Способ наведения телеуправляемой ракеты
Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано в ракетных комплексах. Способ наведения телеуправляемой ракеты включает формирование широкого и узкого поля управления. Ракету запускают под углом к линии визирования цели и разгоняют в течение времени tp с помощью двигателя. Наведение ракеты в течение времени tp осуществляют в широком поле управления в соответствии с угловым положением факела двигателя ракеты относительно линии визирования цели, а наведение в узком поле управления в соответствии с угловым положением источника излучения ракеты. В течение времени tp производят нагрев элемента корпуса ракеты, затем осуществляют наведение ракеты в широком поле управления в соответствие с угловым положением нагретого элемента относительно линии визирования цели. Отделение двигателя производят при уменьшении угла между линией визирования цели и положением нагретого элемента до значения, меньшего половины телесного угла узкого поля управления. Использование изобретения обеспечивает помехоустойчивое наведение ракет при широком диапазоне разбросов времени работы двигателя. 1 ил.
Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано в танковых, противотанковых и в зенитных ракетных комплексах.
Наведение управляемых ракет указанных комплексов сопровождается дымообразованием двигателей на разгонном участке. Дым затрудняет слежение за целью и существенно ослабляет оптические сигналы по линии носитель - ракета. Для наведения ракет в условиях значительного дымообразования двигателей как дозвуковых, так и сверх- и гиперзвуковых ракет и с целью повышения помехоустойчивости оптической линии связи (ОЛС) применяют различные способы наведения. Один из них - стрельба под углом к линии визирования цели (ЛВЦ) с формированием программной команды управления на участке траектории полета с работающим двигателем и передачей команды по проводной линии связи для автоматического вывода ракеты на ЛВЦ и дальнейшей коррекции полетом ракеты с помощью дистанционного управления при нахождении ракеты на ЛВЦ, реализованный в противотанковом ракетном комплексе Swingfire [1-3]. В данном комплексе поражение цели зависит от таких факторов, как разброс времени работы двигателя на разгонном участке, наличие бокового ветра, скорость цели, правильность запрограммированной команды управления, которая должна учитывать разброс скорости ракеты в интервале температур боевого применения, а также уход параметров за время хранения ракет в условиях войсковой эксплуатации. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ наведения, реализованный в зенитном ракетном комплексе "ADATS" [4], включающий формирование широкого и узкого полей управления, запуск ракеты под углом к ЛВЦ, разгон ракеты в течение времени tр с помощью двигателя, наведение ракеты в течение времени tp в широком поле управления в соответствии с угловым положением факела двигателя ракеты относительно ЛВЦ и наведение ракеты в узком поле управления. В данном способе на участке наведения с работающим двигателем реализуется командная система телеуправления. Пеленгатор определяет угловое отклонение ракеты относительно ЛВЦ по факелу работающего двигателя и на основе этого рассогласования наземная аппаратура комплекса формирует команды, которые с помощью временной модуляции луча передаются на борт ракеты. При передаче команд энергия лазерного луча концентрируется в узком луче, обеспечивающем передачу информации сквозь факел двигателя и прием излучения детекторами, размещенными на концах крыльев ракеты. После выгорания топлива реализуется система телеориентирования ракеты в прямом лазерном луче. Два детектора, расположенных в хвостовой части ракеты, принимают лазерное излучение. Бортовая аппаратура преобразует эти сигналы в команды управления рулями, которые удерживают ее в центре луча до встречи с целью. Недостатками описанной системы наведения является необходимость синхронизации момента выгорания топлива двигателя с моментом входа ракеты в луч: при выгорании топлива до этого момента происходит прекращение командного телеуправления, но при этом еще не началось телеориентирование в луче, т.е. происходит срыв наведения; при выгорании топлива после этого момента дым двигателя прерывает поступление информации на детекторы, расположенные в хвостовой части ракеты, что также приводит к срыву наведения. Как показал опыт разработки известных систем наведения, надежное (без прерываний) функционирование ОЛС во всех условиях эксплуатации возможно при достаточном малом значении разброса времени работы двигателя (не более
Формула изобретения
Способ наведения телеуправляемой ракеты, включающий формирование широкого и узкого полей управления, запуск ракеты под углом к линии визирования цели, разгон ракеты с помощью двигателя в течение времени tр, наведение ракеты в течение времени tр в широком поле управления в соответствие с угловым положением факела двигателя ракеты относительно линии визирования цели, наведение ракеты в узком поле управления в соответствие с угловым положением источника излучения ракеты, отличающийся тем, что в течение времени tр производят нагрев элемента корпуса ракеты, спустя tр осуществляют наведение ракеты в широком поле управления в соответствие с угловым положением нагретого элемента относительно линии визирования цели, производят отделение двигателя при уменьшении угла между линией визирования цели и положением нагретого элемента до значения, меньшего половины телесного угла узкого поля управления.РИСУНКИ
Рисунок 1