Способ разогрева и слива мазутов из железнодорожных цистерн
Изобретение относится к разгрузке вязких жидкостей из цистерн. Способ разогрева и слива мазутов из железнодорожных цистерн может быть реализован при разогреве и сливе высоковязких мазутов без обводнения. Способ включает операции: прокачивание мазута насосом из цистерны через теплообменник, подачу разогретого мазута после теплообменника обратно в цистерну, смешивание разогретого мазута с холодным, слив разогретого мазута из цистерны и направление части разогретого мазута после теплообменника на прокачивание насосом в обход цистерны. Это обеспечивает высокую производительность и минимальную энергоемкость процессов разогрева и слива, расширяет диапазон исходных вязкостей разгружаемых жидкостей (в сторону больших вязкостей), при которых возможна разгрузка. Это также позволяет упростить и сделать более надежной систему управления, значительно уменьшить габариты, материалоемкость и стоимость оборудования. 3 з.п. ф-лы. 1 ил.
Изобретение относится к разгрузке вязких жидкостей из цистерн. Существуют способы разогрева мазута в цистерне с целью снижения его вязкости до уровня, позволяющего полностью слить мазут из цистерны.
Эти способы основаны на откачке мазута из цистерны насосом, прокачке его через теплообменник и возвращения разогретого мазута в цистерну. Наиболее близким по технической сущности к описываемому изобретению является способ разогрева и слива мазутов из железнодорожных цистерн, включающий покачивание мазута насосом из цистерны через теплообменник, подачу разогретого мазута после теплообменника обратно в цистерну, смешивание разогретого мазута с холодным и слив разогретого мазута из цистерны любым из известных способов (авт. св. СССР N 1551624, кл. B 65 D 88/74, 1990). Все известные способы обладают существенными недостатками, делающими их неработоспособными для сильно охлажденного мазута, имеющего высокую вязкость. Проблема разогрева высоковязкого мазута с использованием внешнего теплообменника противоречива по сути, ибо мазут греют для того, чтобы он обладал достаточной текучестью для слива, с другой стороны мазут должен течь, чтобы его можно было доставить во внешней теплообменник для разогрева. Иными словами задача дополнительного разогрева "горячего" мазута известными способами решается полностью, а задача разогрева высоковязкого холодного мазута (особо требующего разогрева) вызывает значительные трудности, связанные со следующими особенностями. Тепло в цистерну при внешнем циркуляционном разогреве приносит мазут, разогретый в теплообменнике. Количество тепла, которое несет разогретый мазут, определяется по формуле Q = cм




расход мазута через насос и теплообменник определяют по формуле
G = Gпер + Gц;
и этим обеспечивают температуру во входной линии насоса для мазута топочного 40 в диапазоне +25oC < T < +70oC, а для мазута топочного 100 в диапазоне +35oC < T < +70oC. Процесс разогрева мазута в цистерне может продолжаться и при сливе. При этом часть мазута на слив направляют из цистерны самотеком в обход насоса или насосом в обход теплообменника. Эффективность таких способов заключается в том, что при низких уровнях мазута в цистерне он прогревается быстрее и интенсивнее размывает загустевшие остатки на стенках. На чертеже изображена схема реализации способа. В цистерну 1 через верхнюю горловину погружают погружные трубы, являющиеся частями всасывающего 2 и напорного трубопроводов 3. После заливки трубопроводов мазутом подают теплоноситель в теплообменник 4 и включают насос 5. Холодный мазут из цистерны подают по всасывающему трубопроводу на вход в насос, а затем через капли 6 в теплообменник. После теплообменника часть разогретого мазута подают в цистерну, где смешивают с холодным мазутом. Другую часть горячего мазута после теплообменника по перепускному трубопроводу 7 с клапаном 8 подают во всасывающий трубопровод, затем на вход в насос и в теплообменник. Таким образом через насос и теплообменник увеличивают расход мазута. Когда мазут в цистерне нагрет до требуемой температуры, клапаны 6 и 8 закрывают и открывают клапан 9 на слив. Слив мазута из цистерны может быть также обеспечен одновременно с процессом разогрева. При этом клапан 6 должен быть открыт. При самотечном сливе из всасывающего трубопровода должен быть открыт клапан 10. При сливе из напорного трубопровода должен быть открыт клапан 9. Регулирование температуры мазута во входной линии насоса для повышения эффективности способа может быть реализовано путем изменения гидравлического сопротивления перепускного трубопровода 7 с помощью клапана 8 (изменение расхода разогретого в теплообменнике мазута, направляемого в обход цистерны). При этом, независимо от наличия перепуска части мазута в обход цистерны, все тепло, снимаемое с теплообменника, поступает в цистерну. Расчетный пример. Расход мазута из цистерны во входную линию Gц=3 кг/с при температуре Tц=10oC и вязкости v = 10000 сст (условия при старте на высоковязком мазуте топочном 40). При отсутствии перепуска тепловая мощность, снимаемая с теплообменника, составляет Q=1,8










Формула изобретения

где Gц - расход мазута из цистерны;
Т - температура мазута на входе в насос;
Тц - температура мазута в цистерне;
Тпер - температура мазута на выходе из теплообменника,
расход мазута через насос и теплообменник определяют по формуле
G = Gпер + Gц,
и этим обеспечивают температуру во входной линии насоса для мазута топочного 40 в диапазоне +25oС < Т< 70oС, а для мазута топочного 100 - в диапазоне +35oС < Т< 70oС. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что часть мазута направляют на слив из цистерны самотеком в обход насоса, не прекращая разогрева. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что часть мазута направляют на слив из цистерны насосом в обход темплообменника, не прекращая разогрева.
РИСУНКИ
Рисунок 1