательной обмотки возбуждения, улучшение коммутации; но и получить эффект, превосходящий суммарный от объединения этих черт, за счет дополнительного сокращения расхода меди в обмотке дополнительных полюсов, большего снижения габаритов и уменьшения отходов стали из-за возможно более глубокого усечения сердечника статора. Эта цель достигается тем, что сердечник статора усекается по образующей парами параллельных плоскостей равных числу полюсов таким образом, что образованные грани составляют угол с осью компенсационной обмотки равный 75-90 эл. град. Эта конструкция отличается от прототипа тем, что в нем не применялись усечения сердечника статора, причем со смещением граней с перпендикулярного положения по отношению к оси обмотки. Такая конструкция ранее не использовалась и поэтому заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показано поперечное сечение машины предлагаемой конструкции. Машина содержит сердечник статора 1, в пазы которого уложена компенсационная обмотка 2 и обмотка дополнительных полюсов 3. Часть пазов статора по оси компенсационной обмотки может не вырубаться. Показан якорь 4, в пазы которого уложена обмотка якоря 5. Сердечник статора усекается гранями 6, число которых равно числу полюсов и которые составляют угол с осью компенсационной обмотки, соответствующей направлению вектора Fsk, угол равный 75-90 эл. град. Данное техническое решение позволяет производить усечение до меньшего радиуса, по сравнению с аналогом, в случае незаполненности некоторой части пазов статора по оси компенсационной обмотки, над которыми это усечение и выполняется. Или, если обмотка заполняет до 100% пазов статора, то она может быть размещена в статоре с меньшим наружным диаметром. Такая конструкция позволяет переходить на более низкие высоты осей вращения при той же мощности по сравнению с аналогами. Угол





Формула изобретения
Машина постоянного тока, содержащая статор из шихтованного сердечника с неявновыраженными полюсами, в пазах которого уложена компенсационная обмотка, расположенная между продольной и поперечной осями машины и соединенная последовательно с обмоткой якоря, отличающаяся тем, что сердечник статора усечен по образующей парами параллельных плоскостей, равных числу полюсов, так, что образованные грани составляют угол с осью компенсационной обмотки, равный 75-90 эл.град.РИСУНКИ
Рисунок 1