Способ измерения угловой скорости гироплатформы
Использование: в области навигации. Сущность изобретения: способ измерения угловой скорости гироплатформы, при котором поплавковый интегрирующий гироскоп с магнитоэлектрическим двигателем, охваченный отрицательной обратной связью, работает в режиме модуляции кинетического момента, ротору гироскопа дополнительно сообщают возвратно-поступательные перемещения вдоль оси собственного вращения попеременным эталонным изменением токов в статорных обмотках магнитоэлектрического двигателя.
Изобретение относится к области навигации, в частности к способу измерения угловой скорости гироплатформы.
Известен способ измерения угловой скорости гироплатформы трехосных гиростабилизаторов при помощи установки дополнительного контрольного поплавкового интегрирующего гироскопа (ПИГ), который охватывают отрицательной обратной связью [1]. Однако этот способ позволяет замерять вертикальную составляющую угловой скорости платформы только с точностью до погрешности контрольного ПИГ. Наиболее близким техническим решением является способ измерения угловой скорости платформы при помощи ПИГ с магнитоэлектрическим двигателем, охваченного отрицательной обратной связью, который работает в режиме модуляции кинетического момента [2]. Недостатком этого способа, сдерживающим дальнейшее увеличение точности, является появление помех, синхронных с модуляцией кинетического момента, вызванных изменением усилий, воздействующих на ротор гироскопа, при изменении его частоты вращения. В частности, основными причинами являются изменение тяжений между постоянными магнитами ротора и статорами из-за изменения токов в обмотках статоров вследствие изменения нагрузки на валу двигателя и изменения индуктивного сопротивления, а также изменение параметров газовых потоков в двигателе. Это видно из следующих рассуждений. Уравнение моментов на выходной оси контрольного ПИГ, установленного на гироплатформе и работающего в режиме датчика угловой скорости, записывается следующим образом: Ioc1
Kдм= H
пл+Mp+Mн+A
icp+f(
), (1) , где Iос1 - ток обратной связи в датчике момента ПИГ; Kдм - крутизна характеристики датчика момента ПИГ; H - кинетический момент гироскопа,
пл - угловая скорость гироплатформы (определяемая величина); Mн-момент, обусловленный постоянными тяжениями между поплавком и корпусом ПИГ (токоподводы, реактивные моменты в датчиках угла и т.д.); Mр - момент, обусловленный разбалансировкой поплавка; A
iср- момент, вызванный тяжением между постоянными магнитами ротора и током (iср) статоров;A - коэффициент пропорциональности (неизвестная величина);
f(
) - момент, вызванный наличием аэродинамической асимметрии конструкции гиродвигателя (неизвестная величина);
- угловая частота вращения ротора. При изменении частоты вращения ротора с
на
1 (модуляции кинетического момента) уравнение (I) перепишется в следующем виде:Ioc2
Kдм= H1
пл+Mp+Mн+A
(icp-
i1)+f(
1), (2) ,где
i1 - изменение тока в статоре. Из совместного решения (1) и (2) будем иметь:
Из уравнения (3) видно, что погрешности, обусловленные моментами разбалансировки (Mр) и тяжений (Mн), в полезном сигнале (разность токов обратной связи) отсутствуют. Однако, полезный сигнал пропорционален не только искомой величине (
пл) , но и синхронной погрешности (второй и третий члены правой части уравнения). Для устранения указанных помех в известном способе, основанном на том, что в ПИГ с магнитоэлектрическим двигателем, установленном на гироплатформе, охваченной отрицательной обратной связью и работающей в режиме модуляции кинетического момента, ротору гироскопа дополнительно сообщают возвратно-поступательные перемещения вдоль оси собственного вращения попеременным эталонным изменением токов в статорных обмотках магнитоэлектрического двигателя (МЭД), что позволяет определить синхронные помехи, обусловленные тяжением между постоянными магнитами ротора и статорами. Это видно из следующего. При изменении, например, в левом статоре двухстаторного МЭД эталонного значения тока на величину
iэ , из уравнения (I) будем иметь:Ioc3
Kдм= H
пл+Mp+Mн+A(icp-
iэ)+f(
), (4) . Решая совместно (1) и (4), будем иметь:(Ioc1-Ioc3)
Kдм= A
iэ . Откуда
Изменяя затем ток правого статора на эталонную величину
iэ , запишем уравнение (I) в виде:Ioc4
Kдм= H
пл+Mp+Mн-A(icp-
iэ)+f(
), (6) . Решая совместно (1) и (6), имеем:
. Подставляя в (3) выражение (5), если разность Iос1 - Iос2 > 0, или выражение (7), если Iос1 - Iос2 <0, будем иметь:
. Из уравнения (8) видно, что неопределенная погрешность, обусловленная тяжением статора и ротора (A
i1 - см. уравнение (3)), исчезла. Для определения оставшейся составляющей синхронной помехи
, обусловленной конструктивной асимметрией, проводим описанные операции (1) - (8) на неподвижном основании, когда
пл= u3
sin
(для азимутальной ориентации ПИГ), где Uз- угловая скорость вращения Земли,
- широта места. Тогда из уравнения (8) находим:
. Так как для конкретного гироскопа эта составляющая синхронной помехи является величиной постоянной, то ее можно, в частности, аттестовать заранее при изготовлении гироскопа и занести в сопроводительную документацию на него. Таким образом, из уравнения (8) с учетом (9) можно определить вертикальную составляющую угловой скорости платформы без синхронных помех контрольного гироскопа, что повышает точность измерения угловой скорости гироплатформы.
Формула изобретения
NF4A Восстановление действия патента
Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.03.2012
Дата публикации: 27.03.2012
Похожие патенты:
Устройство для измерения линейной и угловой скоростей и углов поворота движущегося объекта // 2097700
Изобретение относится к области гироскопического приборостроения, в частности к гироинтеграторам линейных ускорений (ГИ), и может быть использовано для измерения углов поворота, векторов линейной и угловой скорости и линейных ускорений движущегося объекта в бесплатформенных инерциальных навигационных системах
Датчик инерциальной первичной информации // 2018133
Датчик угловой скорости // 1739743
Измеритель угловой скорости // 1535143
Измеритель угловой скорости // 1149728
Гироскопический указатель поворота // 1077439
Измеритель угловой скорости // 1047269
Гироскопическое устройство // 984287
Изобретение относится к области гироскопии и может быть использовано в системах управления движением, например космических и других летательных аппаратов
Изобретение относится к гироскопическим приборам, а именно к двухстепенным роторным вибрационным гироскопам (РВГ) с переменной угловой скоростью привода, используемым для измерения угловой скорости подвижных объектов, в частности к двухстепенным РВГ, применяемым для измерения угловой скорости относительно экваториальной оси вращающегося летательного аппарата (ЛА), в которых приводом является сам вращающийся по крену ЛА








