Способ ремонта направляющего аппарата компрессора газотурбинного двигателя
Изобретение предназначено для ремонта авиационной техники и в другой отрасли, использующей газотурбинные двигатели. При ремонте двигателей, в частности при восстановлении направляющих аппаратов, предварительно удаляют с поверхности деталей нагар и остатки защитного покрытия, выявляют изношенные и неизношенные лопатки, затем наносят на места соединения неизношенных лопаток с корпусом защитное кислотоустойчивое покрытие. После этого производят обработку аппарата раствором, содержащим азотную кислоту, кислый фосфат марганца и метателлурат натрия, до полного растворения припоя, соединяющего изношенные лопатки с корпусом, демонтаж изношенных лопаток и установку новых в инертной среде. 1 табл.
Изобретение относится к газотурбиностроению, конкретно к ремонту газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к ремонту направляющего аппарата двигателя ТВ3-117. Изобретение может быть использовано при ремонте авиационной техники и в любой другой отрасли, использующей газотурбинные двигатели.
Техническая эксплуатация двигателей выполняется на естественных, неподготовленных площадях, полеты и длительная работа совершается в условиях запыленности воздуха. В проточную часть двигателя попадают и более крупные твердые частицы. Вследствие особой геометрической формы струи воздуха, несущей абразивные частицы, изнашивается только часть направляющих лопаток аппарата. Большая часть лопаток, а также обоймы не изнашиваются, сохраняя первоначальные геометрические размеры. В настоящее время на ремонтных предприятиях при ремонте ГТД применяют полировку изношенных лопаток направляющих аппаратов [1]. При условии допустимого износа хорды лопатки аппарата входные и выходные кромки лопатки подвергаются полировке, затем этот направляющий аппарат с уменьшенными по размеру хорды лопатками поступает в эксплуатацию. Указанный способ не обеспечивает ремонта направляющего аппарата, так как после полировки изношенных лопаток не восстанавливаются первоначальные размеры изделия, что обуславливает ряд недостатков. Высокий процент отбраковки направляющих аппаратов создает повышенную стоимость ремонта двигателей, так как допустимый износ хорды лопатки и забоины не могут превышать 0,5 мм. При наличии забоин на пяти лопатках подряд или изменении геометрической формы их вследствие повреждения твердыми телами, попавшими при эксплуатации в проточную часть, весь направляющий аппарат подлежит отбраковке. Кроме того, в процессе эксплуатации двигателя ТВ3-117 на поверхности лопаток направляющих аппаратов образуется плотный нагар, а также повреждается защитное покрытие. Остатки защитного покрытия и нагар препятствует выявлению изношенных и неизношенных лопаток, и отбраковывается весь аппарат при наличии таких дефектов. В результате возникает потеря дефицитных трудоемких в изготовлении деталей, годных к эксплуатации, выполненных из легированных сталей, и затрат труда на изготовление деталей сложного профиля, а также возникает необходимость в новых остродефицитных изделиях при ремонте ГТД, недостаток которых удлиняет сроки ремонта. Использование направляющих аппаратов с полированными изношенными лопатками не обеспечивает высокого качества ремонта ГТД, так как снижает вследствие изменения треугольника скоростей воздушного потока в компрессоре из-за уменьшения по хорде лопаток эксплуатационные характеристики двигателей. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ ремонта направляющего аппарата компрессора газотурбинного двигателя путем выявления изношенных и неизношенных лопаток, демонтажа изношенных лопаток и установки новых в инертной среде [2]. Для ремонта направляющих аппаратов двигателя ТВ3-117 указанный способ не применим. Невозможность применения способа по прототипу для ремонта направляющих аппаратов двигателя ТВ3-117 вызывает необходимость использования при ремонте двигателей новых остродефицитных дорогостоящих направляющих аппаратов и увеличивает трудозатраты и стоимость ремонта. Изобретение направлено на снижение трудозатрат при ремонте двигателя, повышение качества ремонта путем исключения коррозии стальных деталей направляющего аппарата компрессора. Это достигается тем, что в способе ремонта направляющего аппарата компрессора предварительно удаляют с поверхности остатки защитного покрытия и нагар, производят выявление изношенных и неизношенных лопаток, демонтаж изношенных лопаток и установку новых в инертной среде, на места соединения неизношенных лопаток с корпусом наносят защитное покрытие и производят обработку аппарата до полного растворения припоя, соединяющего изношенные лопатки с корпусом, следующего состава, мас.%. Азотная кислота - 8,0-18,0 Кислый фосфат марганца - 1,0



Формула изобретения
Способ ремонта направляющего аппарата компрессора газотурбинного двигателя путем выявления изношенных и неизношенных лопаток, демонтажа изношенных лопаток и установки новых в инертной среде, отличающийся тем, что на места соединения неизношенных лопаток с корпусом наносят защитное кислотоустойчивое покрытие и производят обработку аппарата до полного растворения припоя, соединяющего изношенные лопатки с корпусом, следующего состава, мас.%: Азотная кислота - 8,0 - 18,0 Кислый фосфат марганца - 1,0



РИСУНКИ
Рисунок 1