Роликовый подшипник качения
Использование: в области машиностроения, в частности для конструкции роликовых неметаллических подшипников качения, обеспечивающих работу вращающегося вала. Сущность изобретения: роликовый подшипник качения состоит из наружного и внутреннего колец, выполненных из неметаллического материала, и неметаллических роликов, установленных с зазором между кольцами. При этом диаметр каждого из роликов выбран из соответствующего соотношения. Кроме этого, каждый ролик может быть выполнен с центральным продольным отверстием, и, по меньшей мере, с одним сквозным поперечным отверстием, ось которого расположена на поперечной оси ролика. Ролики, контактирующие друг с другом, выполнены из материалов, обладающих разными физико-механическими свойствами. Наружная часть каждого из роликов выполнена из упругого антифрикционного материала, а внутренняя часть - из высокопрочного конструкционного материала. Такое выполнение подшипника повышает его надежность в химически агрессивных и загрязненных средах. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции роликовых неметаллических подшипников качения, обеспечивающих работу вращающегося вала, в машинах и механизмах, где нежелательно использование смазочных материалов на основе нефтепродуктов (в пищевой промышленности) или нежелательно попадание смазочных материалов в окружающую среду (по требованиям экологии), а также в химически агрессивных и загрязненных средах, где ресурс металлических подшипников качения является низким.
Наиболее близким аналогом по существу и решаемой задаче является роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца и неметаллические ролики, расположенные между кольцами [1]. Недостатком известного подшипника является обязательное использование органических или неорганических смазок, низкий ресурс при работе в химически агрессивных средах, высокий уровень шума при работе. Техническим результатом, для достижения которого направлено изобретение, является повышение надежности роликового подшипника качения в химически агрессивных и загрязненных средах. Кроме того, данное изобретение позволит расширить область применения роликовых подшипников качения. Это достигается тем, что в роликовом подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца, ролики, установленные между последними и выполненные из неметаллического материала, наружное и внутреннее кольца выполнены из неметаллического материала, а диаметр каждого из роликов выбран из соотношения:







0,05 - величина гарантированного зазора между роликом и кольцами в рабочем состоянии,
K - коэффициент, величина которого определяется конструкцией и материалом ролика. Кроме того, каждый ролик может быть выполнен с центральным продольным отверстием, ролики, контактирующие друг с другом, могут быть выполнены из материалов, обладающих разными физико-механическими свойствами или наружная часть каждого из роликов может быть выполнена из упругого антифрикционного материала, а внутренняя часть - из высокопрочного конструкционного материала. На фиг. 1 изображен роликовый подшипник качения, общий вид; на фиг. 2 - ролик, выполненный сплошным; на фиг. 3 - ролик, выполненный с центральным продольным отверстием; на фиг. 4 - ролик, выполненный с центральным продольным и одним поперечным отверстиями; на фиг. 5 - ролик, выполненный с покрытием. Роликовый подшипник качения содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, которые выполнены из неметаллического материала. Между кольцами 1 и 2 установлены с зазором неметаллические ролики 3, выполненные, например, сплошными. При этом диаметр (dрол) каждого из роликов выбран из соотношения

где
dрол - диаметра ролика,
dн - внутренний диаметр наружного кольца,







0,05 - величина гарантированного зазора между роликом и кольцами в рабочем состоянии. K - коэффициент, величина которого определяется конструкцией и материалом ролика. Наружное кольцо 1 неподвижно соединено с гнездом 4, а внутреннее 2 кольцо неподвижно соединено с валом 5. Кроме того, ролики 3 (см. фиг. 3 и фиг. 4) могут быть выполнены с центральным продольным отверстием 6 и, по меньшей мере, с одним сквозным поперечным 7 отверстием, ось которого расположена на поперечной оси ролика 3, а также (см. фиг. 5) наружная часть 8 каждого из роликов 3 может быть выполнена из резины или фторопласта, в внутренняя часть 9 - из стеклопластика. Роликовый подшипник качения работает следующим образом. При вращении вала 5 вместе с последним вращаются внутреннее кольцо 2 и ролики 3. При этом в нагруженной зоне ролики 3, воспринимая нагрузку, деформируются, что приводит к повышению температуры материала роликов 3, а также к повышению температуры материала наружного 1 и внутреннего 2 колец и увеличению влагосодержания материалов, из которых выполнены кольца 1 и 2 и ролики 3 (подшипник работает в жидкой среде). Оба процесса, нагревание и увеличение влагосодержания материалов, приводят к изменению размеров наружного 1 и внутреннего 2 колец и каждого из роликов 3. При этом внутренний диаметр /dн/ наружного кольца 1 изменяется на величину -





Формула изобретения

где dн - внутренний диаметр наружного кольца;







0,05 - величина гарантированного зазора между роликом и кольцами в рабочем состоянии;
К - коэффициент, величина которого определяется конструкцией и материалом ролика. 2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что каждый ролик выполнен с центральным продольным отверстием. 3. Подшипник по п.2, отличающийся тем, что ролики выполнены по меньшей мере с одним сквозным поперечным отверстием, ось которого расположена на поперечной оси ролика. 4. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что ролики, контактирующие друг с другом, выполнены из материалов, обладающих разными физико-механическими свойствами. 5. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что наружная часть каждого из роликов выполнена из упругого антифрикционного материала, а внутренняя часть - из высокопрочного конструкционного материала.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5