Газотурбинный двигатель
Газотурбинный двигатель содержит статор и ротор с радиально-упорным подшипником, наружное кольцо которого выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно статора и контактирующего с обеих сторон с активными силовыми элементами. Радиальный зазор между рабочими поверхностями кольца и опоры подшипника составляет 0,1-0,4 мм. Полость радиального зазора соединена с полостью опоры отверстиями. Такое выполнение двигателя позволяет регулировать радиальные и осевые зазоры с одновременным демпфированием колебаний. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей /ГТД/, например к ротору низкого давления ГТД, и может найти применение как в авиадвигателестроении, так и при наземном использовании двигателей.
Улучшение параметров ГТД, в частности уменьшение удельного расхода топлива требует повышения КПД лопаточных машин двигателя, в том числе вентилятора, подпорных ступеней и турбины низкого давления. Одним из путей повышения КПД является уменьшение зазоров между плотнительными элементами статора и ротора этих узлов в проточной части двигателя. Известна конструкция ГТД, в которой осуществляется регулирование зазоров между наружным воздушным уплотнением турбины и законцовкой турбинных лопаток ротора. Недостатком данной конструкции является малый диапазон регулирования зазоров, а также невозможность их регулирования при внезапном выключении двигателя при прогретых дисках турбины, что связано с разной скоростью прогрева тонкостенных лопаток и толстостенного статора. Это приводит к снижению КПД турбины и эффективности двигателя. Известна конструкция ГТД, в которой осуществляется регулирование зазоров между наружным воздушным уплотнением статора турбины законцовкой турбинных лопаток ротора. Устройство включает в себя смонтированные вокруг корпуса турбины перфорированные трубки, соединенные с трубопроводом подвода воздуха, отбираемого из вентиляторного контура. Уменьшение зазоров достигается обдувом корпуса турбины охлаждающим воздухом, в результате чего температура корпуса и соответственно его диаметр уменьшаются. При этом сокращаются радиальные зазоры между уплотнением статора и законцовками турбинных лопаток. Недостатком данной конструкции является невозможность регулирования осевых и радиальных зазоров с одновременным демпфированием колебаний ротора на рабочих режимах ГТД. При низких температурах корпуса вентилятора или подпорных ступеней осуществление регулирования зазоров невозможно из-за отсутствия необходимой для регулирования разницы температур между охлаждающим воздухом и корпусом. Регулирование зазоров невозможно при внезапном выключении двигателя и запуске только что остановленного двигателя при прогретых дисках турбины, что связано с разной скоростью подогрева тонкостенных лопаток, более толстостенного статора и еще более массивных и толстостенных дисков. Это приводит к увеличению зазоров между плотнительными элементами статора и ротора на рабочих режимах ГТД и соответственно к снижению КПД турбины и эффективности двигателя. Техническая задача, на решение которой направлено данное изобретение, заключается в осуществлении регулирования осевых и радиальных зазоров между плотнительными элементами статора и ротора с одновременным демпфированием колебаний. Эта задача решается путем сдвижки всего ротора двигателя относительно статора в осевом направлении, которое осуществляется в результате того, что в газотурбинном двигателе, содержащем статор и ротор с регулируемыми зазорами, наружное кольцо радиально-упорного подшипника ротора выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно статора и контактирующего с обеих сторон с активными силовыми элементами, а периферийная проточная часть лопаток выполнена конусообразной с острым углом раскрытия, причем радиальный зазор между рабочими поверхностями кольца и опоры подшипника составляет 0,1 - 0,4 мм. Для исключения перегрева масла полость радиального зазора между рабочими поверхностями кольца и опоры подшипника соединена с полостью опоры отверстиями. Выполнение наружного кольца радиально-упорного подшипника ротора в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно статора позволяет осуществлять сдвижку всего ротора относительно статора в осевом направлении. То, что поршень контактирует с обеих сторон с активными силовыми элементами, позволяет после окончания переходных процессов на режимах максимальной экономичности уменьшать радиальные зазоры






















Формула изобретения
1. Газотурбинный двигатель, содержащий статор и ротор с радиально-упорным подшипником, отличающийся тем, что наружное кольцо радиально-упорного подшипника выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно статора и контактирующего с обеих сторон с активными силовыми элементами. 2. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что радиальный зазор между рабочими поверхностями кольца и опоры подшипника составляет 0,1 - 0,4 мм. 3. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что полость радиального зазора соединена с полостью опоры отверстиями.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5