Способ сварки высокопрочных сталей
Использование: для сварки роторов из высокопрочных сталей. Сущность изобретения: при сварке высокопрочных сталей механическую обработку корня шва производят до получения соотношения высоты проплавляемого прямолинейного участка корневой зоны к ширине прямолинейного участка корневой зоны основной части разделки от 0,4 до 0,6. Сварку корневого шва производят без подогрева низколигированным присадочным материалом с поддувом аргона при соблюдении отношения произведения величины тока на напряжение на дуге к скорости сварки в пределах 120 - 160. Корень шва предварительно наплавляют металлом, обеспечивающим содержание углерода 0,04 - 0,07%, кремния 0,2 - 0,4%, марганца 0,5 - 0,8%, азота 0,01 - 0,02%, кислорода 0,03 - 0,05%, титана 0,01 - 0,02% при температуре подогрева 200 - 300oC с высоким отпуском 40 - 50oС ниже отпуска основного металла. Сварку основной части разделки производят по диаметрально-противоположным секторам, длина которых равна 1/6 длины окружности, причем сварку осуществляют за два приема по заполнению высоты разделки при температуре подогрева 200 - 300oC и промежуточном отпуске, нагрев до температуры отпуска после сварки и охлаждение после отпуска производят с контролируемой заданной скоростью: нагрев до 550 - 580oC со скоростью 60 - 80oC/ч, с 600 до 640 - 650oC со скоростью 30 - 40oC/ч, охлаждение - после отпуска со скоростью 70 - 100oC/ч в диапазоне 650 - 450oC. Для обеспечения минимального излома оси ротора сварки основной части шва на 1/2 высоты разделки производится с подогревом 200 - 300oC по секторам (6 шт.) во взаимно противоположных зонах и не охлаждая производят отпуск при температуре ниже температуры отпуска основного металла на 40 - 50oC и охлаждением после температуры отпуска до 300oC со скоростью 60 - 100 oC/ч. После окончания сварки всей глубины разделки производится отпуск при температуре на 20 - 30oC ниже температуры отпуска заголовок ротора после основной термической обработки продолжительностью 12 - 14 ч. со скоростью нагрева в диапазоне температур 500 - 580oC со скоростью нагрева 60 - 80oC/ч в диапазоне температур 580 до 640 - 650 oC со скоростью 30 - 40oC/ч, охлаждение после окончания выдержки производят в диапазоне 650 - 450oC со скоростью 70 - 100oC/ч. 5 ил., 4 табл.
\ \ \ 2 Изобретение относится к области сварки и термической обработки деталей вращения типа роторов из высокопрочных сталей, в том числе роторов для паровых турбин атомных подводных лодок.
Наиболее близким к заявляемому способу сварки изделия типа роторов, является способ сварки [1]. Сборка толстостенных заготовок, в том числе и роторов, производится с элементами разделок кромок. Эти элементы разделок не обеспечивают точной геометрии сборки роторов, полного провара кромок без технологических компенсаторов, как в случае разделки со стыковочными усиками, так и в случае с подкладными кольцами. В данной конструкции стыковочных элементов роторов нет возможности полностью гарантировать отсутствие сварочных дефектов типа непроваров и технологических трещин, возможных при захолаживании сварного соединения. При сварке роторов из стали типа ЭИ-415 применяется подогрев при температуре 400 - 500oC, приводящий к получению структур перлитного типа с низким сопротивлением хрупкому разрушению. Применение для сварных роторов технологичной среднеуглеродистой стали 34ХМ1А резко усиливает негативные моменты. Сварные ротора из этой марки стали изготавливают с пределом текучести не выше 450 - 520 МПа. Целью изобретения является разработка способа сварки роторов из высокопрочных сталей типа 20Х3МВФА (ЭИ-415) с обеспечением в корне шва полного провара без концентраторов, при высоком сопротивлении хрупкому разрушению всех зон сварного соединения и минимальном искривлении оси ротора. Поставленная цель достигается тем, что производят сборку ротора с элементами корня шва предварительно наплавленного металла определенного состава при температуре подогрева 200 - 300oC и подвергнутых высокому отпуску при строго ограниченных геометрических параметрах стыковочного узла. Сверху стыковочных кромок производят с полным проплавлением без подогрева низкоуглеродистыми сварочными материалами и поддувом аргона. Сварку основной части разделки проводят по диаметрально-противоположным секторам, длина которых равна 1/6 длины окружности, причем сварку осуществляют за два приема по заполнению высоты разделки при температуре подогрева 200 - 300oC и промежуточном отпуске, нагрев до температуры отпуска после сварки и охлаждение после отпуска производят с контролируемой заданной скоростью; нагрев до 550 - 580oC со скоростью 60 - 80 oC/ч с 600 до 640 - 650oC со скоростью 30 - 40oC/ч, охлаждение после отпуска со скоростью 70 - 100oC/ч в диапазоне 650 - 450oC. На механически обработанную в минусовой размер поверхность стыковочного элемента производят при температуре подогрева 200 - 300oC наплавку низкоуглеродистыми сварочными материалами с последующим отпуском при температуре на 40 - 50oC ниже температуры отпуска основного металла. Производится механическая обработка стыковочных кромок и однопроходная сварка без подогрева при полном проплавлении кромок с условием соотношений их размеров: а/b = 0,4 - 0,6 и отношением значений
Марганец 1,00 - 1,50
с ограниченным содержанием азота, кислорода, титана, %:
Азот -

Кислород -

Титан -

При сварке коневой части от первого прохода до заполнения разделки на толщину 10 - 12 мм в целях защиты металла сварочной ванны от окисления воздухом и насыщения водородом производится поддув аргона во внутреннюю полость ротора через осевой канал. Установлена эмпирическая зависимость условий проплавления корневой части от погонной энергии сварки

где g - погонная энергия сварки;
V - скорость сварки (м/мин);


Углерод - 0,05 - 0,10
Кремний - 0,20 - 0,50
Марганец - 1,00 - 1,50
Хром - 1,30 - 1,70
Никель - 1,00 - 1,40
Молибден - 0,40 - 0,70
Ванадий - 0,01 - 0,05
Титан - 0,01 - 0,04
Азот - 0,01 - 0,02
Кислород - 0,03 - 0,05
Получение указанных значений содержания ванадия и никеля в металле шва при указанном ранее ограничении содержания углерода способствует обеспечению высокой пластичности и вязкости в зоне сплавления. С целью обеспечения минимального излома оси свариваемых частей ротора (не свыше 0,6 мм от идеальной геометрической оси частей ротора) сварка частей ротора производится по секторам, длина которых равна 1/6 длине окружности (схема, фиг. 4) по 2 - 3 прохода в секторе и с последующим переходом процесса сварки на противоположный сектор согласно схеме. Предложенная схема обеспечивает заданное минимальное значение боя и искривления оси. После заварки 1/2 высоты сечения шва ротора производится отпуск заваренного ротора при температуре 620 - 630oC с охлаждением до 300oC со скоростью 60 - 70oC/ч. Далее производится заварка остальной части сечения шва ротора сварочными материалами и очередностью аналогично первой половине. После окончания заварки разделки частей на всю глубину производится отпуск при температуре 640 - 650oC продолжительностью 12 - 14 ч. Температура отпуска после сварки назначается на 20 - 30oC ниже температуры отпуска заготовок ротора после основной термической обработки. С целью повышения характеристик пластичности и вязкости в зоне сварного соединения, нагрев до температуры отпуска и охлаждение после него производят с определенной заданной скоростью. При нагреве с целью более быстрого прохождения интервала вторичного твердения 550 - 580oC за счет выделения карбидов ванадия, этот диапазон температур необходимо проходить со скоростью 60 - 80oC/ч. С 600 до 640 -650oC нагрев может вестись с меньшей скоростью - 30 - 40oC/ч, с целью выравнивания температур по сечению. Охлаждение в диапазоне температур 650 - 450oC необходимо с целью подавления отпускного хрупчивания проводить со скоростью 70 - 100oC/ч, что одновременно создает благоприятные сжимающие напряжения (8 - 12 кгс/см2) в зоне сварного соединения. Необходимо учитывать, что при проведении сварки в поверхностной зоне направленного и основного металла возникают конгломераты крупных зерен. В более глубинных слоях сварного соединения, в связи с влиянием чередующихся термических циклов сварки на зерно, происходит рекристаллизация крупных первичных зерен и их измельчение. Известно, что при более мелких зернах металла (в том числе и направленного) достигаются более высокие характеристики пластичности, вязкости, прочности, сопротивления циклическому и хрупкому разрушению. С целью измельчения зерна в поверхностных зонах сварного соединения применена наплавка дополнительных поверхностных валиков в зоне сварного соединения и механическая обработка поверхности в зоне сварного соединения с уменьшением диаметра проточки на величину толщины направленного валика в соответствии со схемой (фиг. 5). Указанная ширина и глубина проточки полностью гарантирует снятие зон наплавленного и основного металла с крупными рекристаллизованными зернами. Все технологические процессы сварки кромок и всей разделки производят при вращении ротора на заданный угол, определенный порядковым номером сектора (фиг. 4), а после сварочную термическую обработку при непрерывном вращении ротора (во избежание его провисания и излома оси) со скоростью 2 - 3 оборота/мин. Ожидаемый технико-экономический эффект, который может быть получен при использовании заявляемого способа сварки роторов, выразится в повышении механических характеристик основного металла и металла шва, в практической ликвидации конструктивных и технологических концентраторов в корне шва, снижении биения, что приводит к повышению запаса прочности конструкции ротора, его долговечности и снижению затрат на баллансировку ротора.
Формула изобретения
0,07% кремния 0,20 0,40% марганца 0,50 0,80% азота 0,01 0,02% кислорода 0,03 0,05% титана 0,01 0,02% при температуре подогрева 200 - 300oС с высоким отпуском на 40 50o ниже отпуска основного металла, сварку основной чсти разделки производят по диаметрально противоположным секторам, длина которых равна 1/6 длины окружности, за два приема по заполнению высоты разделки при температуре подогрева 200 300oС с промежуточным отпуском и отпуском после сварки, причем нагрев до температуры отпуска после сварки и охлаждение после отпуска производят с заданной скоростью, а именно, нагрев до 550 580o со скоростью 60 90oС/ч, с 580 до 650oС со скоростью 30 40oС/ч, а охлаждение после отпуска со скоростью 70 100oС/ч в диапазоне 650 450oС, при этом после заполнения 1/2 высоты разделки, не охлаждая, производят отпуск при температуре на 40 50o ниже температуры отпуска основного металла, а охлаждение после температуры отпуска до 300oС со скоростью 60 100oС/ч, после сварки всей разделки отпуск производят при температуре на 20 30oС ниже температуры отпуска заготовок ротора после основной термической обработки в течение 12 14 ч, а на поверхность шва производят наплавку с усилением на толщину 2 3 валиков и ширину не менее 2 3 валиков от линии сплавления с последующим механическим удалением металла на глубину от 1,0 до 1,5 высоты валика от поверхности заготовок.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7