Инерционный двигатель
Инерционный двигатель предназначен для использования в машиностроении в качестве привода поступательного движения механизмов и машин и в качестве двигателя транспортных средств. Двигатель содержит плоскую опору и свободно установленный на ней плоский корпус с размещенным на нем дебалансом, соединенным с электродвигателем с возможностью синхронного вращения в параллельной корпусу плоскости. К обращенной к опоре плоскости корпуса в зоне вращения дебаланса жестко прикреплен плоский круглый диск, центр и диаметр которого совпадают соответственно с центром вращения дебаланса и диаметром описываемой дебалансом окружности, имеющий возможность фиксированного поворота относительно центра. Контактирующая с опорой поверхность диска выполнена со значительным коэффициентом трения за исключением участка в форме сектора, перекрывающего по размерам дебаланс и выполненного с минимально возможным коэффициентом трения. Упрощается конструкция, повышается надежность и долговечность двигателя. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода поступательного движения исполнительных органов механизмов и машин и в качестве двигателя транспортных средств.
Известен инерционный двигатель, содержащий опору и установленный на ней с возможностью поворота вокруг оси корпуса с размещенными на нем двумя одинаковыми дебалансными грузами, соединенными передачей с приводным валом, установленными на кривошипах симметрично относительно плоскости с возможностью синхронного вращения в противоположных направлениях [1]. Недостатком данного двигателя является малая величина амплитуды тягового усилия в направлении перемещения из-за постоянной скорости вращения кривошипов грузов. Кроме того, конструкция предельно сложна и ненадежна вследствие применения громоздких кинематических рычажных и тяговых узлов. Известен также инерционный двигатель, содержащий корпус с двумя дебалансами, соединенными с электродвигателями и имеющими возможность синхронного вращения в противоположных направлениях с переменной скоростью, связанный с корпусом узел стартовой раскачки и стабилизации частоты вращения дебалансов, формирователь синхронно-импульсных токов переменного направления [2]. В данном двигателе за счет переменной скорости вращения дебалансов обеспечивается разная величина амплитуды инерционных усилий, действующих на корпус в протиповоложных направлениях, и соответственно повышается амплитуда тягового усилия в направлении перемещения. Однако электромеханическая схема предложенного двигателя характеризуется значительной сложностью, наличием значительного числа элементов, предельно высокими требованиями к настройке и регулировке и представляет собой сложную систему управления и регулирования. Схема содержит порядка 30 /тридцати/ электромеханических блоков и узлов, работа которых должна происходить в условиях строгой синхронизации, стабильности функционирования элементов и т. п. Поэтому практическая возможность применения данного двигателя предельно ограничена. Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам к данному изобретению является инерционный двигатель, содержащий опору и установленный на ней корпус с размещенными на нем двумя дебалансами, соединенными с валом электродвигателя с возможностью синхронного вращения в противоположных направлениях, кинематические рычажные передачи, соединяющими вал электродвигателя с каждым из дебалансов, и состоящие из кривошипов, шатунов и цилиндрических шарниров, ориентированных своими осями под строго заданными углами скрещивания [3]. В данном двигателе за счет кинематической схемы равномерное вращение вала двигателя преобразуется в синхронное вращение дебалансов в противоположных направлениях с неравномерной угловой скоростью за оборот, чем и обеспечивается разная величина амплитуды инерционных усилий, действующих на корпус в противоположных направлениях. Однако конструкция данного двигателя характеризуется предельной конструктивной сложностью, низкой надежностью, а также сложностью настройки и регулировки. Это объясняется как большим количеством, сложностью и громоздкостью самих применяемых рычажных и тяговых узлов, так и нестабильностью ненадежностью и недолговечностью их кинематических соединений. Целью изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и долговечности инерционного двигателя. Поставленная цель достигается тем, что в известном инерционнном двигателе, содержащем плоскую опору, свободно установленный на ней плоский корпус с размещенным на нем дебалансом, соединенным с электродвигателем с возможностью синхронного вращения в параллельной корпусу плоскости, к обращенной к опоре плоскости корпуса в зоне вращения дебаланса жестко прикреплен плоский круглый диск, центр и диаметр которого совпадают соответственно с центром вращения дебаланса и диаметром описываемой дебалансом окружности, имеющий возможность фиксированного поворота относительно центра, при этом контактирующая с опорой поверхность диска выполнена со значительным коэффициентом трения за исключением участка в форме сектора, перекрывающего по размерам дебаланс и выполненного с минимально возможным коэффициентом трения. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематично изображен предлагаемый инерционный двигатель, общий вид; на фиг. 2 - вид сверху на дебаланс; на фиг. 3 - вид снизу на поверхность контактирующего с опорой диска. Предлагаемый инерционный двигатель содержит плоскую опору 1, свободно установленный на ней плоский корпус 2 с размещенным на нем секторным дебалансом 3, соединенным через зубчатое зацепление в виде зубчатой оси 4 и зубчатого колеса 5 с осью электродвигателя 6, установленного в кронштейне 7 на корпусе 2, и имеющим возможность синхронного вращения в параллельной корпусу 2 плоскости, при этом к обращенной к опоре 1 плоскости корпуса 2 в зоне вращения дебаланса 3 жестко прикреплен плоский круглый диск 8, центр и диаметр которого совпадают соответственно с центром вращения дебаланса 3 и диаметром описываемой дебалансом 3 окружности, а контактирующая с опорой 1 поверхность 9 диска 8 выполнена со значительным коэффициентом трения за исключением участка 10 в форме сектора, перекрывающего по размерам дебаланс 3 и выполненного с минимально возможным коэффициентом трения. Диск 8 имеет возможность фиксированного поворота относительно центра с помощью утопленного в углубление винта 11. Выполнение поверхности диска 8 с профилированной вышеуказанным образом шероховатостью достигается путем пескоструйной обработки всей поверхности с последующей полировкой участка 10 в форме сектора. Предлагаемый инерционный двигатель работает следующим образом. Равномерное вращение вала электродвигателя 6 через зубчатое зацепление 4, 5 вызывает также равномерное синхронное вращение дебаланса 3. При вращении дебаланса 3 возникает постоянная инерционная сила















Формула изобретения
Инерционный двигатель, содержащий плоскую опору, свободно установленный на ней плоский корпус с размещенным на нем дебалансом, соединенным с электродвигателем с возможностью синхронного вращения в параллельной корпусу плоскости, отличающийся тем, что к обращенной к опоре плоскости корпуса, в зоне вращения дебаланса жестко прикреплен плоский круглый диск, центр и диаметр которого совпадают соответственно с центром вращения дебаланса и диаметром описываемой дебалансом окружности, имеющий возможность фиксированного поворота относительно центра, при этом контактирующая с опорой поверхность диска выполнена со значительным коэффициентом трения за исключением участка в форме сектора, перекрывающего по размерам дебаланс и выполненного с минимально возможным коэффициентом трения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3