Шарнирное приспособление
Шарнирное приспособление предназначено для установки передвижного элемента, имеющего возможность перемещения по двум направляющим секциям с опорой на них и поворота вокруг шарнирной оси, прикрепленной к передвижному элементу. Шарнирное приспособление содержит первое соединительное звено, связанное с шарнирной осью, и второе соединительное звено, связанное с направляющей секцией. Первое и второе соединительные звенья выполнены с возможностью сочленения при совпадении положения первого соединительного звена с положением второго соединительного звена, что обеспечивает стопорение шарнирной оси относительно направляющей секции для поворота передвижного элемента. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к шарнирному приспособлению, выполненному согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения.
Известны шарнирные приспособления для шарнирной установки передвижного элемента, который может перемещаться по двум неподвижным направляющим и поддерживаться ими, обладая возможностью поворота вокруг связанной с ним шарнирной оси. Типичная система таких элементов включает в себя множество прямоугольных передвижных элементов, две стороны каждого из которых параллельны друг другу. К обеим сторонам передвижного элемента прикреплены узлы направляющих роликов. В состав системы входят также две направляющие секции, установленные неподвижно таким образом, что каждая из них примыкает к соответствующей стороне передвижного элемента, при этом узлы направляющих роликов перемещаются по направляющим секциям. Передвижные элементы последовательно поддерживаются направляющими секциями и могут передвигаться по ним требуемым образом. Поскольку шарнирные приспособления передвижных элементов фактически не имеют фиксированного положения, как, например, в случае обычных окон, поворот передвижных элементов на оси шарнира связан с решением проблемы создания достаточной опоры для стекла, а также обеспечения простоты и удобства использования [1]. Известно применение, например, в системах остекления балконов, направляющих для передвижного элемента, отклоняющихся по кривой от собственно направляющей секции, с помощью которых элемент может быть повернут в открытое положение, при котором он располагается под углом к основному направлению своего перемещения вдоль направляющих секций [2]. Применение отдельных изогнутых направляющих налагает ограничение на установку передвижного элемента, такого, например, как стекло балконного окна, так как изогнутая направляющая является той частью системы, которая держит стекло. Поэтому в любом случае ее необходимо подкрепить в точке, воспринимающей вес стекол. Для балконов, на которых остекление не доходит до несущей плиты вышерасположенного балкона или у которых вообще отсутствует крыша, применение рассматриваемой системы затруднено или вообще невозможно. Перемещение оконных стекол вдоль изогнутой направляющей и открывание их затруднительно и подразумевает необходимость чрезвычайно осторожного перемещения стекла по криволинейной траектории. Но даже в этом случае стекла большой высоты не всегда оказываются подкрепленными в достаточной степени, и поэтому при открывании для устойчивости должны поддерживаться рукой. Изготовление изогнутой направляющей означает дополнительные расходы. Направление, в котором открываются балконные стекла, раз и навсегда задано, поскольку установка изогнутой направляющей неизменна. Это привносит определенный фактор риска в выбор размеров балконных стекол, поскольку особо должна быть учтена необходимость ручной поддержки их при открывании. Известно также применение особого стопорного элемента, соединенного с верхним узлом направляющих роликов и перемещающегося вместе с передвижным элементом; этот стопорный элемент соединяется с системой направляющих роликов другого оконного стекла при вхождении в контакт с последним. В системах балконного остекления, использующих такой особый стопорный элемент внутри направляющей секции, стопорение осуществляется путем вдвижения стопорного элемента перед открываемым оконным стеклом или за ним. Так как стопорный элемент всегда движется с оконным стеклом, он тормозит движение последнего и является деталью, подверженной износу. Прохождение стопорного элемента через острые углы невозможно, поэтому он не годится для использования в угловых балконах. Справедливости ради следует отметить, что многие системы балконного остекления, имеющиеся на рынке, не могут быть использованы в условиях углового расположения также и по другим причинам; выходом из положения является возможность открывания балконных стекол в двух направлениях [3]. Ни одно из описанных выше шарнирных приспособлений не может быть использовано в случае, когда стопорение оконных стекол требуется для поворота их таким образом, что часть передвижного стеклянного элемента открывается в точке, находящейся приблизительно посередине направляющих секций или в любой другой произвольно выбранной на них точке. Таким образом, стопорение передвижного элемента и его поворот на шарнире всегда должны происходить на концах направляющих секций. Другим недостатком существующих шарнирных приспособлений является ограниченность возможности выбора места расположения поворотной оси и, следовательно, шарниров. Более того, в указанных шарнирных приспособлениях для открывания передвижных элементов необходимо обеспечить надежное закрепление их сверху. Во всех ныне используемых приспособлениях стопорение таким же образом нижних частей передвижных элементов невозможно: они либо остаются без опоры, либо в этом случае необходимо использовать какое-либо другое приспособление. Когда передвижным элементом является стеклянный лист, как в случае систем балконного остекления, все известные шарнирные приспособления не обеспечивают достаточной опоры для оконных стекол при открывании последних, поэтому их конструкция производит впечатление весьма непрочной. Следующей проблемой, касающейся ныне существующих шарнирных приспособлений, является то, что производство и установка их требует осуществления в несколько отдельных операций. Отличия предлагаемого шарнирного приспособления охарактеризованы в п.1 формулы изобретения. В соответствии с изобретением шарнирное устройство включает в себя первое соединительное звено, примыкающее к направляющей секции. Первое и второе соединительные звенья выполнены с возможностью сочленения друг с другом при совпадении расположения первого соединительного звена с положением второго соединительного звена и стопорения положения шарнирной оси неподвижно относительно направляющей секции для поворота передвижного элемента. Под передвижным элементом подразумевается любой конструктивный элемент, выполненный с возможностью перемещения по направляющим и опирающийся на них. Такими элементами являются, например, передвижные оконные, дверные и им подобные элементы. Передвижные элементы могут устанавливаться вертикально, горизонтально или под любым требуемым углом. Соответственно, их перемещение может происходить в вертикальном, горизонтальном или любом другом направлениях, в зависимости от применения. Одним из применений может быть система балконного остекления, когда балкон изолируется от окружающего воздуха посредством передвижных стеклянных элементов, которые могут открываться. Предлагаемое шарнирное приспособление обеспечивает коренное улучшение надежности и прочности стопорения, а также возможность выбора места нахождения точки поворота. Изобретение облегчает и ускоряет процесс производства и монтажа, поскольку установка предлагаемых шарнирных компонентов на направляющие секции может производиться уже в процессе изготовления. Согласно одному из вариантов выполнения шарнирное приспособление включает в себя соединительный элемент, который крепится к направляющей секции и на котором предусмотрено одно из двух соединительных звеньев. Этот соединительный элемент может крепиться в любом требуемом месте по длине направляющей секции. Первое соединительное звено может содержать ползун на шарнирной оси, а соединительный элемент - направляющую, которая вместе с ползуном образует направляющую пару для перемещения шарнирной оси к месту сочленения с другим соединительным звеном. Ползун может быть выполнен в виде выступа на конце шарнирной оси, а направляющая - в виде паза, в который входит выступ оси. Если шарнирная ось имеет круглое сечение, выступ на конце шарнирной оси выполняют путем удаления с противоположных сторон упомянутого конца сегментов, расположенных симметрично центральной оси шарнирной оси. Второе соединительное звено может содержать круглую поворотную втулку с диаметральным пазом для ползуна, а соединительный элемент - иметь выемку, в которой втулка установлена с возможностью поворота. Соединительный элемент может содержать два или более следующих друг за другом вторых соединительных звеньев. Последовательно в ряд друг за другом могут следовать несколько соединительных элемента, для чего они могут быть оснащены элементами взаимной фиксации. Шарнирное приспособление может быть использовано применительно к любым передвижным элементам, имеющим возможность перемещения по направляющим и опирающимся на них, таким как окна, двери, стеклянные двери, дверные панели, стенки, перегородки, элементы крыши, крышки полок, люки и т.п., в жилых и промышленных зданиях и наземных и морских транспортных средствах. Наиболее важными преимуществами изобретения являются большие чем прежде удобства и безопасность использования и открывания передвижных элементов, поскольку нет необходимости перемещать передвижные элементы при открывании по какой-либо направляющей секции, например изогнутой. При необходимости такие же стопорные системы могут быть использованы на обеих частях пары направляющих секций, посредством чего достигается высокая устойчивость конструкции. Поскольку стопорный узел зафиксирован, он не препятствует передвижению элементов мимо точек поворота. На фиг.1 изображена схема панельной системы остекления балкона со стороны балкона; на фиг.2 - горизонтальный разрез панельной системы остекления балкона с двумя открытыми на боковых шарнирах стеклянными панелями; на фиг.3 - вертикальный разрез одного передвижного элемента панельной системы остекления балкона в одном из вариантов выполнения изобретения; на фиг. 4 - вид передвижного элемента по стрелкам IV-IV на фиг.3; на фиг.5 - разрез V-V на фиг. 4; на фиг.6 - разрез, аналогичный разрезу на фиг.5, но при повороте передвижного элемента на угол
Формула изобретения
1. Шарнирное приспособление для шарнирной установки передвижного элемента, перемещаемого по двум неподвижным направляющим секциям и опирающегося на них, содержащее шарнирную ось, закрепленную на передвижном элементе, первое соединительное звено, содержащее ползун в виде выступа на шарнирной оси, и соединительный элемент, прикрепленный к направляющей секции и имеющий направляющую для ввода выступа оси, отличающееся тем, что соединительный элемент содержит одно или более последовательно расположенных вторых соединительный звеньев, причем первое и каждое второе соединительные звенья выполнены с возможностью сочленения друг с другом при совпадении положения первого соединительного звена с положением второго соединительного звена и тем самым стопорения шарнирной оси неподвижно относительно направляющей секции для поворота передвижного элемента, при этом направляющая соединительного элемента выполнена в виде вытянутого паза, проходящего через весь соединительный элемент для обеспечения перемещения передвижного элемента мимо шарнирной точки. 2. Приспособление по п.1, отличающееся тем, что второе соединительное звено содержит круглую втулку с диаметрально проходящим через нее пазом для ползуна, а соединительный элемент имеет выемку, в которой втулка установлена с возможностью поворота. 3. Приспособление по п.1 или 2, отличающееся тем, что ползун выполнен на конце шарнирной оси.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10