Клапан
Клапан предназначен для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Клапан содержит корпус с входным и выходным каналами, выполненным в нем первым седлом, крышку, затвор поршневого типа с пружиной, разгрузочные каналы, связанные между собой через управляющий клапан. Один из разгрузочных каналов сообщен либо с атмосферой, либо с другим разгрузочным каналом. Последний связан с входным каналом корпуса. Затвор выполнен с перепускными окнами. Второе седло размещено в выходном канале корпуса, снабжено уплотнением и введено в контакт с нижней частью затвора. Изобретение обеспечивает повышение надежности срабатывания клапана. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для перекрытия потока рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу.
Известны клапаны, в которых управление рабочим органом осуществляется непосредственно связанным с ним приводом, при этом велико тяговое усилие, необходимое для преодоления гидродинамического сопротивления среды и приведения клапана в действие SU, авт.свид. N 445799, кл. F 16 К 31/02, 1974; SU, авт.свид. N 1366753, кл. F 16 К 1/12, 1988). Известны клапаны с гидропневмоусилителями, например мембранными, преобразующими энергию рабочей среды в перестановочное усилие, действующее на запорный орган (SU, авт.свид. N 748074, кл. F 16 К 31/02, 1980; SU, авт.свид. N 181926, кл. F 16 К 31/02, 1968). Срок службы подобных устройств невелик, поскольку при длительной работе в условиях высоких давлений среды имеется вероятность нарушения герметичности мембран. Известны клапаны, в которых открытие и удержание запорного органа в поднятом состоянии осуществляется силами, возникающими от перепада давлений на поверхность запорного органа вследствие прохождения рабочей среды через разгрузочные каналы (DE, N 2733854, кл. F 16 К 1/12, 1975; SU, авт.свид. N 1759237, кл. F 16 К 31/02, 1992). Наиболее близким решением к предлагаемому является клапан, содержащий корпус с входным и выходным каналами и выполненным в нем седлом, основной затвор поршневого типа с пружиной и разгрузочные каналы, связанные между собой через управляющий клапан (RU, патент N 2022193, кл. F 16 К 31/02, 1994). Перемещение запорного органа в нем осуществляется подъемной силой, возникающей от статического перепада давлений над и под запорным органом и динамического воздействия потока рабочей среды на часть его поверхности. Однако поскольку разгрузочные каналы сообщают входной канал клапана с выходным, где давление постепенно нарастает, в момент выравнивания давлений может произойти срабатывание пружины и самопроизвольное закрытие клапана. Задача изобретения - увеличение усилия, открывающего клапан, за счет создания большего перепада давлений, воздействующего на рабочий орган, и увеличение динамической составляющей этого усилия путем увеличения поверхности запорного органа, взаимодействующей с потоком рабочей среды. Следствием этого является повышение надежности срабатывания клапана. Задача решается тем, что в клапане, содержащем корпус с входным и выходным каналами и выполненным в нем первым седлом, крышку, затвор поршневого типа с пружиной, разгрузочные каналы, связанные между собой через управляющий клапан, а также второе седло, один из разгрузочных каналов сообщен либо с атмосферой, либо с другим разгрузочным каналом, сообщенным, в свою очередь, с входным каналом корпуса, а затвор выполнен с перепускными окнами. Второе седло размещено в выходном канале корпуса, снабжено уплотнением и введено в контакт с нижней частью затвора. В этом случае клапан закрыт давлением пружины и рабочей среды. Гарантируется это тем, что геометрические размеры затвора находятся в следующей зависимости:

D3 - диаметр верхней части затвора;
Рпр - усилие пружины;
Рвх - давление среды на входе клапана. В средней части затвора выполнены перепускные окна 7, а в цилиндрической расточке верхней части размещена пружина 8, поджатая в сторону седла гайкой 9. Первое седло 4 взаимодействует с уплотнением 10 в средней части затвора, а нижняя коническая часть затвора - с уплотнением 11 второго седла 12, выполненного в выходном канале корпуса 1. Между первым и вторым седлами расположены стойки 13, размещенные одним концом в глухих отверстиях нижней части втулки, представляющей собой первое седло, а другим концом взаимодействующие по резьбе с нижней частью корпуса, где размещено второе седло. Стойки законтрены, например, гайкой или герметиком. В крышке 5 выполнены два разгрузочных канала, из которых первый 14 сообщает управляющую полость 15 с рабочей камерой 16 управляющего клапана 17, закрепленного на крышке 5, а второй разгрузочный канал 18 соединяет с упомянутой камерой входной канал 2 корпуса 1. Рабочая камера 16 сообщена через седло управляющего клапана с атмосферой, а шток 19 связан с приводом, например, электромагнитным или любым другим, в том числе ручным. В нижней части корпуса 1 размещена вторая крышка 20, образующая с нижней частью корпуса разгрузочную полость 21, сообщенную с выходным каналом 3 через отверстие 22, а с внутренней полостью затвора 6 и входным каналом 2 - через выполненное в нижней части корпуса третье седло 23 предохранительного клапана 24, который содержит запорный орган 25, подпружиненный в сторону седла пружиной 26, в свою очередь поджатой накидной гайкой 27, а также уплотнение 28. Клапан работает следующим образом. В нормально закрытом состоянии клапана первый 14 и второй 18 разгрузочные каналы сообщены между собой, и рабочая среда из входного канала 2 поступает в управляющую полость 15, оказывая давление на затвор 6. Такое же давление оказывает на него и пружина 8. Под действием суммарного давления затвор 6 перекрывает поток рабочей среды в местах контакта с седлами 4 и 12. Под воздействием усилия привода на управляющий клапан 17 его затвор, перемещаясь, перекрывает путь рабочей среде из второго разгрузочного канала 18 в первый 14, сообщая одновременно первый с атмосферой через рабочую камеру 16. При этом давление в управляющей полости 15 становится равным атмосферному, и под действием давления рабочей среды затвор 6 перемещается вверх, открывая путь рабочей среде в выходной канал 3. Как только открываются проходные отверстия между седлами 4 и 12 и уплотнениями 10 и 11, к силе, возникающей от перепада давлений, добавляется сила динамического воздействия потока рабочей среды на затвор 6, поднимая его до крайнего верхнего положения. Закрытие клапана производится приведением затвора управляющего клапана в исходное положение. При этом затвор 6 возвращается в первоначальное положение под действием пружины 8 и давления рабочей среды на верхнюю и среднюю части затвора. При возникновении в момент закрывания клапана гидравлического удара за счет резкого возрастания давления во входном канале 2 открывается предохранительный клапан 24, и часть рабочей среды через канал седла 23 стравливается в разгрузочную полость 21 и оттуда через отверстие 22 - в выходной канал 3 клапана, гася гидравлический удар непосредственно в клапане. При уменьшении давления на входе клапана до расчетной величины предохранительный клапан 20 закрывается под действием усилия пружины 26. Предлагаемый клапан выпускается серийно и используется для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1