Приемный тракт импульсного высокоточного доплеровского лага
Изобретение относится к подводной технике и может быть использовано при создании доплеровских измерителей скорости движения объектов относительно дна или среды. Приемный тракт содержит последовательно соединенные антенну, блок аналоговой обработки, аналого-цифровой преобразователь, буферное оперативное запоминающее устройство, блок выделения доплеровской частоты, а также контроллер, управляющий режимом накопления, которое обеспечивается с минимальной частотой дискретизации. Достигаемый технический результат - увеличение быстродействия приемного тракта доплеровского лага при обработке коротких импульсных сигналов за счет формирования и ускоренной обработки длинных квазикогерентных записей эхосигналов. 2 ил.
Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано при проектировании и разработке доплеровских измерителей скорости течений и скорости движения подводных объектов относительно дна или среды.
Известно, что при построении высокоточного доплеровского лага, устанавливаемого, например, на борту автономного подводного аппарата, основным ограничением для достижения высокой точности является то, что по условиям применения лаг работает в импульсном режиме, используя при зондировании импульсные сигналы с минимальной скважностью и длительностью, которая определяется двойным временем пробега акустического сигнала от объекта до дна [1]. В режиме обзора/обследования высота движущегося объекта над дном составляет единицы метров, а длительность зондирующих сигналов, соответственно, единицы миллисекунд. Частотное разрешение










W - ширина спектра отраженного одиночного сигнала;
TS - длительность зондирующего импульса;
2E/M0=q2 - отношение сигнал/шум. Поскольку
W

то зависимость дисперсии от числа усредненных импульсов соответствует условиям некогерентной обработки

Недостатком такого приемного тракта является низкая точность за счет высокой дисперсии частотной оценки, значительное увеличение времени накопления данных и, тем самым, уменьшение быстродействия лага. В конечном итоге, поскольку данные о скорости на выходе схемы обработки появляются через большие временные промежутки, уменьшается точность счисления пути. Задачей настоящего предлагаемого технического решения является увеличение быстродействия приемного тракта доплеровского лага при обработке коротких импульсных сигналов за счет формирования и ускоренной обработки длинных квазикогерентных записей эхосигналов, что обеспечивает увеличение точности импульсного доплеровского лага. Для решения поставленной задачи в приемный тракт доплеровского лага, содержащий последовательно соединенные антенну, блок аналоговой обработки, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) и блок выделения доплеровской частоты между аналого-цифровым преобразователем и блоком выделения доплеровской частоты дополнительно введено буферное оперативное запоминающее устройство для накопления промежуточных данных и подключенный к нему контроллер, управляющий режимом накопления и обеспечивающий формирование в буферной памяти из серии отраженных сигналов малой длительности одной квазикогерентной записи, длительность которой устанавливается заданным частотным разрешением, причем накопление обеспечивается с минимальной частотой дискретизации. Сопоставительный анализ заявляемого технического решения и прототипа показывает, что первый имеет в отличие от прототипа следующие существенные признаки:
- наличие БОЗУ для накопления промежуточных данных;
- наличие контроллера, управляющего режимом накопления данных и обеспечивающего формирование квазикогерентной записи. В заявленном устройстве приемного тракта наличие дополнительного БОЗУ и контроллера позволяет накапливать промежуточные данные, управлять режимом накопления и обеспечивать формирование в буферной памяти из серии отраженных сигналов малой длительности одной квазикогерентной записи, длительность которой устанавливается заданным частотным разрешением, причем накопление обеспечивается с минимальной частотой дискретизации. На основании изложенного следует, что заявленная совокупность существенных признаков приемного тракта имеет причинно-следственную связь с достигаемым техническим результатом, т.е. благодаря данной совокупности существенных признаков создан быстродействующий приемный тракт импульсного доплеровского лага, обеспечивающий высокую точность импульсного доплеровского лага. Следовательно, заявляемое техническое решение является новым и обладает изобретательским уровнем, т.к. явным образом не следует из уровня техники. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена структурная схема приемного тракта доплеровского лага, на фиг. 2 - схема накопления когерентных прореженных данных. Схема приемного тракта, содержит антенну 1, блок предварительной аналоговой обработки 2, преобразующий входной доплеровский спектр к низкой промежуточной частоте и выполняющий регулировки усиления, необходимые для работы высокоразрядного АЦП 3, БОЗУ 4, блок выделения доплеровской частоты 5 и контроллер 6, управляющий режимом накопления данных. Приемный тракт доплеровского лага работает следующим образом. Процедура накопления квазикогерентных данных содержит три этапа обработки сигнала. Первым шагом является использование АЦП 3 с высокой частотой дискретизации, которая обеспечивает шаг дискретизации по фазе на промежуточной частоте fпр примерно 10 град. (fдискр = 36

Для сформированной записи сигнала длительностью T = N



при значительном уменьшении дисперсии

Общее число оцифрованных отсчетов при накоплении данных за время T составит
MТ = T



За счет этого обстоятельства соответственно уменьшаются емкость БОЗУ и время расчета спектра методом быстрого преобразования Фурье (БПФ) или число итераций при работе следящего фильтра. Так, если положить относительную погрешность лага равной 10-3, в случае, если максимальное значение доплеровской частоты вдвое меньше промежуточной, получим MТ = 36



1. Гидроакустические навигационные средства - Л., Судостроение, 1983, 264 с. 2. В. С. Бурдик Анализ гидроакустических систем. - Л., Судостроение, 1988, с. 358. 3. J.L. Christensen. THE SW 2000. A NEW DOPPLER SONAR CURRENT PROFILER - OCEAN - 93, Vol. 2, p. 387-389
4. F. Y. Bugnon, I.A. Whitehouse. ACOUSTIC DOPPLER CURRENT METER - IEEE Journal of OCEANIC INGINEERING, 1991, vol. 16, N 4, p. 420-426. 5. Y. Kuroda, G. Kai. K.Okuno. DEVELOMENT OF A SHIPBOARD ACOUSTIC DOPPLER CURRENT PROFILER - IEEE Journal of OCEANIC INGINEERING, 1988, p. 353-358
6. K. V. Jorgenson, B.L. Grose, F.A. Crandal. DOPPLER SONAR APPLIED TO PRECISION UNDERATER NAVIGATION. - OCEAN-93, vol. 2, p. 469-474 - прототип.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2