Автоколебательный автопилот управляемого снаряда
Изобретение относится к оборонной технике, в частности к управляемым снарядам. Технический результат заключается в повышении быстродействия автопилота (уменьшении времени поворота рулей из нулевого положения на максимальный угол) и обеспечении максимального угла поворота рулей (по упорам) при отработке автопилотом импульсных сигналов управления. Технический результат достигается за счет того, что в автоколебательном автопилоте, содержащем последовательно соединенные блок вычитания, первый вход которого является входом задания автопилота, корректирующий фильтр интегродифференцирующего типа с преобладанием интегрирования на частотах автоколебаний и ограничительными элементами, выполненный на операционном усилителе, релейный элемент, усилитель мощности и рулевую машину с управляющим магнитом, выход которой является выходом автопилота и подключен через датчик обратной связи к второму входу блока вычитания, вход задания автопилота соединен с дополнительным управляющим входом релейного элемента. 3 ил.
Изобретение относится к силовым системам управления летательных аппаратов и наиболее целесообразно может быть использовано в рулевых приводах и автопилотах малогабаритных управляемых снарядов.
Известен [1] автоколебательный рулевой привод управляемого снаряда по заявке N 93032538 (аналог), по которой получено положительное решение [2] о выдаче патента на изобретение. Наиболее близким [3] к изобретению является известный автоколебательный автопилот управляемого снаряда по заявке N 93000704 (прототип), по которой получено положительное решение [4] о выдаче патента на изобретение. Автоколебательный автопилот содержит последовательно соединенные блок вычитания, первый вход которого является входом задания автопилота, корректирующий фильтр интегродифференцирующего типа с преобладанием интегрирования на частотах автоколебаний с ограничительными элементами, выполненный на операционном усилителе, нелинейный (релейный) элемент, усилитель мощности и рулевую машину, выход которой является выходом автопилота и подключен через датчик обратной связи к второму входу блока вычитания. Вследствие наличия отрицательной обратной связи и релейного элемента рули работают в автоколебательном режиме. В функционировании известного автоколебательного автопилота с импульсными сигналами управления можно выделить два режима: режим отработки большого входного ступенчатого воздействия и режим согласования и удержания нулевого положения при отсутствии (отключении) на входе автопилота импульсного сигнала управления. Первый режим характеризуется функционированием автопилота на предельных ускорениях и скоростях, определяющим критерием качества при этом является минимальное время поворота рулей из нулевого положения на максимальный угол. Критерием эффективности в режиме согласования и удержания нулевого положения является минимальное время перемещения рулей с упора в нулевое положение, перерегулирование и статическая точность удержания рулей в нулевом положении. Недостатком известного автоколебательного автопилота управляемого снаряда является низкое быстродействие (большое время поворота рулей из нулевого положения на максимальный угол) при функционировании автопилота в первом режиме из-за ограничения выходного напряжения и инерционности корректирующего фильтра. Введение корректирующего фильтра интегродифференцирующего типа с преобладанием интегрирования на частотах автоколебаний и ограничительных элементов в нем позволили обеспечить критерии эффективности (статическую точность удержания рулей в нулевом положении и минимальное время перемещения рулей с упора в нулевое положение) при функционировании автопилота во втором режиме. Ограничение выходного напряжения в фильтре за счет введенных в него ограничительных элементов является эффективным техническим средством в части уменьшения времени переходного процесса при отработке заднего фронта импульса управления при функционировании автопилота в этом режиме, причем чем меньше уровень ограничения, тем меньше время переходного процесса. Однако эта необходимая минимальная величина ограничения в фильтре для нормального функционирования автопилота во втором режиме входит в противоречие с потребной максимальной величиной ограничения для нормального функционирования автопилота в первом режиме при отработке переднего фронта импульса управления. Цель изобретения - повышение быстродействия автопилота (уменьшение времени поворота рулей из нулевого положения на максимальный угол) и обеспечение максимального угла поворота рулей (по упорам) при отработке автопилотом импульсных сигналов управления, т.е. при функционировании автопилота в первом режиме. Это достигается тем, что в автоколебательном автопилоте, содержащем последовательно соединенные блок вычитания, первый вход которого является входом задания автопилота, корректирующий фильтр интегродифференцирующего типа с преобладанием интегрирования на частотах автоколебаний с ограничительными элементами, выполненный на операционном усилителе, релейный элемент, усилитель мощности и рулевую машину с управляющим магнитом, выход которой является выходом автопилота и подключен через датчик обратной связи к второму входу блока вычитания, согласно изобретению вход задания автопилота соединен с дополнительным управляющим входом релейного элемента. На фиг. 1 представлен автоколебательный автопилот, состоящий из блока 1 вычитания (БВ), корректирующего фильтра (КФ) 2 с ограничениями, релейного элемента (РЭ) 3, усилителя мощности (УМ) 4, рулевой машины (РМ) 5 в составе управляющего электромагнита (УЭМ) 6, исполнительного двигателя (ИД) 7, связанного с рулями, датчика обратной связи (ДОС) 8, подключенного к сравнивающему входу блока вычитания (БВ) 1. Принципиальная электрическая схема корректирующего фильтра с ограничительными элементами (встречно включенными стабилитронами VD1, VD2) выполнена на операционном усилителе и приведена на фиг. 2, причем блок вычитания (БВ) 1 схемно совмещен с корректирующим фильтром. На фиг. 1 и 2 представлены Uвх - сигнал управления (задания) автопилота;

Формула изобретения
Автоколебательный автопилот управляемого снаряда, содержащий последовательно соединенные блок вычитания, первый вход которого является входом задания автопилота, корректирующий фильтр интегродифференцирующего типа с преобладанием интегрирования на частотах автоколебаний с ограничительными элементами, выполненный на операционном усилителе, релейный элемент, усилитель мощности и рулевую машину с управляющим магнитом, выход которой является выходом автопилота и подключен через датчик обратной связи к второму входу блока вычитания, отличающийся тем, что в нем вход задания автопилота соединен с дополнительным управляющим входом релейного элемента.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом
Дата и номер государственной регистрации договора: 22.04.2011 № РД0079873
Вид договора: лицензионный
Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (RU)
Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество "Концерн "Ижмаш" (RU)
Условия договора: НИЛ, на срок до 15.04.2024 на территории РФ.
Дата публикации: 10.06.2011