Способ коррекции речи
Изобретение относится к медицине, а именно к дефектологии, и может найти применение при лечении нарушений речи различной этиологии. Способ позволяет повысить эффективность выработки навыков правильной речи. Для этого в начале процедуры удерживают корень языка и осуществляют массаж вдоль спинки по направлению к кончику языка круговыми вращательными движениями, затем массажные движения повторяют при удерживании языка за боковые поверхности, после этого прижимают язык к твердому небу так, чтобы его кончик упирался в передние зубы, и осуществляют массаж его нижней поверхности до исчезновения болевых ощущений, затем пальцем проводят вибрационный массаж мягкого неба, точечный массаж альвеолярных дуг с воздействием на болезненные точки до исчезновения болевых ощущений, массаж мышц лицевого скелета и шеи, после этого придают языку положение, соответствующее произносимому звуку, предлагают пациенту произносить звук от 2 до 5 раз, а всю совокупность воздействий осуществляют ежедневно от 15 мин до 1 ч в течение 10 дней, повторяя курс лечения от 1 до 4 раз через каждые 1 - 2 мес.
Изобретение относится к медицине, а именно к дефектологии, и может найти применение при лечении нарушений речи различной этиологии.
Способ касается лечения нарушений речи, имеющих место у больных преимущественно с поражением центральной нервной системы, таких как дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, анартрия. В настоящее время лечение указанных расстройств речи проводят в основном логопедическими методами. Наиболее близким к предлагаемому является способ коррекции речи, взятый в качестве прототипа [1]. Способ заключается в наложении пальцев врача на подбородочную область в region submentalem submaxillarem и частью hyoideam, надавливании на эту область вверх по направлению к органам речевой полости. Автору удалось достичь правильной для рокота установки кончика языка и за счет этого уменьшения картавости, хотя и не во всех случаях. Технический результат изобретения состоит в повышении результативности лечения. Этот результат достигается тем, что в известном способе коррекции речи путем физического воздействия на тело языка, согласно изобретению, в начале процедуры удерживают корень языка и осуществляют массаж вдоль спинки по направлению к кончику языка круговыми вращательными движениями, затем массажные движения повторяют при удерживании языка за боковые поверхности, после этого прижимают язык к твердому небу так, чтобы его кончик упирался в передние зубы, и осуществляют массаж его нижней поверхности до исчезновения болевых ощущений, затем пальцем проводят вибрационный массаж мягкого неба, точечный массаж альвеолярных дуг с воздействием на болезненные точки до исчезновения болевых ощущений, массаж мышц лицевого скелета и шеи, после этого придают языку положение, соответствующее произносимому звуку, индуцируют пациента произносить отрабатываемый звук от 2 до 5 раз, а всю совокупность воздействий осуществляют ежедневно от 15 мин до 1 ч в течение до 10 дней, повторяя курс лечения от 1 до 4 раз через каждые 1 - 2 месяцев. Проведение массажа языка вдоль стенки по направлению к его кончику при удерживании его за корень и боковые поверхности позволяет придать языку его физиологическое положение и закрепить это положение в результате проведения каждодневного выполнения массажа до исчезновения болевых ощущений, имеющих место при наличии патологии, обеспечивает появление и закрепление чувственных восприятий достигнутого положения языка. Прижатие языка к твердому небу так, чтобы его кончик упирался в передние зубы, обеспечивает его правильную позицию для произношения звуков, а одновременное проведение массажа нижней части языка закрепляет восприятие данной позиции его. Достигаемая таким образом фиксация языка при выдохе обеспечивает его вибрацию и появление звуков. Вибрационный массаж мягкого неба позволяет достичь появления небно-глоточного рефлекса и тем самым обеспечивает формирование правильного речевого выдоха. Последовательное осуществление массажа альвеолярных дуг, мышц лицевого скелета и шеи способствует возникновению восприятия целостности ощущений речедвигательного аппарата за счет раздражения периферических рецепторов и создания очага возбуждения в речедвигательном центре. Таким образом, разработанная последовательность действий позволяет за счет правильной постановки языка, выработки правильного дыхания и возникновения звуков, активации речедвигательного центра создать предпосылки для формирования речи, в том числе у лиц с тяжелыми ее нарушениями. Причем положительный эффект был достигнут в той или иной степени практически у всех пролеченных нами пациентов в достаточно короткий срок от однократного воздействия до 1 г. Пример 1. Девочке 7 лет, специальная группа д/с N 18, г. Пушкин. Д-з: дислалия. Не произносит звук "р". Проводимые в течение года занятия с логопедами не дали эффекта. 14.05.96 г. был проведен лечебный сеанс по предлагаемому методу. Указательным и средним пальцами захвачен корень языка с круговыми вращательными движениями от корня языка вдоль спинки по направлению к кончику языка и умеренным нажимом проведен массах в течение 1 мин. Затем указательным и большим пальцами с захватом боковых краев языка круговыми поступательными движениями от его корня к кончику проведен массаж до исчезновения болевых ощущений, возникших при проведении массажа ближе к корню языка, в течение 2 мин. Далее указательным и средним пальцами, подведя их под основание языка, при одновременном приподнимании его так, чтобы язык был прижат к твердому небу и его кончик упирался в передние зубы, произвели вращательные движения с умеренным воздействием - массаж языка с его нижней поверхности до исчезновения болевых ощущений у его основания. Указательным пальцем проведен вибрационный массаж мягкого неба в течение 5 с. Проведен точечный массаж альвеолярных дуг с воздействием на каждую болезненную точку до исчезновения болевых ощущений в течение 10 - 20 с. Проведен легкий массаж мышц лицевого скелета, затем массаж мышц шеи. Затем указательным и средним пальцами языку придано верхнее положение с прижатием его кончика к передним зубам и предложено девочке сделать выдох с произнесением звуков "т" и "д". Такое действие повторили 5 раз. После этого ребенок стал свободно произносить звук "р". Таким образом занятие в течение 15 мин оказалось достаточным для постановки звука. Пример 2. Девочке 6 лет, специальная группа д/с N 18, г. Пушкин. Диагноз: дизатрия средней степени тяжести, занималась 1,5 года с логопедами, практически безрезультатно. С девочкой начаты занятия по методике, изложенной в примере 1. Уже после первого занятия получили небно-глоточный рефлекс, далее увеличился объем движений языка, достигнута вибрация кончика языка. После третьего занятия девочка стала произносить звуки "с", "з", "ч", "ц", "ш", "р", ранее ею непроизносимые. Таким образом, положительный эффект получен всего за 3 дня. Пример 3. Девочке 7 лет, группа "особый ребенок", д/с N 18, г. Пушкин. Диагноз: умственная отсталость в степени выраженной дебильности (болезнь Дауна), алалия. Из анамнеза: положительной динамики в развитии практически не наблюдается. Объективно: в ясном сознании контакт поверхностный, быстро истощается. Обращенную речь понимает в пределах бытовой ситуации. Речь отсутствует. При поступлении в группу речь только лепетная. Пространственные и временные представления не сформированы. Навыки самообслуживания развиты слабо. В течение 6 месяцев четырьмя курсами по 10 - 15 дней проведено лечение по методике, описанной в примере 1. В результате этого получены результаты: девочка говорит, знает все буквы, читает слоги, решает простые задачи, знает времена года, месяцы, выучила несколько стихотворений. Причем вышепредставленный эффект получен за 6 месяцев без применения каких-либо лекарственных средств. К настоящему времени данным методом проведено лечение более тысячи человек, преимущественно детей с ДЦП, с достижением практически у всех того или иного положительного результата. По сравнению с известными предлагаемый способ имеет ряд существенных преимуществ. 1. Способ позволяет достичь положительный лечебный эффект практически у всех пациентов с нарушением речи различной этиологии, какого не обеспечивает ни один из известных в настоящее время способов. 2. Способ не требует для своего осуществления каких-либо лекарственных средств. 3. Положительный эффект достигается за достаточно короткий срок - от 1 до 4 курсов лечения в течение до 10 дней.Формула изобретения
Способ коррекции речи при поражениях центральной нервной системы путем физического воздействия на тело языка, отличающийся тем, что в начале процедуры удерживают корень языка и осуществляют массаж вдоль спинки по направлению к кончику языка круговыми вращательными движениями, затем массажные движения повторяют при удерживании языка за боковые поверхности, после этого прижимают язык к твердому небу так, чтобы его кончик упирался в передние зубы, и осуществляют массаж его нижней поверхности до исчезновения болевых ощущений, затем пальцем проводят вибрационный массаж мягкого неба, точечный массаж альвеолярных дуг с воздействием на болезненные точки до исчезновения болевых ощущений, массаж мышц лицевой части черепа и шеи, после этого придают языку положение, соответствующее произносимому звуку, предлагают пациенту произносить звук от 2 до 5 раз, а всю совокупность воздействий осуществляют ежедневно от 15 мин до 1 ч в течение 10 дней, повторяют курс лечения от 1 до 4 раз через 1 - 2 месяца.