Способ соединения эмалированных труб
Способ соединения эмалированных труб предназначен для сооружения трубопроводов. При соединении эмалированных труб с кислым покрытием, включающим одностороннюю сварку корневого шва, в процессе сварки используют высоколегированные электроды с покрытием основного типа с образованием на внутренней поверхности шва коррозионностойкого покрытия сплавлением шлака с околошовной эмалью. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.
Изобретение относится к сварке эмалированных труб и может быть использовано при сооружении трубопроводов.
Известен способ соединения эмалированных труб сваркой, в котором перед сваркой труб на их концевые участки внутренней поверхности наплавляют слой коррозионностойкой стали переменного сечения с уклоном к торцу трубы и затем осуществляют последующее эмалирование остальной части трубы [1]. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ сварки трубчатых деталей с внутренним эмалированным покрытием, при котором детали собирают встык, а сварку осуществляют на подкладке, которую выполняют из порошкообразной фритты, по составу аналогичной эмалевому покрытию. Подкладку прижимают к месту сварки с помощью специального приспособления. От тепла электрической дуги в процессе сварки происходит расплавление прилегающей ко шву части слоя фритты, которая сплавляясь с эмалевым покрытием на внутренней поверхности трубчатых деталей, образует в зоне сварного шва кольцо расплавляющейся части слоя эмалевой фритты, которая, сплавляясь с эмалевым покрытием на внутренней поверхности трубчатых деталей, образует в зоне сварного шва кольцо расплавившейся части слоя эмалевой фритты. На повторном нагреве зоны шва после сварки до температуры плавления эмалевой фритты с одновременным вращением трубчатых деталей формируется равномерный слой эмалевого покрытия в зоне сварного шва [2]. Этот способ обеспечивает образование качественного эмалевого покрытия в зоне сварного шва, однако технология его реализации является весьма сложной (включает в себя необходимость применения специальных приспособлений для прижатия порошкообразной фритты, применение повторного нагрева зоны сварного шва) и для сварки длинномерных эмалевых труб в полевых условиях является малопригодной. Задачей изобретения является упрощение технологии сварки эмалированных труб, что позволяет эффективно использовать ее в полевых условиях, свариваемость как короткомерных, так и длинномерных труб, обеспечивая при этом высокую коррозионную стойкость сварного соединения. Задача решается предлагаемым способом соединения эмалированных труб с кислым типом покрытия, включающим одностороннюю сварку корневого шва, в котором согласно изобретению предлагается в процессе сварки использовать высоколегированные электроды с покрытием основного типа с образованием на внутренней поверхности шва коррозионностойкого покрытия сплавлением шлака с околошовной эмалью. В предлагаемом варианте осуществляют сварку труб с притуплением 1,5 - 2,0 мм в корне стыка и поддерживают погонную энергию сварки 600 - 700 Дж/см. По изобретению способ соединения эмалированных труб базируется на трех факторах правильного выбора сварочных материалов и технологии их односторонней сварки: 1. Применение высоколегированного электрода с основным шлаковым покрытием фтористо-кальциевого типа, что позволяет при сварке корневого шва получать "короткие" жидкотекучие шлаки, сплавляющиеся с эмалью в околошовной зоне. 2. Использование "щадящего" термического цикла сварки по отношению к внутреннему слою эмали. "Щадящий" термический цикл присущ односторонней сварке корневого шва, когда губительный для эмали высокотемпературный столб дуги (6000 - 7000oC) располагается выше и прикрыт притуплением конструкционной стали. Источником тепла для расплавления конструкционной стали являются катодно-анодные пятна дуги. Температура плавления конструкционной стали составляет около 1500oC при температуре плавления эмалей 850 - 950oC и, следовательно, сохраняются условия сплавления электродного шлака и эмали в околошовной зоне. 3. Уменьшение погонной энергии сварки корневого шва (Дж/см) и посредством применения малых диаметров штучных электродов - 2.0 , 2.5 мм - и соответственно минимальных значений сварочных токов. Способ осуществляется следующим образом. По данным сертификата на эмалированные трубы (ТУ 26-01-899-83), рассчитывается кислотность или ее обратная величина - основность эмали n = М% кислотных оксидов/М% основных оксидов где n - степень кислотности как отношение сумм кислотных и основных оксидов, %. Если степень кислотности больше единицы, эмаль считается кислой, если меньше, составляющие эмали относят к основным. Аналогичным образом рассчитывается величина кислотности или основности покрытия электрода для сварки корневого шва. Пример выбора типа покрытия для сварки корневого шва приведен в табл.1, из которой следует, что кислотности эмали МК-5 и электрода ОЭЛ-6 противоположны, и указанная марка электрода пригодна для сварки корневого шва. Род тока и его полярность, диаметр электрода и величина сварочного тока, скорость сварки рассчитываются и определяются общеизвестными методами. Конструктивные элементы подготовки кромок эмалированных трубопроводов ориентированы в основе на ГОСТ 16037-80. Рекомендуемые значения величины сварочного тока приведены в табл.2 (постоянный току обратной полярности). При сварке корневого шва обеспечивается провар кромок и специфичное для эмалированных труб сплавление электродного шлака с эмалью околошовного участка внутренней поверхности трубы. Все последующие слои разделки кромок эмалированного стыка также свариваются электродом марки ОЗЛ-6. Очистка шлака с наружной стороны корневого шва выполняется с помощью легкого зубила и металлической щетки. Контроль качества корневого шва осуществляется в соответствии с нормативами СНиП и ТУ соответствующих ведомств. Специфичным в предлагаемом изобретении является контроль сплошности сплавления эмали и электродного шлака в околошовной зоне, который выполняется в следующей последовательности: 1) от партии труб, предназначенных для сооружения трубопровода, отрезаются три пары цилиндрических образцов "катушек" шириной 100 мм; 2) после соответствующей механической обработки кромок образцы попарно стыкуются; 3) корневые швы контрольных образцов свариваются маркой электрода, которая определяется по методике, описанной выше; 4) на корневой шов изнутри контрольного образца накладывается жгут из 3-х слоев марли шириной 15 - 20 мм, смоченной в 3%-ном растворе поваренной соли и измеряется величина переходного сопротивления по отношению к конструкционной стали трубы; 5) величина переходного сопротивления шлаковой корки изнутри корневого шва должна составлять не менее 400 Ом
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Способ соединения эмалированных труб // 2104438
Соединение эмалированных труб // 2080510
Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к соединениям труб с внутренним эмалевым покрытием и может быть использовано при сборке трубопроводов, предназначенных для транспортировки коррозионноактивных сред в нефтяной, газовой, химической и других отраслях промышленности
Изобретение относится к области предохранения труб от коррозии и может быть использовано при изготовлении, монтаже и ремонте трубопроводов, предназначенных для транспортирования нефти, нефтепродуктов, газа, различных агрессивных сред, воды и т.д
Соединение трубопровода // 2059917
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения трубопроводов комплексов, преимущественно для паропроводов, связывающих парогенерирующую установку с паротурбинной
Изобретение относится к соединению труб и применяется при перекачке жидкостей и газов
Соединение труб // 2046245
Соединение труб // 2046244
Изобретение относится к соединению труб путем сварки, в частности их концевых участков
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции металлопластовых трубопроводов
Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при строительстве трубопроводов из облицованных труб в нефтяной, химической и других отраслях промышленности
Изобретение относится к строительству трубопроводов, конкретно к соединениям труб с внутренней термопластичной облицовкой, и может быть использовано в нефтяной, химической и других отраслях народного хозяйства
Способ пайки телескопических конструкций // 2106942
Способ получения сварно-паяного телескопического соединения конструкций из легированных сталей // 2106231
Изобретение относится к сварке и пайке, в частности к способам получения сварно-паяного телескопического соединения конструкций из легированных сталей, и может найти применение в энергетическом машиностроении
Изобретение относится к сварке, в частности, к способам приварки гребенчатых уплотнительных планок к пластинчатым теплообменникам, и может найти применение в химическом машиностроении и других отраслях техники
Способ уменьшения сварочного коробления при односторонней сварке для соединения толстых листов // 2104847
Изобретение относится к сварке, в частности к способам уменьшения сварочного коробления при односторонней сварке, и может найти применение при изготовлении крупногабаритных толстостенных конструкций
Способ изготовления отрезного резца // 2101153
Изобретение относится к способам изготовления режущего инструмента, в частности, с применением наплавки
Способ изготовления строительных элементов и строительный элемент, полученный этим способом // 2097504
Изобретение относится к строительству, а точнее к способу изготовления строительных элементов и полученным благодаря ему, строительным элементам
Способ пайки сеток с фольгой // 2096144
Изобретение относится к области пайки, в частности к способу пайки металлических сеток с фольгой
Способ пайки телескопических конструкций // 2096143
Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к пайке телескопических толстостенных конструкций
Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при исследовании процессов перемешивания жидкого металла в сварочной ванне большого или небольшого объема
Изобретение относится к области пайки и сварки, в частности к способам изготовления паяных телескопических конструкций, и может найти применение в энергетическом машиностроении при изготовлении толстостенных конструкций