Ветроколесо денисова-дубовского
Область использования: в ветроэнергетике и может быть использовано для преобразования энергии ветра. Сущность изобретения ветроколесо содержит горизонтальный вал трубчатого типа и жестко закрепленной на нем вращающийся элемент, выполненный в виде двух соосно расположенных с возможностью синхронного вращения в противоположных друг относительно друга направлениях приводных дисков, положение оси вращения которых жестко зафиксировано на горизонтальном валу посредством редуктора привода, и кольцевого кожуха по окружностям дисков с зазором к поверхностям дисков. Горизонтальный вал проходит в пространстве между дисками по диаметральной оси и соединен с кольцевым кожухом, расположенным в плоскости соосного вращения приводных дисков. Соосное вращение дисков в противоположных друг относительно друга направлениях осуществляется посредством вала привода, проходящего внутри трубчатого горизонтального вала, и редуктора привода. Технический результат заключается в увеличении КПД и уменьшении габаритов ветроколеса. 1 с.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к ветроэнергетике и может быть использовано для преобразования энергии ветра.
Известны ветроколеса с лопастями крыльчатого типа с горизонтальной осью вращения и ветроколеса с выгнутыми лопастями






v - усредненная продольная (по направлению потока ветра) составляющая скорости соосного вращения дисков (фиг. 5).

где
R - радиус дисков;
Vвр - линейная скорость вращения дисков;
n - число оборотов соосного вращения дисков в сек. В результате на каждый квадратный метр поверхности вращающегося элемента ветроколеса действует подъемная сила:

В остальном подъемная сила вращающегося элемента ветроколеса зависит от радиуса и скорости соосного вращения приводных дисков. Сравнение с прототипом показывает, что подъемная сила лопастей ветроколеса крыльчатого типа рассчитывается по формуле:

где
Cy - коэффициент подъемной силы;


S - площадь лопасти. Коэффициент Cy можно принять равным единице (практически его минимальное значение), тогда на каждый квадратный метр поверхности лопасти ветроколеса действует подъемная сила

Сравнивая подъемную силу заявляемого ветроколеса 2












Например, при


При увеличении R и n различие в подъемных силах возрастает многократно, соответственно возрастают коэффициент использования энергии ветра, выходная мощность на горизонтальном валу, а в целом, КПД ветроколеса. При этом, мощность, необходимая для вращения приводных дисков заявляемого ветроколеса, по меньшей мере на порядок меньше выходной мощности. Нетрудно оценить, что диаметр заявляемого ветроколеса при одинаковых значениях выходной мощности будет существенно меньше диаметра ветроколеса прототипа. Например, известная система Mod - OA (США) на 200 Квт имеет лопасти диаметром 38 м /2/, тогда как диаметр приводных дисков заявляемого ветроколеса на такую же выходную мощность равен 8 - 19 м. В связи с уменьшением габаритов заявляемого ветроколеса уменьшается и коэффициент лобового сопротивления, особенно по отношению к многолопастным ветроколесам. Сопоставительный анализ заявляемого ветроколеса с прототипом показывает, что заявляемое ветроколеса отличается от известного тем, что его вращающийся элемент выполнен в виде двух соосно расположенных с возможностью синхронного вращения в противоположных друг относительно друга направлениях приводных дисков, ось вращения которых перпендикулярна горизонтальному валу, и кольцевого кожуха по окружности дисков с зазорами к поверхностям дисков. Горизонтальный вал проходит в пространстве между дисками по диаметральной оси и соединен с жестко фиксированным в плоскости соосного вращения приводных дисков кольцевым кожухом. Таким образом, заявляемое ветроколесо соответствует критерию изобретения "новизна". Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области позволило сделать вывод, что оно явным образом не следует из уровня техники и, следовательно, соответствует критерию "изобретательский уровень". Возможность широкого использования заявляемого ветроколеса в ветроэнергетике обеспечивает ему критерий "промышленная применимость". Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, где
на фиг. 1, показан вид ветроколеса слева;
на фиг. 2 показан вид ветроколеса спереди;
на фиг. 3 показан вид ветроколеса справа;
на фиг. 4 показан схематичный вид сечения А-А ветроколеса по диаметральной оси перпендикулярно плоскости дисков с фиг. 1;
на фиг. 5 показана усредненная продольная относительно направленная потока ветра составляющая скорости вращения дисков. Ветроколесо включает горизонтальный вал 1 трубчатого типа и жестко закрепленный на нем вращающийся элемент, выполненный в виде двух соосно расположенных с возможностью синхронного вращения в противоположных друг относительно друга направлениях приводных дисков 2 и 3, положение оси вращения которых жестко зафиксировано на горизонтальном валу 1 посредством редуктора привода 6, и кольцевого кожуха 4 по окружностям дисков с зазорами 5 к поверхностям дисков. Горизонтальный вал 1 проходит в пространстве между дисками 2 и 3 по диаметральной оси и соединен с кольцевым кожухом 4, расположенным в плоскости соосного вращения приводных дисков 2 и 3. Соосное вращение дисков 2 и 3 в противоположных друг относительно друга направлениях осуществляется посредством вала привода 7, проходящего внутри трубчатого горизонтального вала 1, и редуктора привода 6. При приведении во вращение дисков 2 и 3 и размещении ветроколеса в потоке ветра, имеющего скорость









1. Я.И. Шефтер. Использование энергии ветра. М.: Энергоатомиздат, 1983, с. 71 - 72, с. 68. 2. Ветроэнергетика. Под. ред. Д. де Рензо. М.: Энергоатомиздат, 1982, с. 26 - 29, с. 87 - 88. 3. Л.Х. Кокунина. Основы аэродинамики. М.: Транспорт, 1982, с. 54.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5