Узел подвижного шлицевого соединения трансмиссии
Изобретение относится к трансмиссиям тяжелонагруженных машин, преимущественно к трансмиссиям машин прокатного производства. Узел подвижного соединения трансмиссии включает шлицевой вал и сопряженную с ним шлицевую втулку. Противоположные концы шлицевого вала и шлицевой втулки соединены с ведомым и ведущим валами трансмиссии. На шлицевой втулке закреплена гильза. Гильза охватывает с зазором шлицевой вал. На противоположном шлицевой втулке торце гильзы выполнена внутренняя расточка. В расточке установлена направляющая втулка, сопряженная с механически обработанной гладкой цилиндрической поверхностью шлицевого вала по посадке движения. Гильза со стороны направляющей втулки выполнена с фланцем и закрыта грундбуксой. Фланец грундбуксы соединен болтами с фланцем гильзы. Между направляющей втулкой и грундбуксой во внутренней расточке гильзы установлено уплотнение. Изобретение позволяет повысить срок службы шлицевого соединения и долговечность элементов трансмиссии. 1 ил.
Изобретение относится к трансмиссиям тяжелонагруженных машин, преимущественно к трансмиссиям машин прокатного производства, у которых передача крутящего момента осуществляется при относительном перекосе соединяемых валов.
Известен узел подвижного шлицевого соединения трансмиссии привода валков прокатного стана (аналог), включающий шлицевый вал шпинделя, шарнирно соединенного противоположным концом с ведущим валом шестеренной клети, и сопряженную с ним шлицевую втулку, шарнирно соединенную противоположным концом через шарнир ГУКа с ведомым хвостовиком прокатного валка (см. Целиков А.М. и др. Машины и агрегаты металлургических заводов. В 3-х томах. Том 3. М., "Металлургия", 1981 г., с. 262-263). Недостатком аналога является быстрый износ и выход из строя шлицевого соединения из-за действия на него момента от веса шлицевого вала (шпинделя). При этом в шлицевом соединении возникает реактивный момент пары сил, приложенных на торцевых кромках шлицевой нарезки на шлицевой втулке. В результате возникает интенсивный износ шлицев втулки, который быстро распространяется на диагонально противоположных участках нарезки во встречных направлениях. Это приводит к перекосу шлицевого вала относительно втулки и быстрому локальному разрушению участков шлицевой нарезки на шлицевом валу, что в свою очередь увеличивает угол перекоса вала относительно втулки. При вращении это вызывает появление знакопеременных осевых нагрузок в трансмиссии, что приводит к быстрому разрушению ее элементов и выходу трансмиссии из строя. Наиболее близким техническим решением (прототипом) является узел подвижного шлицевого соединения трансмиссии привода валков мелкосортного и проволочного непрерывных станов 250 (см. там же, стр. 265). Узел включает шлицевый вал шестеренной клети, соединенный с ведущим валом редуктора, и сопряженную с ним шлицевую втулку, шарнирно соединенную через шариковую муфту с ведомым валом-шпинделем прокатного валка. В отличие от аналога реактивный момент, возникающий от пары сил, приложенных на торцевых кромках шлицевой нарезки на шлицевой втулке, у прототипа меньше, так как сила от веса шпинделя приложена в сечении расположения шариков шариковой муфты и плечо этой силы значительно меньше, чем у аналога, у которого сила веса приложена в середине шпинделя. Соответственно меньше момент от веса шпинделя и реактивный момент в шлицевом соединении, что несколько улучшает условия его работы и снижает интенсивность износа. Однако характер износа шлицевого соединения остается таким же, как и у аналога, т.е. прототипу присущи отмеченные недостатки аналога. Целью настоящего изобретения является повышение срока службы шлицевого соединения и долговечности элементов трансмиссии путем устранения реактивного момента в шлицевом соединении и осевых нагрузок на элементы трансмиссии. Поставленная цель достигается тем, что в узле подвижного шлицевого соединения трансмиссии, включающем шлицевый вал и сопряженную с ним шлицевую втулку, противоположные концы которых соединены с ведомым и ведущим (или наоборот) валами трансмиссии, на шлицевой втулке закреплена гильза, охватывающая с зазором шлицевый вал, на противоположном шлицевой втулке торце гильзы выполнена внутренняя расточка, в которой установлена направляющая втулка, сопряженная с механически обработанной гладкой цилиндрической поверхностью шлицевого вала по посадке движения, гильза со стороны направляющей втулки выполнена с фланцем и закрыта грундбуксой, фланец которой соединен болтами с фланцем гильзы, а между направляющей втулкой и грундбуксой во внутренней расточке гильзы установлено уплотнение. Изобретение поясняется чертежом, на котором изображен узел подвижного шлицевого соединения, например, трансмиссии привода тянущих роликов моталки горячей полосы, применяемой на непрерывном широкополосном стане горячей прокатки. Узел подвижного шлицевого соединения трансмиссии включает шлицевый вал 1, противоположный конец которого шарнирно, например через шарнир Гука 2, соединен с ведомым валом 3 (например, валом тянущего ролика моталки). Со шлицевым валом 1, образуя шлицевое соединение, подвижно сопряжена шлицевая втулка 4, противоположный конец которой шарнирно, например также через шарнир Гука 5, соединен с ведущим валом 6, например с валом двигателя. В качестве шарнирных соединений, наряду с шарнирами Гука, могут быть также использованы муфты различных типов - зубчатые, роликовые, эластичные и другие. На шлицевой втулке 4 закреплена (например, приварена) гильза 7, охватывающая с зазором
Формула изобретения
Узел подвижного шлицевого соединения трансмиссии, включающий шлицевый вал и сопряженную с ним шлицевую втулку, противоположные конца которых соединены с ведомым и ведущим или наоборот валами трансмиссии, отличающийся тем, что на шлицевой втулке закреплена гильза, охватывающая с зазором шлицевой вал, на противоположном шлицевой втулке торце гильзы выполнена внутренняя расточка, в которой установлена направляющая втулка, сопряженная с механически обработанной гладкой цилиндрической поверхностью шлицевого вала по посадке движении, гильза со стороны направляющей втулки выполнена с фланцем и закрыта грундбуксой, фланец которой соединен болтами с фланцем гильзы, а между направляющей втулкой и грундбкусой во внутренней расточке гильзы установлено уплотнение.РИСУНКИ
Рисунок 1