Способ производства офлюсованного агломерата
Использование: изобретение относится к термическим способам окускования железных руд и концентратов и может быть использовано при агломерации руд в черной и цветной металлургии. Сущность изобретения: смесь из сырых флюсов в виде карбонатных пород, более 50% от необходимого количества для спекания твердого топлива и негашеной извести в количестве, обеспечивающем влажность смеси 5%, измельчают до крупности меньше < 0,10 - 0,16 мм при содержании класса < 0,05 мм больше 85%, окомковывают до крупности < 10 мм при содержании классов < 1,25 мм и > 5 мм соответственно 5 - 10% и 15 - 30%, вводят в шихту, которую смешивают и окомковывают до крупности < 20 мм при содержании классов < 2,5 мм и > 10 мм соответственно 10 - 30% и 10 - 20%. При этом расход топлива удовлетворяет условию получения агломерата с содержанием FeO в пределах 6 - 10%. Способ предусматривает вариант использования измельченной смеси в виде порошкообразной массы. Параметры окомкованной шихты и требования по тепловому режиму спекания при этом остаются такими же, как и при вводе ее в окомкованном виде. 3 табл.
Изобретение относится к способам термического окускования железных руд и концентратов и может быть использовано при агломерации руд и концентратов цветных металлов.
Известен способ подготовки агломерационной шихты к спеканию, по которому топливо смешивают с флюсом, увлажняют и окомковывают. Флюс, например, известняк, имеет крупность 0,2 - 0,5 мм. К топливу его добавляют в количестве 5 - 20% от общего количества в агломерационной шихте [1]. Недостатком этого способа является низкая эффективность в реализации поставленной цели: увеличение удельной производительности агломашины при снижении расхода топлива на спекание. Это объясняется тем, что и флюс (известняк), и топливо относятся к категории материалов с низкой комкуемкостью. Поэтому гранулы из них при смешивании с остальными компонентами шихты под влиянием механических воздействий почти полностью разрушаются. В результате остается влияние только одного фактора - боле тонкого измельчения флюсов. Это положительно влияет на выход годного и качество агломерата, но не оправдывает больших капитальных затрат на организацию дополнительной транспортной линии с окомкованием топлива и флюсов. Наиболее близким к предлагаемому является способ [2], сущность которого заключается в следующем: 100% флюсов в виде карбонатных пород и часть твердого углеродистого топлива совместно измельчают в агрегатах активного ударного действия до крупности меньше 3 мм при содержании фракции менее 0,10 мм - 20 - 50%. Количество топлива в смеси рассчитывают по формуле:

4) повышение прочности агломерата при восстановлении на 50 - 74,0% (ГОСТ 19575.84);
5) повышение механической прочности агломерата на 10,0 - 25% (ГОСТ 15137-77);
6) снижение количества отходящих газов, выбрасываемых в атмосферу, на 5 - 10%. Существенные признаки, характеризующие изобретение:
1. Сырые флюсы, твердое топливо и негашеную известь измельчают до крупности < (0,10 - 0,16) мм при содержании класса < 0,050 мм



Максимальный размер - 10 мм
Содержание класса < 1,25 мм - 5 - 10%
Содержание класса > 5 мм - 15 - 30%,
либо в виде порошкообразной массы. 5. Шихту после ввода ТФС смешивают и окомковывают до крупности < 20 мм при содержании классов < 2,5 мм и > 10 мм соответственно 10 - 30% и 10 - 20%. 6. Расход топлива на спекание удовлетворяет условию получения агломерата с содержанием FeO = 6 - 10%. Признаки, отличительные от прототипа [2]:
1. Смесь из сырых флюсов, топлива и негашеной извести измельчают до крупности < (0,10 - 0,16) мм при содержании класса < 0,050 мм



в окомкованном виде с параметрами:
Максимальная крупность - 10 мм
Содержание класса 1,25 мм - 5 - 10%
Содержание класса 5 мм - 15 - 30%
и в неокомкованном: в виде порошкообразной массы. 5. Всю шихту окомковывают до крупности < 20 мм при содержании классов < 2,5 мм и > 10 мм соответственно 10 - 30% и 10 - 20%. 6. Расход топлива на спекание удовлетворяет условию получения агломерата с содержанием FeO в пределах 6 - 10%. Признаки, достаточные во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны:
1. Смесь из сырых флюсов, топлива и негашеной извести измельчают до крупности < (0,10 - 0,16) мм при содержании класса < 0,050 мм



Максимальный размер - 10 мм
Содержание класса < 1,25 мм - 5 - 10%
Содержание класса > 5 мм - 15 - 30%
либо в виде порошкообразной массы. 5. Всю шихту окомковывают до крупности < 20 мм при содержании классов < 2,5 мм и > 10 мм соответственно 10 - 30% и 10 - 20%. 6. Расход топлива на спекание удовлетворяет условию получения агломерата с содержанием FeO в пределах 6 - 10%. В основу заявляемого способа спекания офлюсованного агломерата положены термодинамические и кинетические звакономерности физико-химических процессов на стадии твердофазных превращений. Предложенная технология подготовки шихты путем тонкого совместного измельчения флюсов и топлива принципиально меняет их аутогезионные свойства. Частицы известняка, доломита, коксика, антрацита т. п. материалов, используемых в качестве флюсов и топлива, при измельчении до размеров < 0,050 мм (85% и больше) приобретают высокие комкующие свойства [4, 5] . Они становятся способными окомковываться с образованием довольно прочных гранул, способных сохранять свою структуру при смешивании с шихтой, а при окомковании выполняют роль зародышей грануляции. Если же измельченную смесь вводят в шихту в виде порошкообразной массы, то частицы флюсов и топлива в измельченной смеси благодаря изменению формы и поверхностных свойств равномерно распределяются по классам гранул окомкованной шихты и по толщине гранул. Теплофизические и физико-химические свойства частиц размеров < 0,050 мм принимают такие характеристики, что совершенно меняются кинетические закономерности химических реакций горения топлива, диссоциации карбонатов и взаимодействия твердых фаз. Например, такие процессы как диссоциация карбонатов (CaCO3 ----> CaO + CO2; MgCO3 ---> MgO + CO2) и горение углерода (C + O2 ---> CO2; C + 1/2 O2 ---> CO) идут по всей толщине этих частиц. Роль факторов тепло- и температуропроводности снизилась настолько, что инкубационные периоды этих реакций не стали занимать сколько-нибудь существенного значения. В результате этого значительно увеличилось время для твердофазных реакций, в результате которых формируется связка агломерата. Принципиальное отличие в механизме образования связки в структуре агломерата заключается в том, что первичной жидкой фазой являются силикаты железа, в расплаве которых растворяется CaO. При заявляемой технологии образование силикатов кальция на стадии твердофазных реакций сводится к минимуму. За счет тонкого измельчения топлива и тесного контакта его с рудными частицами шихты реакции окисления магнетита сводятся к минимуму, но активно развиваются реакции восстановления трехвалентного железа (Fe3+) до двухвалентного (Fe2+)
Fe3O4 + C(CO) ---> 3FeO + CO(CO2),
Fe2O3 + C(CO) ---> 2FeO + CO(CO2)
Закись железа взаимодействует с SiO2 пустой породы с образованием фаялита - FeSiO4, в котором растворяется оксид кальция. Такая последовательность образования связки в структуре агломерата сводит к минимуму образование силикатов кальция вида ларнита Ca2SiO4 и волластонита CaSiO3. Последние оказывают самое неблагоприятное влияние на металлургические свойства агломерата за счет модификационных превращений при охлаждении. Исследование шлифов агломерата, спеченного по заявляемой технологии, показало, что его структура принципиально отличается от структуры обычного агломерата. Это отличие заключается в том, что каркас опытного агломерата сложен практически из одних кристаллов магнетита. Размеры этих кристаллов во много раз меньше кристаллов магнетита, образующих каркас обычного агломерата. Связка у опытного агломерата имеет вид тонких прослоек,обволакивающих практически все кристаллы магнетита. У обычного агломерата аморфная масса занимает большие объемы и нередко принимает участие в образовании каркаса. Подобное изменение в структуре агломерата имеет место при спекании по способу [2]. Однако это изменение не столь существенно, как это имеет место при заявляемом способе. Обоснование регламентируемых параметров
1. Регламентируемая крупность измельчения (< 0,10 - 0,16%) мм при содержании класса < 0,050 мм




где
dimax - максимальный размер ячейки сита класса i, мм;
di-1min - минимальный размер ячейки сита класса i-1, мм. 5. Регламентирование содержания FeO в агломерате в пределах 6 - 10% обусловлено тем, что при высоком расходе топлива, когда FeO >> 10%, влияние заявляемого способа на качество агломерата резко снижается. Это объясняется тем, что при высоких значениях расхода топлива агломерат приобретает литую структуру, где не прослеживается характер твердофазных реакций. Заявляемый способ осуществляют следующим образом. В корпус измельчения направляют сырые флюсы (100% от общего количества),



где
MCaO и



Эта величина отвечает условию максимально допустимой влажности измельченной смеси: 5%. 3. Измельченную смесь окомковывали на тарельчатом окомкователе (D = 1 м). Пределы изменения влажности смеси составляли 7,5 - 9,0%. 4. Смешивание и окомкование шихты осуществляли также на тарельчатом грануляторе. Регламентировали влажность и продолжительность окомкования. Влажность изменяли в пределах 8,5 - 10,5%, продолжительность окомкования выдерживали постоянной - 5 мин. 5. При загрузке окомкованной шихты в спекательную чашу соблюдали условия по сегрегации, которые имеют место при однослойной загрузке шихты на агломашину. Для этого окомкованную шихту по наклонному желобу ссыпали на конус, который делили по высоте на 3 части, соответствующие по массе как 1:2:1. Шихту из нижней части конуса загружали нижним слоем, из серединной части - вторым слоем и шихту из верхней части - верхним слоем. При такой загрузке структура слоя в аглочаше довольно близко воспроизводила структуру слоя шихты на агломашине N 1 АО "НЛМК", на которой осуществлена однослойная загрузка. Масса загруженной шихты составляла 49,5 - 51,5 кг. Высота слоя 500 мм. Зажигание шихты осуществляли смесью доменного, коксового и природного газов. Механическая обработка спека по условиям разрушения и гранулометрическому составу годного имитировала промышленные условия аглофабрики АО "НЛМК". Выход годного определяли на стадии образования "бункерного" и "скипового" агломератов. Последний подвергали стабилизации. Динамика изменения выхода годного по стадиям обработки спека служила показателем спека и агломерата. Годный - "скиповый" испытывали на прочность (ГОСТ 15137-77), восстановимость (ГОСТ 17212-84) и прочность при восстановлении (ГОСТ 19575-84). В табл. 1 приведены технологические параметры лабораторных спеканий, охватывающих граничные значения параметров заявляемого способа. Показатели спекания этих опытов приведены в табл. 2. Здесь опыт N 1 соответствует по параметрам технологии прототипу [2]. Опыты 2, 3, 4 и 5 иллюстрируют влияние количества топлива, задаваемого на совместное измельчение с флюсами; опыты 6, 7 и 8 - влияние крупности измельчения; опыты 9 и 10 - влияние крупности окомкованной ТФС; опыты 11 и 12 - влияние крупности окомкованной шихты; опыты 13 и 14 - влияние общего расхода топлива (критерий - содержание FeO а агломерате); опыты 16 и 17 - влияние влажности измельченной смеси. Опыт 18 иллюстрирует эффективность заявляемого способа по варианту, когда ТФС не окомковывают (способ 2). Эффективность заявляемого способа определена по результатам опытов 5, 11 и 13, параметры которых соответствуют регламентированным значениям по способу 1. Количественная оценка эффективности приведена ниже. Технологические параметры и технико-экономические показатели и качество агломерата в опытных спеканиях приведены в табл. 1, 2. Анализ представленных данных позволяет заключить, что заявляемый способ производства офлюсованного агломерата имеет большие преимущества по сравнению с прототипом. Эти преимущества относятся ко всем показателям, отражающим технико-экономическую эффективность агломерационного производства и качество агломерата. Последнее обспечит снижение удельного расхода кокса на выплавку чугуна и прирост производительности доменных печей.
Формула изобретения


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3