Свободнопоршневой газовый двигатель-компрессор
Двигатель-компрессор предназначен для компримирования природного или нефтяного газа, в котором топливом для двигателя служит этот же газ. На цилиндре двигателя установлен газовпускной клапан, подключенный к магистрали подачи газового топлива. Клапан содержит подпружиненный запорный орган. Плунжерный насос снабжен шарнирно размещенным на его корпусе двуплечим рычагом, одно плечо которого постоянно взаимодействует с запорным органом газовпускного клапана, а второе плечо - с подпружиненным толкателем, установленным в корпусе насоса и кинематически связанным с плунжером аккумулирующей пары. Между плунжерными парами установлен невозвратный клапан. Полости всасывания и нагнетания насоса сообщены между собой замкнутым внешним контуром через емкость с рабочей жидкостью. 4 ил.
Изобретение относится к двигателе- и компрессоростроению и может быть использовано для компримирования газа на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях, дожимных станциях, станциях подземного хранения газа, в составе энерготехнологических комплексов при интенсификации добычи нефти и газа.
Известен свободнопоршневой двигатель-компрессор, содержащий цилиндропоршневые группы двигателя и компрессора, механизм синхронизации движения поршневых групп и систему подачи топлива в цилиндр двигателя [1]. В качестве топлива в известном двигателе-компрессоре может применяться только дизельное топливо. Известен свободнопоршневой генератор газа, содержащий корпус с размещенными в нем цилиндропоршневыми группами двигателя и компрессорных ступеней, механизм синхронизации движения поршневых групп, устройство топливоподачи, установленное на корпусе цилиндра двигателя и содержащее плунжерный насос, включающий дозирующую и аккумулирующую плунжерные пары и приводной вал с кулачковой шайбой, кинематически связанной с плунжером дозирующей пары [2]. Известный совбоднопоршневой генератор газа также работает только на жидком (дизельном) топливе. Задачей настоящего изобретения является создание свободнопоршневого газового двигателя-компрессора, предназначенного для компримирования природного или нефтяного газа, в котором топливом для двигателя служит этот же природный или нефтяной газ. Сущность заявленного изобретения заключается в том, что в свободнопоршневом двигателе-компрессоре, содержащем цилиндропоршневые группы двигателя и компрессорных ступеней, механизм синхронизации движения поршневых групп, устройство топливоподачи, включающее установленный на корпусе двигателя плунжерный насос, содержащий дозирующую и аккумулирующую плунжерные пары и приводной вал с кулачковой шайбой, кинематически связанной с плунжером дозирующей пары, устройство подачи топлива в цилиндр двигателя содержит газовпускной клапан, подсоединенный к линии подвода газового топлива и включающий подпружиненный запорный орган, плунжерный насос снабжен шарнирноразмещенным на его корпусе двуплечим рычагом, одно плечо которого постоянно взаимодействует с запорным органом газовпускного клапана, а второе плечо - с подпружиненным толкателем, установленным в корпусе насоса и кинематически связанным с плунжером аккумулирующей пары, при этом всасывающая и нагнетающая полости насоса сообщены между собой замкнутым внешним контуром, в который включена емкость с рабочей жидкостью. На фиг. 1 показана общая схема свободнопоршневого газового двигателя-компрессора; на фиг. 2 - газовпускной клапан (разрез); на фиг. 3 - узел установки газовпускного клапана и плунжерного насоса на цилиндре двигателя; на фиг. 4 - плунжерный насос (разрез). Свободнопоршневой газовый двигатель-компрессор содержит цилиндр 1 двигателя, цилиндры 2, 3, 4 компрессорных ступеней, цилиндр 5 буфера - продувочного насоса, поршни 6, 7 двигателя, жестко связанные с поршнями 8, 9, 10 ступеней компрессора и поршнем 11 буфера - продувочного насоса, механизм синхронизации 12 движения поршневых групп. На цилиндре двигателя установлен газовпускной клапан 13 с подпружиненным запорным органом 14, и две форкамеры 15, каждая из которых имеет клапан 16 подачи газового топлива и свечу 17 зажигания. На корпусе двигателя закреплен плунжерный насос 18. На корпусе насоса на кронштейне 19 шарнирно установлен двуплечий рычаг 20. В крышке 21 и в корпусе 22 плунжерного насоса установлен на подшипниках приводной вал 23 с шестерней 24 механизма синхронизации и кулачковой шайбой 25. В корпусе 22 смонтирован рычаг 26 с роликом 27 и установлена зубчатая рейка 28. Сверху в расточке корпуса 22 размещены дозирующая плунжерная пара 29, тарелка 30, пружина 31, проставка 32 с невозвратным клапаном 33, аккумулирующая плунжерная пара 34. Плунжерные пары 29 и 34 и проставка 32 плотно прижаты друг к другу гайкой 35. Плунжер 36 аккумулирующей пары через тарелку 37 связан с подпружиненным толкателем 38. На корпусе насоса закреплена поплавковая камера 39 с фильтром. Во втулке дозирующей плунжерной пары 29 и в проставке 32 выполнены каналы для циркуляции рабочей жидкости между всасывающей 40 и нагнетающей 41 полостями насоса. Плунжер 42 дозирующей пары выполнен с косой кромкой 43 на торце и имеет две кольцевые канавки 44, 45 и осевую расточку 46, сообщенную с верхней канавкой 44. Нагнетающая 41 и всасывающая 40 полости насоса сообщены между собой внешним контуром 47 через емкость 48 с рабочей жидкостью. Свободнопоршневой газовый двигатель-компрессор работает следующим образом. При движении поршневых групп от наружной мертвой точки - НМТ к внутренней мертвой точке - ВМТ, после закрытия продувочных и выпускных окон кулачковая шайба 25 своей активной частью набегает на ролик 27 и через рычаг 26 приводит в движение вверх плунжер 42 дозирующей пары. После перекрытия косой кромкой плунжера всасывающего канала во втулке начинается нагнетание рабочей жидкости через невозвратный клапан 33 в аккумулирующую плунжерную пару 34 с подъемом вверх плунжера 36 и сжатием пружины толкателя 38. Движение плунжера 36 передается через толкатель 38 и двуплечий рычаг 20 подпружиненному запорному органу 14 газовпускного клапана 13. Это положение соответствует началу подачи газового топлива в цилиндр двигателя. При дальнейшем движении кулачковой шайбы, плунжеры дозирующей и аккумулирующей пар продолжают движение вверх до тех пор, пока верхняя канавка 44 на плунжере дозирующей пары не сообщится через отверстие с всасывающей полостью 40. В этот момент происходит разгрузка дозирующей пары от давления, закрывается невозвратный клапан 33, ролик 27 выходит на цилиндрическую часть кулачковой шайбы и прекращается подъем плунжеров. При дальнейшем вращении кулачковой шайбы ролик 27 движется по ее цилиндрической части. При положении поршней двигателя на расстоянии

Формула изобретения
Свободнопоршневой газовый двигатель-компрессор, содержащий цилиндро-поршневые группы двигателя и компрессорных ступеней, механизм синхронизации движения поршневых групп, устройство топливоподачи в цилиндр двигателя, включающее установленный на корпусе двигателя плунжерный насос, содержащий дозирующую и аккумулирующую плунжерные пары с невозвратным клапаном между ними и приводной вал с закрепленной на нем кулачковой шайбой, кинематически связанной с плунжером дозирующей пары насоса, отличающийся тем, что устройство подачи топлива в цилиндр двигателя содержит газовпускной клапан, подсоединенный к линии подвода газового топлива и включающий подпружиненный запорный орган, плунжерный насос снабжен шарнирно размещенным на его корпусе двуплечим рычагом, одно плечо которого постоянно взаимодействует с запорным органом газовпускного клапана, а второе плечо - с подпружиненным толкателем, установленным в корпусе насоса и кинематически связанным с плунжером аккумулирующей пары, при этом всасывающая и нагнетающая полости насоса сообщены между собой замкнутым внешним контуром, в который включена емкость с рабочей жидкостью.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4