Топливный брикет
Изобретение относится к области углеродсодержащих топлив, в частности к топливным брикетам, которые могут найти применение в быту, котельных коммунально-бытового назначения, на теплоэлектростанциях, в топках железнодорожных вагонов, а также в качестве растопочных средств для розжига. Задачей изобретения является повышение прочности, уменьшение скорости горения и влагопоглощения топливных брикетов. Топливный брикет содержит (мас.%): нитрат целлюлозы 36,0 - 40,0; каменный уголь 30,0-31,0; фрезерный торф 29,2-31,8 и смесь оксидов титана и кремния 0,8-1,2. Прочность при сжатии топливного брикета 23,5-25 МПа, время задержки воспламенения 4,5-5,0 с, влагопоглощение (при выдержке в воде в течение 2 часов) 7,0-7,5% при оптимальных технологических характеристиках. 1 табл.
Изобретение относится к топливным брикетам, которые могут найти применение в быту, в котельных коммунально-бытового назначения, на теплоэлектростанциях, в каминах, топках железнодорожных вагонов, а также в качестве растопочных средств для розжига.
Известен топливный брикет, содержащий в мас.%: торф - 44 - 45, каменный уголь - 20 - 30, лигнин - 20 - 30 (авторское свидетельство СССР N 1286613, C 10 F 7/06, 1987). Недостатком известного брикета является плохая зажигаемость и низкая прочность. Наиболее близким техническим решением является топливный брикет, содержащий в мас.%: каменный уголь 27,5 - 32,5, торф 27,5 - 32,5 и нитрат целлюлозы до 100, обеспечивающий высокую теплоту и полноту сгорания, малую зольность и достаточное время горения (см. RU N 94-015026, A1 C 10 L 5/14, N 35, 1995 г.). Недостатком данного изобретения является большое значение времени задержки воспламенения, которое служит одной из важнейших потребительских характеристик, высокое ее значение характеризует низкий уровень зажигаемости топлива; недостаточная прочность, которая с течением времени уменьшается, что снижает экономическую эффективность использования и характеризуется большими потерями при эксплуатации и хранении в результате крошимости и пылеобразования брикетов. Кроме того, эти топливные брикеты имеют высокую гигроскопичность, а влага является чрезвычайно вредной примесью топлива, приводящей в конечном итоге не только к снижению теплотехнических и физико-механических характеристик, но и к полной эксплуатационной непригодности. Задачей данного изобретения является повышение прочности, уменьшение времени задержки воспламенения и влагопоглощения топливных брикетов. Поставленная задача достигается тем, что используют топливный брикет, содержащий, мас.%: нитрат целлюлозы 36,0 - 40,0; измельченный каменный уголь 30,0 - 31,0; фрезерный измельченный торф 29,2 - 31,8 и мелкодисперсную смесь оксидов титана и кремния 0,8 - 1,2. Каменный уголь и фрезерный торф являются отходами угле- и торфодобывающей и перерабатывающей промышленности. Нитрат целлюлозы является отходом производства пироксилина, используют пероксилин N 1, N 2, CA, BA, а также их смеси в любых соотношениях из отстойников и бассейнов. Смесь оксидов, состоящая из 70% оксида кремния (IV) и 30% оксида титана (IV), с размером частиц не более 30 мкм - технологический отход производства светлой резины и не требует дополнительной переработки. Наличие фрезерного торфа улучшает технологичность топливного брикета, значительно снижает давление прессования с 18 - 20 МПа до 10 - 12 МПа и увеличивает время горения. Мелкодисперсная смесь оксидов является полифункциональным компонентом, цементатором - упрочнителем, придает брикету гидрофобность, обеспечивает легкую воспламеняемость и полноту сгорания топлива, выполняет роль технологической добавки, облегчая процесс смешения и прессования. Наличие в брикетах оксидов, при сжигании топлива в больших количествах (например, на теплоэлектростанциях), обуславливают отсутствие спекаемости шлаков и золы в топочных устройствах. Сочетание каменного угля, нитрата целлюлозы, торфа и смеси оксидов титана и кремния в предлагаемом соотношении обеспечивает отличную воспламеняемость брикета, его гидрофобность, позволяет достичь оптимальной скорости горения, придает топливу хорошую формуемость и стабильность физико-механических характеристик. Предлагаемый топливный брикет получают методом проходного прессования с использованием 15 - 30% растворителя (этилацетата). Это делает процесс более экономичным, экологичным и безопасным. Пример. 150,0 г фрезерного торфа ГОСТ 13672-76 (зольность до 15%), подсушенного до 30% влажности и рассеянного на вибросите с диаметром ячейки 0,3 - 0,5 мм, загружают в мешатель (лопастного, перьевого, шнекового типа); затем добавляют 150,0 г каменного угля (зольность 20 - 25%), подсушенного до 30% влажности и рассеянного на вибросите с диаметром ячейки 0,3 - 0,5 мм; добавляют 195 г отходов производства нитратов целлюлозы ГОСТ 2163-73 с влажностью до 5% и 50,0 г смеси оксидов (оксид кремния (IV) ГОСТ 18307-72, оксид титана (IV) ГОСТ 9808-84). Перемешивают компоненты 5 мин, затем добавляют растворитель - этилацетат ГОСТ 8981-78 в количестве 100 мл. Проводят смешение компонентов в течение 30 мин при температуре 20oC. Готовую массу прессуют на гидравлическом прессе через матрицы диаметром 10 - 40 мм. (Прессование может проводиться на любом прессовом оборудовании, обеспечивающем удельное давление в пределах 10 - 12 МПа и заданную производительность). Готовые шпуры режут на длину 200 мм и сушат при 50
Формула изобретения
Топливный брикет, включающий нитрат целлюлозы, каменный уголь и фрезерный торф, отличающийся тем, что дополнительно содержит смесь оксидов титана и кремния при следующем соотношении компонентов, мас.%: Нитрат целлюлозы - 36,0 - 40,0 Каменный уголь - 30,0 - 31,0 Фрезерный торф - 29,2 - 31,8 Смесь оксидов титана и кремния - 0,8 - 1,2пРИСУНКИ
Рисунок 1