Гнутый профиль и способ его производства
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холодногнутых профилей проката специального назначения. Техническим результатом является повышение эксплуатационных характеристик гнутых профилей, используемых для дорожных ограждений автомагистралей, и профилактика дефектов их геометрии, а также уменьшение расхода металла и валков при производстве этих профилей. Гнутый профиль, содержащий горизонтальную стенку с трапециевидным гофром, наклонные боковые стенки и горизонтальные полки заданных величин, дополнительно содержит на полках отбортовки с шириной, равной 4,0 - 4,5 толщинам профиля, и наклонные вниз под углом 68 - 72o к полкам, а угол наклона между боковыми и горизонтальными стенками равен 100 - 104o, при этом высота гофра составляет 0,18 - 0,22 от высоты профиля, а ширина гофра равна 0,39 - 0,43 ширины горизонтальной стенки. Способ производства описанного гнутого профиля путем последовательной подгибки элементов формуемой полосы в черновых, промежуточных и чистовых проходах включает подгибку боковых стенок и формирование гофра на горизонтальной стенке профиля с одновременным ограничением смещения полосы в черновых проходах, в этих проходах формируют только гофр, в промежуточных проходах осуществляют формообразование корытного профиля с ограничением поперечного смещения полосы в первом таком проходе с одновременным уменьшением радиусов изгиба элементов гофра до заданной величины, а в чистовых проходах подгибают отбортовки на полках вниз с минимальным углом подгибки 2o в предпоследнем и максимальным углом 32o в последнем чистовом проходе, при этом радиус изгиба отбортовок делают равным заданному в первом чистовом проходе, уменьшая его в 2,0-2,5 раза в двух последующих проходах и увеличивая до заданной величины в последнем проходе. 2 с.п.ф-лы. 2 ил.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при изготовлении фасонных холодногнутых профилей.
Фасонные (сортовые) гнутые профили самой разнообразной конфигурации поперечного сечения и различного назначения (в том числе - для ограждения автомагистралей) получают на специальных профилегибочных станах путем последовательной подгибки элементов полосовой заготовки валками. Сортамент производимых гнутых профилей наиболее полно представлен в справочнике под ред. И. С. Тришевского. Гнутые профили проката. М.: Металлургия, 1980, с. 147 - 301, а современная технология профилирования, - например, в книге под ред. И.С. Тришевского. Производство гнутых профилей (оборудование и технология). М.: Металлургия, 1982, с. 243 - 262. Известен гнутый профиль (гофрированный лист), концевым выступам которого придана такая форма, что вырез на одном конце листа соответствует выступу на другом его конце (см. пат. ГДР N 146206 кл. F 28 F 3/06 от 28.01.81 г.). Недостатком этого профиля является невозможность его использования в качестве дорожного ограждения автомагистралей вследствие недостаточной его жесткости (сопротивления изгибу и скручиванию). Наиболее близким к заявляемому является профиль с трапециевидным гофром N 18 - 15, приведенный в справочнике под ред. И.С. Тришевского. Производство и применение гнутых профилей проката. М.: Металлургия, 1975 г, с. 501. Этот профиль содержит горизонтальную стенку с трапециевидным гофром на середине ее ширины и наклонные боковые стенки и характеризуется наличием горизонтальных полок, сопряженных с боковыми стенками. Недостатком такого профиля является его недостаточная поперечная жесткость, что делает нецелесообразным его применение для ограждения автомагистралей. Известен способ производства гнутых профилей с отбортовками, в котором для улучшения геометрии профиля подгибку отбортовки и боковой стенки осуществляют на одинаковые углы, а при достижении угла ~ 70o на разные углы с постепенным уменьшением разницы углов от 20 до нуля (см. а.с. СССР N 360130 кл. B 21 D 5/08 от 18.01.73 г.). Недостаток способа - невозможность получения с его помощью качественных профилей с наклоненными вниз отбортовками на горизонтальных полках. Наиболее близкой к заявляемому способу является калибровка специального профиля 202 х 40 х 3 мм, приведенная в книге А.П., Чекмарева и В.Б, Калужского. Гнутые профили проката. М.: Металлургия, 1974, с. 119 - 120 и рис. 64. Формообразование этого профиля осуществляется путем последовательной подгибки элементов формуемой полосы в черновых, промежуточных и чистовых проходах и характеризуется тем, что формирование гофра на горизонтальной стенке и подгибка боковых стенок в черновых проходах производятся одновременно с ограничением поперечного смещения полосы ребордами нижних валков. Недостатком такой технологии также является невозможность получения с его использованием заявляемого гнутого профиля с требуемой геометрией. Профили для дорожных ограждений автомагистралей используются либо в качестве стоек, либо в качестве горизонтальных брусьев, соединяющих стойки. Для сборки таких профилей в них пробиваются отверстия в определенных местах. Поэтому любое искажение геометрии профилей (изгиб, скручивание, разнополосность и т.п.) затрудняет их сборку и повышает расход металла, что обуславливает предъявление к геометрии повышенных требований, изложенных в ТУ 14-101-360-96 "Профили холодногнутые для дорожных ограждений автомагистралей". Технической задачей изобретения является повышение эксплуатационных характеристик гнутых профилей, используемых для дорожных ограждений автомагистралей и профилактика дефектов их геометрии, а также уменьшение расхода металла и валков при производстве этих профилей. Для решения указанной задачи гнутый профиль, содержащий горизонтальную стенку с трапециевидным гофром, наклонные боковые полки заданных величин, дополнительно содержит на полках отбортовки с шириной, равной 4,0...4,5 толщинам профиля, и наклонные вниз под углом 68o...72o к полкам, а угол наклона между боковыми и горизонтальными стенками равен 100o...104o, при этом высота гофра составляет 0,18...0,22 от высоты профиля, а ширина гофра равна 0,39. . . 0,43 ширины горизонтальной стенки; в способе производства упомянутого гнутого профиля путем последовательной подгибки элементов формуемой полосы в черновых, промежуточных и чистовых проходах, включающем подгибку боковых стенок и формирование гофра на горизонтальной стенке профиля с одновременным ограничением поперечного смещения полосы в черновых проходах, в этих проходах формируют только гофр, в промежуточных проходах осуществляют формообразование корытного профиля с ограничением поперечного смещения полосы в первом таком проходе с одновременным уменьшением радиусов изгиба элементов гофра до заданной величины, а в чистовых проходах подгибают отбортовки на полках вниз с минимальным углом подгибки 2o в предпоследнем и максимальным углом 32o в последнем чистовом проходе, при этом радиус изгиба отбортовок делают равным заданному в первом чистовом проходе, уменьшая его в 2,0...2,5 раза в двух последующих проходах и увеличивая до заданной величины в последнем проходе. Сущность найденного технического решения заключается в оптимизации геометрических параметров гнутого профиля (максимальная его жидкость при минимальной площади поперечного сечения), а также в применении при его производстве увеличенного числа калибров с ограничением поперечного смещения формуемой полосы ребордами нижних валков и таких углов подгибки и радиусов изгиба отбортовок на горизонтальных полках, которые обеспечивают получение требуемых размеров и геометрии профиля. Кроме того, применение максимального (32o) угла подгибки отбортовок в последнем чистовом проходе и изменение радиусов их изгиба от заданной величины до минимальной с последующим увеличением до заданного радиуса в этом же проходе вызывает упрочнение участков изгиба, что приводит к увеличению жесткости профиля как в поперечном, так и в продольном направлениях. На фиг. 1 показано поперечное сечение заявляемого гнутого профиля, а на фиг. 2 - схема его профилирования (римские цифры - порядковые номера проходов; показаны наиболее характерные из них). Профиль толщиной S, с шириной B и высотой H (см. фиг. 1) содержит горизонтальную стенку 1 с гофром трапециевидного сечения 2, расположенным на ее середине, наклонные боковые стенки 3, смежные с ними горизонтальные полки 4 и наклонные к полкам под углом

















Формула изобретения
1. Гнутый профиль преимущественно для дорожных ограждений автомагистралей, содержащий горизонтальную стенку с трапециевидным гофром, наклонные боковые стенки и горизонтальные полки заданных величин, отличающийся тем, что он дополнительно содержит на полках отбортовки с шириной, равной 4,0 - 4,5 толщинам профиля, и наклонные вниз под углом 68 - 72o к полкам, а угол наклона между боковыми и горизонтальной стенками равен 100 - 104o, при этом высота гофра составляет 0,18 - 0,22 от высоты профиля, а ширина гофра равна 0,39 - 0,43 ширины горизонтальной стенки. 2. Способ производства гнутого профиля путем последовательной подготовки элементов формуемой полосы в черновых, промежуточных и чистовых проходах, включающий подгибку боковых стенок и формирование гофра на горизонтальной стенке профиля с одновременным ограничением поперечного смещения полосы в черновых проходах, отличающийся тем, что в черновых проходах формируют только гофр, в промежуточных проходах осуществляют формообразование корытного профиля с ограничением поперечного смещения полосы в первом таком проходе с одновременным уменьшением радиусов изгиба элементов гофра до заданной величины, а в чистовых проходах подгибают отбортовки на полках вниз с минимальным углом подгибки 2o в предпоследнем и максимальным углом 32o в последнем чистовом проходе, при этом радиус изгиба отбортовок делают равным заданному в первом чистовом проходе, уменьшая его в 2,0 - 2,5 раза в двух последующих проходах и увеличивая до заданной величины в последнем проходе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2