Роторная машина
Использование: в компрессорах, насосах или двигателях внутреннего сгорания. Сущность изобретения: роторная машина содержит полый цилиндрический корпус с торцовыми крышками. Внутри цилиндра расположены лопасти с роликами, которые делят полость на четыре замкнутых объема, и механизм синхронизации в виде вала с монолитной крестовиной. В лопасти через сквозные отверстия вставлены валы с роликами, которые снабжены эксцентриками. В торцовых крышках спрофилированы цилиндрические поверхности симметрично в диаметрально противоположных направлениях с радиусом, смещенным от центра вращения лопастей по вертикали в координатной сетке на величину плюс-минус эксцентриситета и радиусом, смещенным по горизонтали симметрично относительно центра вращения. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к объемным роторным машинам, и может быть использовано в компрессорах, насосах или двигателях внутреннего сгорания.
Известна роторная машина, содержащая корпус, два ротора, пару лопастей, установленных на коаксиальных валах и связанных механизмом преобразования (GB, патент, 1422678, кл. F 1 F, 1974). Известна также роторная машина объемного типа, содержащая полый цилиндрический корпус, внутри которого установлены две пары лопастей, жестко соединенные с двумя соосными валами и механизмом синхронизации движения лопастей, позволяющим изменять величину минимального объема (SU, авторское свидетельство, 973878, кл. F 01 C 5/02, 1982). Недостатком известных роторных машин является неравномерное восприятие нагрузок механизмом синхронизации, а также возвратно-поступательное движение его элементов и их несбалансированность. Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому устройству является выбранная в качестве прототипа роторная лопастная машина с крестообразным механизмом синхронизации (Гуськов Г.Г. Необычные двигатели.- М.: Знание, 1971, с. 23), содержащая полый цилиндрический корпус с торцовыми крышками, внутри которого установлены две лопасти с роликами, делящие полость корпуса на четыре замкнутых объема, и эксцентрично их оси вращения механизм синхронизации в виде вала с монолитной крестовиной. Недостатком известной роторно-лопастной машины является заклинивание крестообразного механизма синхронизации. Техническая заявка изобретения - устранение заклинивания: 1. Введением в каждую лопасть по два вала с симметричными с обоих концов эксцентриками, имеющими эксцентриситет, равный (фиг.1)



r0 - радиус ролика (фиг.2). 2. В торцовых крышках спрофилированы цилиндрические поверхности с радиусом
R1 = r1 + ro,
смещенным от центра вращения лопастей по вертикали в координатной сетке на величину



k = Ro +

где Rо - радиус окружности, вписанной в профилированные поверхности крышки. Анализ ближайшего аналога показывает, что заявляемый механизм связи роторно-лопастной машины отличается: типом вала, установленного в лопасти, количеством роликов и конструкцией торцовых крышек. На фиг. 1 представлена роторно-лопастная машина, продольный разрез; на фиг. 2, 3 - поперечные разрезы крестообразного механизма связи и торцовой крышки с профилированными цилиндрическими поверхностями. Машина содержит корпус 1, в котором размещены две лопасти 2, установленные на подшипниках 3 в торцовых крышках 4. Лопасти 2 связаны крестовиной 5, монолитно выполненной с валом 6, через эксцентриковые валы 7, на которых установлены ролики 8, 9. Ролики 8 соприкасаются с крестовиной 5 вала 6, а ролики 9 соприкасаются с цилиндрической поверхностью 10 торцовых крышек 4. Вал 6 установлен в подшипниковых опорах 11 крышек 12 и зафиксирован крышками 13. Внутренняя цилиндрическая поверхность корпуса 1, торцовые поверхности крышек 4 с лопастями 2 образуют рабочие камеры 14 (фиг.2) переменного объема. При работе машины в режиме двигателя внутреннего сгорания в ней может быть предусмотрена свеча зажигания 15. В ближайшем аналоге траектория движения центров роликов 8 относительно оси вращения лопастей 2 представляет собой окружность, что приводит к заклиниванию механизма в диапазонах

где

Формула изобретения

где r1 радиус окружности, описываемой осью эксцентрика относительно центра вращения механизма синхронизации;
r2 радиус окружности, описываемой осью средней части симметричного эксцентрикового вала относительно центра вращения лопастей;
e эксцентриситет вала механизма синхронизации относительно оси вращения лопастей;
r0- радиус ролика;
Rо- радиус окружности, вписанной в профилированные поверхности крышки;
d половина ширины крестовины.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3