Способ управления антиблокировочной системой торможения транспортного средства
Авторы патента:
Использование: в машиностроении, а именно в антиблокировочных системах тормозов автомобилей и других транспортных средств. Сущность изобретения: измеряют и анализируют сигнал, пропорциональный фактически реализуемому колесом тормозному моменту, при этом начало операции автоматического выключения/включения осуществляют при обнаружении спада тормозного момента, повторяют эту операцию на протяжении всего времени спада тормозного момента, а завершают операцию выключения/включения тормозного привода при возрастании тормозного момента. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в антиблокировочных системах тормозов автомобилей и других транспортных средств.
Известен способ управления антиблокировочной системой в процессе торможения транспортного средства, при котором измеряют тормозной момент на колесе и в зависимости от его величины уменьшают тормозное давление на колодки тормоза, причем система управления чувствительна к двум сигналам - величине усилия включения тормоза, прикладываемого оператором, и тормозному моменту, развиваемому тормозом (патент США 4.822.133, кл. 303-100, 1987). Недостатком известной системы является ограничение величины тормозного момента, развиваемого тормозом, установленным оператором значением тормозного момента. Другими словами регулирование тормозного момента происходит относительно величины тормозного момента, установленного оператором, а не величины тормозного момента, оптимального с точки зрения процесса торможения. Это в свою очередь приводит к недостаточному использованию тормозного усилия на колесе и, как следствие, приводит к снижению эффективности торможения. Известен также способ управления процессом экстренного торможения транспортного средства, по которому измеряют изменение величины тормозной, силы, одновременно измеряют величину прижимного усилия и при достижении величины тормозной силы максимального значения ограничивают дальнейшее увеличение прижимного усилия, а при изменении величины тормозной силы корректируют величину прижимного усилия так, чтобы отношение величин прижимного усилия и тормозной силы оставлялось постоянным (патент РФ, 2013250, кл. В 60 Т 8/52, 1989). Недостатком этого способа является сложность его реализации, заключающаяся в измерении двух сигналов: тормозной силы и величины прижимного усилия на тормозных колодках в различных несопоставимых условиях. Это приводит к тому, что в различных условиях (влажность, износ тормозных накладок, различные дорожные условия и проч.) постоянство отношения величины тормозной силы и величины прижимного усилия на тормозных колодках не является однозначным и то, что подходит к одним условиям торможения, может не соответствовать другим условиям. В конечном итоге способ может быть реализован только в определенных дорожных условиях. Наиболее близким к предлагаемому является способ, реализуемый с помощью устройства, содержащего тормозной привод, датчик тормозного усилия, модулятор, фильтр электрического сигнала и блок дифференцирования (патент РФ 2034728, кл. В 60 Т 8/58, 1995). Этот способ заключается в том, что при достижении тормозным моментом экстремума тормозной привод отключают. Достижение тормозным моментом экстремума определяют с помощью дифференцирования сигнала и определения величины производной этого сигнала, равной нулю. Именно это служит причиной управляющего воздействия на принудительное отключение привода тормоза. К недостаткам этого способа следует отнести неправильный выбор стратегии управления антиблокировочной системой при служебном торможении. Так, анализ экспериментальных данных, полученных авторами настоящего изобретения и другими исследователями (см., например, Л.Л. Борисов. Исследование возможностей динамического регулирования тормозных сил автомобилей и седельных автопоездов. Дис. канд. , Минск, БПИ, 1974, с.203), показывает, что характер изменения тормозного момента в начальный период экстренного торможения сопровождается его резким возрастанием и значительной скоростью спада в течение короткого интервала времени 0,1-0,15 с. В то же время характер изменения тормозного момента при служебном торможении не имеет явно выраженного спада, который имеет место при экстренном торможении. Другим недостатком этого способа является то, что он не обеспечивает адаптацию к характеристикам системы "тормоз - колесо - опорная поверхность - режим торможения", которые в силу различных фактором (температура, влажность, масса, проводимость и др.) могут оказывать существенное влияние на процесс управления антиблокировочной системой. Задачей, решаемой изобретением, является повышение эффективности торможения и устойчивости движения транспортных средств в процессе торможения, как экстренного, так и служебного, при различных режимах движения, за счет максимального использования коэффициента сцепления колеса с дорогой и с адаптацией процесса регулирования к переменным характеристикам системы "тормоз - колесо - опорная поверхность - режим торможения". Поставленная задача решается тем, что в известном способе управления антиблокировочной тормозной системой транспортного средства в процессе торможения, по которому измеряют, обрабатывают анализируют сигналы, характеризующие состояние сцепления колес с опорной поверхностью, автоматически выключают/включают тормозной привод при блокировке колес и повторяют операцию выключения/включения тормозного привода, согласно изобретению измеряют, обрабатывают и анализируют сигнал, пропорциональный фактически реализуемому колесом тормозному моменту, при этом начало операции автоматического выключения/включения осуществляют при обнаружении спада тормозного момента, повторяют эту операцию на протяжении всего времени спада тормозного момента, а завершают операцию выключения/включения тормозного привода при возрастании тормозного момента. Поставленная задача решается также и тем, что обработка сигнала соответствующего фактически реализуемому колесом тормозному моменту, заключается в вычислении производной функции этого сигнала по времени, причем при отрицательных значениях производных начинают операции автоматического выключения/включения тормозного привода, а завершают операции выключения/включения тормозного привода при положительных значениях производных. Поставленная задача решается также и тем, что продолжительность операции выключения/включения в интервале времени от выключения до включения тормозного привода определяют в зависимости от электромеханических свойств модуляторов давления потока рабочего тела и тормозных механизмов. Поставленная задача решается также и тем, что управление торможением осуществляют раздельно для каждого колеса. На фиг. 1 изображена блок-схема способа управления антиблокировочной тормозной системой транспортного средства; на фиг. 2 представлена осциллограмма стендовых испытаний, характеризующая процесс экстренного торможения по предлагаемому способу; на фиг. 3 представлена осциллограмма стендовых испытаний, характеризующих процесс торможения при переходе от экстренного торможения к служебному; на фиг. 4 схематично представлен один из алгоритмов обработки сигнала, пропорционального фактически реализуемому колесом тормозному моменту, который в дальнейшем используется для формирования сигналов управления золотниковым механизмом модулятора давления рабочей среды в тормозном приводе; на фиг. 5 и 6 представлены результаты натурных испытаний процесса торможения автомобиля ВАЗ-2108 при использовании антиблокировочной системы (АБС) в соответствии с изобретением; на фиг. 7 представлены результаты испытаний процесса торможения автомобиля ВАЗ-2108 без АБС. При торможении транспортного средства колесо 1, связанное известным образом с корпусом машины 2, посредством упруго-диссипативного элемента 3 в процессе торможения взаимодействует с опорной поверхностью 4, в результате чего возникает тормозной момент, равный МТ = FT
Формула изобретения
1. Способ управления антиблокировочной тормозной системой транспортного средства в процессе торможения, по которому измеряют, обрабатывают, анализируют сигналы, характеризующие состояние сцепления колес с опорной поверхностью, автоматически выключают/включают тормозной привод при блокировке колес и повторяют операцию выключения/включения тормозного привода, отличающийся тем, что измеряют, обрабатывают и анализируют сигнал, пропорциональный фактически реализуемому колесом тормозному моменту, при этом начало операции автоматического выключения/включения осуществляют при обнаружении спада тормозного момента, повторяют эту операцию на протяжении всего времени спада тормозного момента, а завершают операцию выключения/включения тормозного привода при возрастании тормозного момента. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что обработка сигнала, соответствующего фактически реализуемому колесом тормозному моменту, заключается в вычислении производной функции этого сигнала по времени, причем при отрицательных значениях производных начинают операции автоматического выключения/включения тормозного привода, а завершают операции выключением/включением тормозного привода, при положительных значениях производных. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что продолжительность операции выключения/включения в интервале времени от выключения до включения тормозного привода определяют в зависимости от электромаханических свойств модуляторов давления потока рабочего тела и тормозных механизмов. 4. Способ по пп.1 3, отличающийся тем, что управление торможением осуществляют раздельно для каждого колеса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Похожие патенты:
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в автомобилях и других транспортных средствах
Противоблокировочное устройство // 1740217
Изобретение относится к транспортному машиностроению
Изобретение относится к тормозам колесных транспортных средств, а конкретно к устройствам, обеспечивающим торможение без юза
Изобретение относится к области технических средств, обеспечивающих автоматическое управление торможени32 ем транспортных средств
Изобретение относится к транспортному машиностроению
Тормозная система транспортного средства // 2115576
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в автомобилях и других транспортных средствах
Устройство измерения тормозного момента // 2131365
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в антиблокировочных системах транспортных средств, а также при проектировании и расчетах тормозных механизмов
Изобретение относится к транспортному машиностроению и используется в тормозных системах транспортных средств для предотвращения блокирования колес при торможении
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств, а также при проектировании и расчетах тормозных механизмов
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к техническим средствам, обеспечивающим автоматическое управление торможением транспортных средств
Способ регулирования торможением автопоезда // 2299140
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к системам автоматического управления торможением автопоездов
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам управления торможением для транспортных средств
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля