Аэродинамический винт
Использование: для создания устройств, преобразующих энергию потока воздуха в механическую энергию вращения или энергию вращения для создания потока воздуха. Сущность изобретения: предложен аэродинамический винт, снабженный наклоненными к оси винта лопастями на угол не менее 60o, имеющими с обеих сторон дугообразные ребра высотой не более 6% хорды профиля лопасти, при этом высота ребер, расположенных на стороне лопасти, испытывающей пониженное давление составляет 40-60% высоты ребер, расположенных с другой стороны лопасти, а расположение ребер на лопасти определяется углом между направлением передней кромки лопасти и хордой ребра, составляющим 75-90o. 1 з. п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к области прикладной аэродинамики, а именно - к созданию машин и устройств, преобразующих энергию набегающего потока в энергию вращения (например ветровые колеса) или преобразующих энергию вращения вала силовой установки в энергию движения потока с целью создания тяги по оси винта (например пропеллеры летательных аппаратов).
Известны аэродинамические винты, являющиеся одним из основных элементов конструкции машин, использующих аэродинамические свойства газовой среды. Лопасти этих винтов устанавливаются на втулке перпендикулярно оси вращения и образуют при вращении винта плоскость вращения. Угол атаки профиля лопасти позволяет в случае использования винта в ветряках преобразовать силу набегающего потока в силу тяги лопасти, которая создает крутящий момент на оси винта и расходуется на преодоление профильного сопротивления лопасти. При использовании винта в качестве движителя летательного аппарата угол атаки профиля лопасти позволяет преобразовать силу набегающего на лопасть потока в силу тяги лопасти, которая через втулку винта передается на корпус летательного аппарата (Д.М.Прицкер, Г.Н.Сахаров. Аэродинамика. М.: Машиностроение, 1968, с. 180-182). При вращении винта как в первом, так и во втором случаях, на обеих сторонах лопасти происходит перемещение частиц погранслоя вдоль лопасти, приводящее к увеличению толщины погранслоя у задней кромки лопасти. На подсасывающей стороне лопасти из-за сильного утолщения погранслоя происходит преждевременный отрыв потока от лопасти, что приводит к неполному восстановлению давления у задней кромки лопасти. Давление у задней кромки лопасти получается меньше, чем у передней, что увеличивает сопротивление давления (одну из составляющих профильного сопротивления лопасти). Из-за перемещения частиц погранслоя вдоль лопасти удлиняется их "путь" по лопасти, что приводит к возникновению дополнительного сопротивления вследствие поверхностного трения. Увеличение профильного сопротивления лопасти и неиспользование энергии перемещения погранслоя вдоль лопасти снижают КПД винта. Известен винт с лопастями обтекаемого профиля, у которого лопасти выполнены из крыловых и винтовых профилей (а.с. N 155458, F 03 D 1/06). Недостатком этого винта является неполное использование энергии потока. Не используется энергия составляющей потока, обтекающего лопасть, движущейся на поверхности лопасти в продольном направлении. Наличие данной составляющей повышает профильное сопротивление лопасти, в результате чего снижается КПД винта. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение КПД винта за счет использования энергии составляющей потока, направленной при обтекании винта вдоль лопасти, и снижения профильного сопротивления лопасти. Для этого лопасти винта, выполненные из крыловых и винтовых профилей, наклонены к оси вращения винта стороной, испытывающей пониженное давление при обтекании потоком (подсасывающей стороной), под углом не менее 60o и снабжены по всей длине с обеих сторон поперечными дугообразными ребрами, вогнутыми со стороны оси вращения винта. Высота каждого ребра составляет не более 6% от длины хорды профиля лопасти в месте расположения ребра. При этом высота соответствующего ребра, расположенного с подсасывающей стороны лопасти, составляет 40-60% от высоты ребра, расположенного со стороны лопасти, испытывающей повышенное давление. Частным случаем расположения дугообразных ребер на поверхности лопасти является такое расположение, когда угол между лучом, проведенным из точки "выхода" ребра из передней кромки лопасти через точку окончания ребра на задней кромке лопасти, и лучом, проведенным из точки "выхода" ребра из передней кромки лопасти вдоль этой кромки в направления от комля лопасти к ее концу, составляет 75-90o. На фиг. 1 изображен аэродинамический винт, преобразующий энергию набегающего потока в энергию вращения (винт быстроходного ветряка), вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг.3 - аэродинамический винт, преобразующий крутящий момент на валу силовой установки в силу тяги (пропеллер летательного аппарата); на фиг.4 - поперечное сечение лопасти винта быстроходного ветряка по А-А; на фиг.5 - поперечное сечение лопасти пропеллера летательного аппарата по Б-Б; на фиг.6 - продольное сечение лопасти по В-В; на фиг. 7 - схема струи, создаваемой обычным пропеллером; на фиг.8 - схема струи, создаваемой пропеллером с наклонными к оси вращения лопастями. Аэродинамический винт содержит лопасти 1 с винтовыми и крыловыми профилями, наклоненные к оси вращения винта под углом 60o <














Для стороны 9 лопасти, испытывающей повышенное давление при обтекании потоком, K= 1,1-1,5. Сила P передает на ось винта дополнительный вращательный момент:




Дополнительный момент на всей лопасти, имеющей n поперечных ребер:

У предлагаемого винта - пропеллера 14 поток за винтом в горловом сечении E1 также сужается, как и поток за обычным винтом 15 в горловом сечении E, но чем дальше от конца лопасти и чем ближе к оси вращения винта частица потока проходит через наклоненную лопасть, тем меньше отклонение ее траектории в сторону оси вращения винта. А траектория 16 частиц потока, проходящих через наклоненную лопасть вблизи комля, отклоняется от оси вращения. Это происходит потому, что в сечении D1( как и в ближайших к нему слева и справа сечениях потока) действует постоянный градиент давления. В радиальном направлении 17 от оси вращения винта возникает падение давления. В результате происходит изменение траекторий частиц потока, проходящих через лопасти винта - пропеллера 14, по сравнению с траекториями частиц потока, проходящих через лопасти обычного винта 15, что улучшает условия обтекания элементов конструкции летательного аппарата, расположенных позади винта (гондолы двигателя, передней кромки крыла и т.д.), а следовательно, уменьшает общее лобовое сопротивление летательных аппаратов. Применение предлагаемого аэродинамического винта на быстроходных ветряках повышает "приемистость" при трогании винта с места, во- первых, потому, что при наклоне лопастей 1 к оси вращения винта уменьшается его момент инерции, во - вторых, эффективность поперечных ребер 4 при наклоне лопастей возрастает, так как по сравнению с обычным винтом большая часть потока, обтекающего лопасть, движется вдоль нее, воздействуя на поперечные ребра. Как в случае винта-пропеллера, так и в случае винта быстроходного ветряка при наклоне лопастей к оси вращения уменьшается вероятность преждевременного отрыва погранслоя от подсасывающей стороны 2 лопасти, так как при вращении винта частицы погранслоя прижимаются к подсасывающей стороне 2 лопасти центробежными силами. Угол





Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8