Статор реверсивного асинхронного двигателя
Сердечник статора реверсивного многофазного асинхронного двигателя состоит из ярма и зубцов с катушками фаз статорной обмотки. Каждый зубец имеет тело и полюсный наконечник. Все зубцы по расточке статора имеют равные геометрические размеры с равномерным зазором между зубцовым наконечником и железом ротора. Сердечник вдоль осевой длины состоит как минимум из двух равных по длине пакетов и между которыми размещены немагнитные прокладки. Каждая катушка фаз охватывает по длине статора по одному зубцу каждого пакета. При этом геометрические оси симметрии тела зубцов разных пакетов, охватываемых одной катушкой, параллельны оси вращения двигателя и совпадают, а относительно тел зубцов зубцовые наконечники разных пакетов смещены в противоположные стороны. Смещение зубцовых наконечников пакетов в разные стороны позволяет уменьшить амплитуду паразитных моментов в асинхронном двигателе. Это является техническим результатом. 5 ил.
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве асинхронных двигателей малой мощности.
Традиционно якорь многофазного асинхронного двигателя выполняется из ярма и зубцовой зоны, в пазах которой размещена якорная обмотка. С целью уменьшения паразитных моментов от высших гармоник магнитного поля якорная обмотка выполняется с распределением и укорочением. Зубцовая зона выполняется с зубцами, которые имеют одинаковые геометрические размеры вдоль расточки статора и по длине машины. Пазы выполняются открытыми, полузакрытыми и закрытыми [1], стр. 75, рис. 4-27. Зубцы для всыпных обмоток полузакрытых и закрытых пазов выполняются с симметричной коронкой зуба. Зубцы для обмоток с жесткими секциями и полузакрытыми пазами выполняются с асимметричной коронкой зуба. Цель асимметрии коронки зуба состоит в упрощении технологии укладки катушек жесткой обмотки [1], стр. 74, рис. 4-24. Относительно осевой длины машины зуб симметричен. Известны асинхронные двигатели мощности с асимметричным статором. Двигатели этого типа по принципу действия и конструктивному исполнению подобны двигателям с экранированными полюсами, но не имеют короткозамкнутых витков на полюсах [2]. На рис. 28.2 стр. 638 указанной литературы [2] показана конструкция статорного листа такого двигателя. При пуске сдвиг магнитных потоков создается в результате насыщения участков спинки статора малого сечения. Для улучшения пусковых характеристик применяются магнитные шунты между полюсным наконечником и малым дополнительным полюсом. Воздушный зазор под полюсом выполняется неравномерно для уменьшения паразитных моментов от высших гармоник поля. К недостаткам таких двигателей относят отсутствие возможности реверсирования, низкий пусковой момент и нетехнологичность изготовления шунтов. Заметим, что магнитная асимметрия полюсного наконечника выполнена с целью создания пускового момента путем создания дополнительного потока, проходящего через дополнительный полюс и ярмо статора с уменьшенным сечением. По длине машины полюс магнитно симметричен. Наиболее близким аналогом является решение, известное из а.с. СССР N 169664, H 02 K 17/10, 1965, где индукционный двигатель с двумя парами явнополюсных полюсов с короткозамкнутыми витками и сосредоточенными катушками, причем одна пара полюсов смещена по окружности к другой паре на 90o и в аксиальном направлении на величину, приблизительно равную ширине полюса. Механический воздушный зазор между полюсами и ротором выполняется равномерным. Поскольку воздушный зазор выполняется равномерным и якорная обмотка выполняется с сосредоточенными катушками, то недостатком такого решения является то обстоятельство, что в устройстве не принято специальных мер по уменьшению амплитуд паразитных моментов, что затрудняет пуск асинхронного двигателя. Пятая и седьмая гармоники поля якоря асинхронного двигателя уменьшают максимальный электромагнитный момент и увеличивают потери в роторе и статоре в номинальном режиме, что в конечном итоге приводит к уменьшению КПД устройства. Цель достигается тем, что статор реверсивного многофазного асинхронного двигателя, сердечник которого состоит из ярма и зубцов с катушками фаз статорной обмотки, каждый зубец имеет тело и полюсный наконечник, все зубцы по расточке статора имеют равные геометрические размеры с равномерным зазором между зубцовым наконечником и железом ротора, причем сердечник вдоль осевой длины состоит как минимум из двух равных по длине пакетов, между пакетами сердечника размещены немагнитные прокладки, каждая катушка фаз охватывает по длине статора по одному зубцу каждого пакета, при этом геометрические оси симметрии тела зубцов разных пакетов, охватываемых одной катушкой, параллельны оси вращения двигателя и совпадают, а относительно тел зубцов зубцовые наконечники разных пакетов смещены в противоположные стороны. На фиг. 1 приведен осевой разрез статора реверсивного асинхронного двигателя; на фиг. 2,а,б показаны два поперечных разреза статора реверсивного асинхронного двигателя; на фиг. 3 показаны в плане зубцы пакетов A и B и катушка обмотки статора со стороны ярма статора АД; на фиг. 4 представлены сечения A и B магнитной цепи зубцовой зоны и графики распределения индукций на одном полюсном делении; на фиг. 5 - векторная диаграмма ЭДС в стержне короткозамнутого ротора. На фиг. 1 в качестве примера приведен осевой разрез статора реверсивного многофазного асинхронного двигателя, сердечник которого по длине состоит из двух равной длины пакетов A и B. На фиг. 1 показаны сечения ярмовой 1 и зубцовой зон сердечника статора. Между пакетами A и B размещены немагнитные прокладки в зубцовой зоне 3 и в ярме 4. Каждая катушка фаз 5 обмотки статора охватывает по длине статора по одному зубцу каждого пакета. На фиг. 2 показаны поперечные разрезы статора A-A и B-B, выполненные в зоне каждого из пакетов A и B (см. фиг. 1). Сердечник статора двухполюсного реверсивного многофазного асинхронного двигателя имеет шесть зубцов. Каждый зуб имеет тело зуба (2a, 2b) и зубцовый наконечник (6a, 6b). Зубцы закреплены в ярме 1 сердечника статора по одному зубцу каждого пакета. Установка катушек 5 на зубцы 2 проводится до их запрессовки в ярмо статора. Зубцовые наконечники 6a каждого зубца пакета A смещены относительно тела зубца 2a в одну из сторон (например, против часовой стрелки, как на фиг. 2a). Зубцовые наконечники 6b каждого зуба пакета B смещены относительно тела зуба 2b в противоположную сторону (фиг. 2,б). Между зубцами каждого пакета имеются шлицевые прорези 7a и 7b. Вместо шлицевых прорезей могут быть выполнены мостики для механического соединения зубцов с целью создания более жесткой конструкции зубцовой зоны двигателя. При другом способе механического сочленения зубцов мостики могут быть выполнены немагнитными. На фиг. 3 в плане со стороны катушки показан один зуб (2A) пакета A и зуб (2B) пакета B, разделенных немагнитным слоем 3 с осевой длиной l
































Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5