Способ выравнивания температурного поля в газотурбинных установках
Способ может быть использован в энергетике, а именно в газоперекачивающих агрегатах материальных газопроводов, автономных электростанциях и других энергоустановках, содержащих газотурбинный привод, работающий на природном газе. В данном способе топливо к отдельным горелкам подается с критическими параметрами течения в каналах, проходные сечения которых выполняют идентичными. Такой способ позволит обеспечить равномерность температурного поля перед турбиной. 2 ил.
Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в газоперекачивающих агрегатах магистральных газопроводов, автономных электростанциях и в других энергоустановках, содержащих газотурбинный привод, работающий на природном газе.
Известен способ выравнивания температурного поля в газотурбинных двигателях (установках), основанный на равенстве расходов топлива через отдельные горелочные устройства камеры сгорания путем: - подбора комплекта форсунок (горелочных устройств) по производительности (Трофимович Г.К., Речистер В.Д., Гильмутдинов А.Г. Справочник по ремонту судовых газотурбинных двигателей. - Л.: Судостроение, 1980, с.72); - путем калибровки отверстий в горелочных устройствах (Моверман Г.С., Радчик И. И. Ремонт импортных газоперекачивающих агрегатов. - М.: Недра, 1986, с. 72-77). К недостатку данных технических решений, принятых нами в качестве прототипа, следует отнести то, что при изменении проходных сечений на отдельных топливных линиях, например за счет нагарообразования на калиброванных отверстиях или их эрозионного износа из-за содержания в топливе мехпримесей, происходит изменение массовых расходов топлива на отдельных топливных линиях, а следовательно, создаются условия к неравномерности температурного поля перед турбиной. Задачей предложенного изобретения является обеспечение равномерности температурного поля перед турбиной. Поставленная задача решается подачей топлива к отдельным горелочным устройствам с критическими параметрами течения в каналах, проходные сечения которых выполняют идентичными. Совокупность существенных признаков предложенного способа позволяет иные свойства в сравнении с известными решениями, заключающиеся в том, что обеспечивается стабилизация массового расхода топлива через каждое горелочное устройство независимо от изменения в них проходных сечений. Таким образом, предложенное техническое решение соответствует критериям "Изобретательский уровень" и "Новизна". Данное техническое решение планируется к внедрению на одном из газотурбинных приводов газоперекачивающего агрегата магистрального газопровода, а следовательно, отвечает критерию "Промышленная применимость". Для описания способа на фиг. 1 приведен один из вариантов профиля канала, с помощью которого можно организовать течение с критическими параметрами. На фиг. 2 показана зависимость (характер) изменения массового расхода топлива при изменении отношения давлений на вышеуказанном канале . Основными элементами канала, представленного на фиг. 1, являются: 1 - входная часть канала (конфузор) или сужающаяся часть для организации течения потока на входе с минимальными гидравлическими потерями давления; 2 - минимальное проходное сечение для обеспечения заданного массового расхода рабочего тела (топливного газа); 3 - выходная часть канала (диффузор) или расширяющаяся часть для организации течения потока на выходе с минимальными гидравлическими потерями давления;
Pвых - давление выхода. На фиг. 2 обозначены:
4 - зависимость изменения расхода топлива применительно к каналу фиг. 1;
5 - зависимость изменения расхода топлива применительно к каналу диафрагмы (на фиг. 1 и 2 не показано);
mт - текущий расход топлива при изменении давления Pвых;
mт max - расчетный расход топлива при Pвх = const и наличии критического течения в канале. Способ выравнивания температурного поля в газотурбинных установках осуществляют следующим образом. Известно, что при достижении критических параметров течения на массовый расход газа не оказывают влияния возмущения, имеющие место за сечением (по потоку), в котором создано это условие. Поэтому, если на каждой линии подачи топлива к горелкам организовать сечения с критическими параметрами течения, то изменения гидравлических характеристик за этими сечениями не будет приводить к изменению расходов топлива, а следовательно, к изменению температуры в камерах сгорания. В зависимости от геометрии сечения и физико-химических свойств рабочего тела критические параметры течения могут быть различны. Так, например для воздуха на дросселирующем элементе в виде диафрагмы (дроссельной шайбы с острыми кромками) критические параметры достигают при отношении давлений



Возможны другие исполнения расширяющейся части, например:
- по закону обеспечения



- с переменным углом конусности, вначале 6-12 град., затем 15-30 град. Последние указанные исполнения, в основном, позволяют уменьшить длину сопла при прочих равных условиях. С другой стороны, известно, что для уменьшения длины подобных дросселирующих элементов применяют элемент в виде решетки. Для предложенного технического решения каждое отверстие в решетке выполняется, например в виде сопла Лаваля. При любом выбранном конструктивном исполнении канала, в котором создается течение с критическими параметрами; на каждой топливной линии горелки должен быть один и тот же вариант, т.е. проходные сечения в каналах должны быть идентичными. В противном случае, например, при нагарообразовании на горелках, перед ними будет расти давление (т.е. увеличиваться Pвых) и отдельные каналы будут выходить из критического режима течения раньше расчетного значения и на них изменится (уменьшится) расход топливного газа на этих каналах, а следовательно, уменьшится температура в соответствующих камерах сгорания. При реализации предложенного технического решения следует принять во внимание то, что расчет геометрии сопла на заданный расход топлива при критических параметрах течения необходимо производить для величины отношения давлений порядка




Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в мобильных малогабаритных газотурбинных установках для подачи топлива в камеру сгорания
Изобретение относится к газотурбинным установкам, работающим на природном газе, а именно к системе их топливоподачи
Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо
Газотурбинная установка (ее вариант) // 2107178
Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для тепловой и химической обработки помещений, оборудования и других объектов народного хозяйства рабочим телом (продуктами сгорания углеводородного топлива в воздухе), вырабатываемым установкой в виде горячего газа (продукты сгорания, охлажденные воздухом)
Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания
Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к авиационным и стационарным, для энергетических установок
Газотурбинная установка // 2051285
Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД), в частности к системе топливопитания камеры сгорания (КС) ГТД
Способ сжигания топлива // 2027048
Изобретение относится к области энергетики, в частности к конструкциям камер сгорания, и предназначено для повышения топливной экономичности газотурбинного двигателя и полноты сгорания топлива
Изобретение относится к области авиадвигателестроения
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к топливным системам газотурбинных двигателей и к способам подачи топлива в газотурбинный двигатель
Газотурбинная установка // 2165032
Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для тепловой и химической обработки помещений, оборудования и других объектов народного хозяйства рабочим телом, вырабатываемым в виде горячего газа
Изобретение относится к форсункам, обеспечивающим предварительное смешение топлива и воздуха для камер сгорания газотурбинных установок
Изобретение относится к устройствам регулирования подачи топлива в основную камеру сгорания ГТД в топливной форсунке
Топливная форсунка // 2189478
Изобретение относится к топливным форсункам с предварительным смешением топлива и воздуха, обеспечивающим низкое выделение NOx, и, в частности, к форсункам, предназначенным для применения в газотурбинных двигателях
Изобретение относится к области приготовления и подачи углеводородного топлива, поступающего в газотурбинный двигатель (ГТД)