Способ петросова для рекуперации энергии у автомобилей
Способ предназначен для рекуперации энергии у автомобиля. Накопление энергии автомобиля перед его остановкой осуществляют в механическом накопителе энергии, размещенном между двигателем и ходовой частью автомобиля, для использования этой энергии при следующем движении автомобиля. Механический накопитель в виде плоской пружины размещают соосно и вокруг оси вала, связывающего двигатель с ходовой частью автомобиля. Это приводит к экономии топлива и улучшению экологической обстановки. 1 табл.
Изобретение относится к области автомобилестроения и предназначено для повышения уровня эксплуатационных характеристик автомобилей (А.), преимущественно легковых и автобусов, за счет рекуперации энергии останавливающегося А. и использования ее для улучшения экологии и снижении расхода топлива при дальнейшей эксплуатации А., особенно в условиях города, где частые остановки А. неизбежны. Способ может быть применен при создании спортивных А.
Известны различные способы рекуперации энергии движущегося А. с преобразованием механической энергии привода А. в электрическую или механическую [1], а также способы рекуперации энергии колебания элементов А. с преобразованием ее в гидравлическую энергию [2]. Однако рекуперированная энергия в этих случаях не используется для начального движения А., оснащенного ДВС. В технической учебной литературе практически нет описаний о реально применимых способах рекуперации для А. [например, см. 3]. Известен также способ рекуперации энергии у А. при помощи маховичных двигателей [4]. За прототип принят известный способ "стоп-старт", разработанный фирмой "фольксваген" [5, 6], позволяющий в городском цикле движения А. обеспечивать полное отключение двигателя на токсичных нетяговых режимах, холостом ходу и в режиме торможения. Согласно этому способу между двигателем и коробкой передач последовательно располагают дополнительное стартовое сцепление, маховик, установленный на отдельных подшипниках, и обычное сцепление, что обеспечивает в момент перехода двигателя с тяговых режимов на нетяговое автоматическое отключение обоих муфт сцепления, выключение зажигания двигателя. В результате чего маховик вращается с первоначальной скоростью, имея определенный запас кинетической энергии. При необходимости включается стартовое сцепление и двигатель запускается от вращающегося маховика. Величина рекуперированной энергии маховиком при этом определяется по соотношению [7, с. 490]



M - масса автомобиля, включая пассажиров;
V - скорость движения А. в момент подключения рекуператора;

Vк - скорость А. в момент конца зарядки рекуператора. При этом рекуперацию энергии А. осуществляют путем заневоливания упругого элемента, например витой плоской пружины, оснащенной храповым устройством и установленной вокруг оси одного из вращающихся валов в зоне между коробкой передач и ведущим мостом А. (например, вокруг карданного вала, ведущей шестерни заднего моста или выходного вала коробки передач), для зарядки и разрядки рекуператора в трансмиссию устанавливают два дополнительных сцепления, до и после рекуператора, причем одно из них обеспечивает непосредственное соединение вращающегося вала с пружиной, а второе - через зубчатое соединение, имеющее паразитную шестерню. Дополнительная цель достигается тем, что рекуператор подключают к трансмиссии А. через механизм сцепления для разрядки рекуператора, выполненный в виде подпружиненных торцевых шлицев, обеспечивающих проскальзывание их относительно заведенного рекуператора, а после подключения последнего к трансмиссии автомобиля его энергия ускоряет частоту вращения ведущих колес автомобиля. Пример. Проводились сравнения технических характеристик двух одинаковых автомобилей ЗАЗ-1102, снабженных механическими рекуператорами, обеспечивающими рекуперацию энергию автомобиля, первый - по известному способу, второй - по предлагаемому. Исходные данные при этом были следующими, с учетом приведенного в [6]
масса маховика m = 3,5 кг,
радиус маховика R = 65

частота вращения маховика n = 3000 об/мин,
масса автомобиля с пассажирами M

скорость движения автомобиля перед остановкой vн = 40 км/ч = 11 м/с,
конечная скорость при зарядке рекуператора, которая может гаситься тормозной системой А., vк = 1 м/с,
коэффициент

Данные расчетов рекуперированной энергии приведены в таблице. Из приведенных данных видно, что по предлагаемому способу запасается энергия для данного случая малолитражного автомобиля больше по сравнению с исходным способом более чем в 20 раз. Эта цифра еще значительнее при рассмотрении рекуперации энергии у автобуса, например марки ЛиАз-677, имеющего массу с пассажирами более 12 т. Накопленная энергия в первом случае использовалась только для запуска двигателя. Во втором же случае (предлагаемом) энергии достаточно было, чтобы при неработающем двигателе А. начал свое движение, достигнув скорости

1. Заявка ФРГ N 3825179, кл. F 03 G 7/08, РЖ ИСМ, кл. F 03, N 12, 1990. 2. Авторское свидетельство СССР N 1590631, кл. F 03 G 7/08. 3. Гуревич А.М. Конструкция тракторов и автомобилей. - М.: Агропромиздат, 1989, 368 с. 4. Гулиа Н.В. Предлагаем маховичный двигатель. ИР N 8 - 1989, с. 19. 5. Жегалин О.И., Лукачев П.Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. - М.: Транспорт, 1985, с. 63-64. 6. Гулиа Н.В. и др. Пуск двигателя с позиций "Буриданова осла". ИР, N 6, 1989, с. 12-13. 7. Воронков И.М. Курс теоретической механики. - М.: Наука, 1966, 596. 8. Карпов С. и др. Операция "Чистый воздух": новые итоги. - Автомобильный транспорт, 1991, N 2, с. 32-33.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1