Приводной вал из волокнистых композиционных материалов
Изобретение может быть использовано в машиностроении, в частности в судостроении. Приводной вал из волокнистых композиционных материалов образован слоями различной жесткости. Внутренний слой выполнен из материала большей жесткости, чем наружный слой. При этом волокна во внутреннем слое расположены под углом (0oC10)o к образующей, а в наружном слое - под углом
(40-50)o к образующей. Кроме того, величины G1, G2,
1 и
2 связаны между собой предложенной зависимостью. 1 с. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции приводных валов, испытывающих сжатие, кручение и изгиб. К таким валам относятся, например, гребной и промежуточные валы линии гребного вала морских судов.
Изобретение может быть использовано в судостроении, автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях промышленности. Известны конструкции приводных валов из волокнистых композиционных материалов, испытывающих кручение и знакопеременный изгиб. Конструкция таких валов оговорена, например, патентами США N 4362521, N 4664644, N 4421497; патентом Франции N 2536131; патентами Великобритании N 2017260, N 2010446; заявкой Японии N 61-487 и др. Перечисленные конструкции имеют структуру из чередующихся слоев низко- и высокомодульных волокон, ориентированных под углами 0 -15o и 60 - 90o, либо четко выраженных макрослоев, причем внешний слой выполнен из высокомодульных волокон (например, угольных), ориентированных под углами 15 - 40o, а внутренний - из таких же или низкомодульных волокон, намотанных под углами 45 -75o. Такая конструкция вала далека от оптимальной, т.к. сопряжена с перегрузкой материала одних слоев и недоиспользованием механических свойств материала других. Попытка равномерного нагружения скручиваемого вала по слоям за счет оптимизации материала предпринята отечественными авторами, см.: 1. В. С.Ярин "К определению оптимального угла армирования стеклопластиковых стержней, работающих в условиях кручения". Сб. трудов ЛМИ, Л.: 1970, N 82, c.101-105. 2. А.М.Закржевский, В.В.Хитров. "Несущая способность толстостенных валов из композитов, работающих на кручение". Механика композиционных материалов, 1988, М., N 1, с.110-118. 3. А.М.Закржевский. "Технологические методы управления несущей способностью толстостенных намотанных стержней из стеклопластика, работающих на кручение". Автореферат канд. дис., Рига, 1988. Предложенные ими конструкции приводных валов имеют оптимизированную структуру армирования композиционного материала с постепенным уменьшением угла расположения волокон (к оси вала) от внутренних слоев к внешним с 45 до 23o. Такая конструкция является более совершенной, но и она имеет существенные недостатки: оптимальность ее относится лишь к одному конкретному сочетанию действующих нагрузок и при изменении режима работы вала утрачивается; кроме того, расположение относительно толстого наружного слоя волокон, ориентированных под малыми углами, сопряжено с малой плотностью укладки волокон, большой пористостью матрицы и, следовательно, со снижением упругих и механических свойств композита. Наиболее близким аналогом в предлагаемой конструкции приводного вала конструкция, приведенная на рис. 6.22 в книге "Углеродные волокна" под ред. С. Симамуры, изд-во "Мир", М., 1987, принятая за прототип. Внутренний слой такого вала намотан под углом



Формула изобретения
1. Приводной вал из волокнистых композиционных материалов различной жесткости, образующих коаксиально расположенные слои, отличающийся тем, что внутренний слой выполнен из материала с жесткостью, большей жесткости материала наружного слоя, волокна во внутреннем слое расположены под углом





РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС
Упругодемпферная опора ротора // 2099606
Изобретение относится к области динамической устойчивости роторов и может быть использовано в опорах с подшипниками качения гибких роторов турбонасосных агрегатов (ТНА) ЖРД
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к технологии изготовления сегментов подпятников гидрогенераторов
Газодинамический подшипник скольжения // 2064612
Упругая опора вала // 2062916
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно судостроения, и предназначено для использования в конструкциях валопроводов
Подшипниковая опора // 2060409
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с негарантированной соосностью посадочных поверхностей для подшипников
Трехслойный подшипник скольжения // 2025585
Газодинамический радиальный подшипник // 2010119
Подшипник скольжения // 2007634
Изобретение относится к узлам к деталям машин, точнее к подшипникам скольжения, и может быть использовано в механизмах, работающих в условиях вибрационных и ударных нагрузок, а также в среде, содержащей абразивные частицы (например, глинистый раствор при бурении скважин)
Лепестковый газодинамический подшипник // 2137954
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов
Подшипник скольжения // 2148736
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения
Упругодемпферная опора // 2166677
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора газотурбинных двигателей
Демпферная опора вала // 2179269
Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними
Подшипник скольжения (варианты) // 2190786
Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений
Опора газотурбинного двигателя // 2191935
Изобретение относится к области авиационных и промышленных установок
Гидродинамический опорный подшипник // 2192569
Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения