Система спасения пассажиров и экипажа при аварийной посадке самолета на воду
Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к системе поддержания летательного аппарата на плаву при аварийной посадке самолета на воду в целях спасения пассажиров и экипажа до прибытия спасательных плавсредств. Технической задачей изобретения является повышение эффективности и надежности спасательного устройства, упрощение конструкции, снижение его массы, быстрый ввод системы в действие до аварийного приводнения самолета. Надувной баллон 1 имеет форму цилиндра, изготовлен из легкого, прочного газо- и водонепроницаемого материала и усилен снаружи продольными 4 и поперечными 5 силовыми лентами и упрочняющими поясами 6. Надувные баллоны 1 укладываются в продольные ниши, образованные вдоль бортов физеляжа самолета. Ниши закрываются снаружи крышками. Атмосферный воздух под действием скоростного напора входит через рукав 7, запорный клапан в надувной баллон 1, который наполняется воздухом. 20 ил. .
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе поддержания летательного аппарата на плаву при аварийной посадке самолета на воду в целях спасения пассажиров и экипажа до прибытия спасательных плавсредств.
Известна конструкция устройства поддержания самолета на плаву при аварийной посадке на воду (патент США N 4382567), представляющая собой надувные поплавки, присоединяемые к нижней поверхности крыла и фюзеляжа в свернутом виде и наполняемые перед приводнением самолета сжатым газом из металлических баллонов, находящихся на борту самолета. Недостатком противопоставляемой конструкции являются большое количество металлических баллонов со сжатым газом, потребное для наполнения поплавков, большая масса системы, сложность устройства, большое количество вспомогательных элементов: трубопроводов, редукторов, кранов, элементов управления и др. Устройство требует большого времени наполнения поплавков газом; установленное на внешней поверхности самолета оно ухудшает его аэродинамику и не обеспечивает надежность, так как не гарантирует целостность системы в момент приводнения самолета. Целью данного изобретения является повышение эффективности и надежности спасательного устройства, упрощение конструкции, снижение его массы, быстрый ввод системы в действие до аварийного приводнения самолета. Поставленная цель достигается тем, что надувные баллоны, изготовленные из легких, прочных, газоводонепроницаемых материалов, цилиндрической или другой формы, расположены в нишах вдоль бортов фюзеляжа самолета и закреплены посредством силовых лент и жестких узлов, при этом система спасения снабжена сбрасываемыми крышками, установленными заподлицо с внешней обшивкой самолета и закрывающими ниши с надувными баллонами в сложенном состоянии, а средство наддува выполнено в виде воздухозаборного устройства, состоящего из горловины, имеющей с внешней стороны конусное отверстие, закрываемое управляемой крышкой, причем в передней части баллона выполнено отверстие для прохода атмосферного воздуха во внутрь баллона через мягкий рукав под действием скоростного напора, а во внутрь баллона введен запорный клапан и опорная решетка, препятствующая выходу запорного клапана наружу после наполнения баллона атмосферным воздухом. Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами где: - на фиг. 1 - показан общий вид спасательного устройства сбоку; - на фиг. 2 - вид горловины и запорного клапана до наполнения надувного баллона воздухом; - на фиг. 3 - вид запорного клапана в момент наполнения надувного баллона воздухом; - на фиг. 4 - вид на опорную решетку запорного клапана (разрез А-А фиг. 2); - на фиг. 5 - вид запорного клапана после наполнения надувного баллона; - на фиг. 6 - вид на внешнюю крышку, закрывающую нишу спасательного устройства и управляемую створку в закрытом положении; - на фиг. 7 - укладка надувного баллона в нишу (разрез Б-Б фиг. 6); - на фиг. 8 - вид надувного баллона в сложенном положении в нише (разрез В-В фиг. 6); - на фиг. 9 - силовая схема конструкции надувного баллона;- на фиг. 10 - вид на крепление надувного баллона к нише (сечение Г-Г и Д-Д фиг. 9);
- на фиг. 11 - общий вид крепления надувного баллона силовыми поясами к нише;
- на фиг. 12 - вид начала операции по наполнению надувного баллона воздухом;
- на фиг. 13 - вид надувного баллона после наполнения воздухом;
- на фиг. 14 - вид спасательного устройства после завершения операции по наполнению надувных модулей воздухом;
- на фиг. 15 - под инд. а, б, в и г показаны возможные места размещения спасательных устройств на самолете;
- на фиг. 16 - вид самолета перед вводом в действие спасательного устройства;
- на фиг. 17 - самолет в момент ввода спасательного устройства;
- на фиг. 18 - самолет со спасательным устройством перед посадкой на воду;
- на фиг. 19 - вид самолета после приводнения;
- на фиг. 20 - вид самолета при посадке на больших посадочных углах. Конструкция спасательного устройства, представленная в данном варианте, состоит из надувного баллона 1, управляемой створки 2 и механизма управления створкой 3 (фиг. 1 - 4). Надувной баллон 1 имеет форму цилиндра с большим удлинением хорошо обтекаемую воздушным потоком и дающим невысокое гидравлическое сопротивление. Он изготовлен из легкого, прочного, высокомодульного, газо- и водонепроницаемого материала (например, из полиармированного капрона, дакрона, дакрона, нейлона и др.) и усилен снаружи продольными 4 и поперечными 5 силовыми лентами и упрочняющими поясами 6. Надувной баллон 1 имеет в передней части мягкий рукав 7, который присоединяется при помощи бандажа 8 к горловине 9, имеющей с внешней стороны конусное отверстие, которое закрывается управляемой крышкой 10. Во внутреннюю полость мягкого рукава 7 вставлена втулка 11, к которой бандажем 12 плотно присоединен рукав 7, а внутри втулки 11 установлена опорная решетка 13. С противоположной стороны к втулке 11 присоединен запорный клапан 12, оканчивающийся эластичным растягивающимся чулком 14, сжатым в исходном положении и способным расширяться под действием воздушного потока, поступающего под давлением, при прохождении воздуха через рукав 7 в надувной баллон 1. Надувные баллоны 1 укладываются в продольные ниши 15, образованные вдоль бортов фюзеляжа самолета, которые снаружи закрываются открываемыми или же сбрасывающимися крышками 16, установленными заподлицо с внешней обшивкой самолета. Надувные модули в сложенном состоянии имеют небольшой объем, поэтому ниши 15 представляют собой небольшие углубления в бортах фюзеляжа. Надувные баллоны 1 присоединяются к нишам 15 посредством силовых лент 18, присоединенных к поперечным силовым поясам 5 в нижней и верхней частях надувного баллона. Силовые ленты 18 крепятся к силовым узлам 19, установленным в нише 15 на жестких профилях 20 (фиг. 9, 10). Дополнительно надувные баллоны 1 присоединяются к нише 15 посредством передних 22 и задних 21 лент, присоединенных к полюсам, воспринимающих в основном осевые (продольные) аэрогидродинамические нагрузки. Работа спасательного устройства производится следующим образом. Для ввода спасательного устройства в действие в начале включается привод 3 створки 2, который открывает створку 2, при этом открывается крышка 10, имеющая кинематическую связь с механизмом привода 3. С открытием крышки 10 раскрывается горловина 9, через которую атмосферный воздух под действием скоростного напора q входит через рукав 7 и запорный клапан 14 в надувной баллон 1, который наполняется воздухом. При входе воздуха в баллон 1 чулок 14 запорного клапана растягивается. Со снижением скорости полета самолета и уменьшением величины скоростного напора q =


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20