Система стабилизации линии визирования
Использование: для обеспечения стабилизации поля зрения и управления линией визирования оптических приборов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Сущность изобретения: система стабилизации линии визирования содержит корпус, платформу с вертикальной осью, размещенную в подшипниках корпуса, зеркальный отражатель с горизонтальной осью, размещенный в подшипниках платформы, одноосный гироскопический стабилизатор (ОГС) с контуром управления, выходная ось которого размещена в подшипниках платформы и кинематически связана передачей в соотношении 2:1 с горизонтальной осью зеркального отражателя, датчик угла, кинематически связанный с горизонтальной осью зеркального отражателя, компенсатор перекрестной связи (КПС), вход которого соединен с выходом датчика угла, исполнительный двигатель, установленный по вертикальной оси платформы, первое усилительно-корректирующее устройство (УКУ), выход которого подключен к исполнительному двигателю, сумматор, первый вход которого соединен с выходом КПС, а выход соединен с входом первого УКУ, второе УКУ, выход которого подключен к входу контура управления ОГС, гироскоп с внутренним карданным подвесом (ГВК), жестко связанный с выходной осью ОГС и установленный так, что оси чувствительности расположены соосно с осью платформы и с горизонтальной осью зеркального отражателя, а первый и второй выходы ГВК соответственно подключены к второму УКУ и второму входу сумматора. 4 ил.
Изобретение относится к области оптического приборостроения, в частности к гиростабилизирующим устройствам, размещаемым на подвижных объектах для обеспечения поля зрения и управления линией визирования оптических приборов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Современные подвижные объекты для решения задач стабилизации поля зрения и управления линией визирования снабжаются различными стабилизирующими устройствами, обеспечивающими среднеквадратическую точность стабилизации линии визирования прицелов на уровне 0,05-0,1 мрад, что позволяет решать следующие задачи: обеспечить высокое качество наблюдения и точность прицеливания, выполнить операции измерения дальности, повысить разрешающую способность прицела и дальность обнаружения цели. Как правило, стабилизирующие устройства представляют собой различные варианты гироскопических устройств, соединенных с одним или несколькими зеркалами, входящими в оптическую систему визирования. Известна система стабилизации линии визирования (ССЛВ), описанная в патенте Франции N 1549505, кл. F 41 G "Усовершенствование в прицелах с гироскопической системой ориентации" ССЛВ обеспечивает стабилизацию линии визирования в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В подшипниках корпуса устанавливается платформа, обладающая свободой вращения вокруг вертикальной оси. В подшипниках платформы установлены зеркало и рамка с двумя одноосными гироскопическими стабилизаторами, при этом горизонтальная ось вращения зеркала связана с горизонтальной осью вращения рамки ленточной передачей 1:2. На горизонтальной оси вращения рамки и вертикальной оси платформы установлены моментные двигатели. Одноосные гироскопические стабилизаторы установлены в рамке таким образом, что их выходные оси параллельны оси платформы и горизонтальной оси зеркала. Для обеспечения стабилизации датчики угла одноосных гироскопических стабилизаторов электрически связаны с моментными двигателями через усилители. Описанная в патенте ССЛВ обладает следующими недостатками: низкая точность стабилизации в горизонтальной плоскости при качке объекта по тангажу, обусловленная неточностью совмещения системы координат, связанной со стабилизирующим устройством, относительно системы координат, связанной с линией визирования; наличие незатухающих колебаний зеркала в горизонтальной плоскости в условиях вибрации объекта, обусловленных применением в качестве стабилизирующего устройства одноосного гироскопического стабилизатора, имеющего низкую резонансную частоту нутационных колебаний, находящуюся в диапазоне вибраций, возникающих при движении объекта; низкая точность наведения линии визирования на цель в режиме управления оператором, обусловленная наличием большой скорости собственного дрейфа стабилизирующего направления и малым диапазоном скоростей наведения, присущим одноосным гироскопическим стабилизаторам. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к настоящему изобретению является система стабилизации зеркала (ССЗ), разработанная ЦКБ "Пеленг", принцип работы которой изложен в техническом описании 1572.00.00.000 ТО, структурно-кинематическая схема ССЗ представлена на фиг. 1. ССЗ, в составе блока зеркала, блока управления и датчика угла гироскопического, обеспечивает стабилизацию поля зрения и управление линией визирования по каналу вертикального наведения (ВН) и каналу горизонтального наведения (ГН), при этом среднеквадратическая ошибка стабилизации при движении объекта по трассе составляет 0,15-0,2 мрад. В подшипниках корпуса блока зеркала установлена платформа с вертикальной осью, по оси платформы установлены датчик угла ГН и исполнительный двигатель. В подшипниках платформы установлены одноосный гироскопический стабилизатор (ОГС) и зеркало с горизонтальной осью, причем горизонтальная ось зеркала связана ленточной передачей 1:2 с выходной осью ОГС и осью датчика угла ВН, установленного на платформе. Стабилизация линии визирования в вертикальной плоскости осуществляется ОГС, управляющим разворотом зеркала. ОГС представляет собой электромеханическую систему, состоящую из гиромотора, установленного в кардановом подвесе, датчика угла прецессии (ДУП) и магнита наведения, установленных по оси внутренней рамки подвеса, двигателя разгрузки (ДР), установленного по выходной оси ОГС. Ось вращения гиромотора удерживается на направлении, перпендикулярном к плоскости наружной рамы карданова подвеса с помощью контура межрамочной коррекции, включающего ДУП, усилительно-корректирующее устройство (УКУ) и др. Стабилизация линии визирования в горизонтальной плоскости осуществляется электроприводом ГН по сигналам гироскопического чувствительного элемента. В качестве гироскопического чувствительного элемента используется датчик угла гироскопический (ДУГ), при этом ДУГ и блок зеркала жестко устанавливаются на объекте таким образом, чтобы линия визирования была параллельна вектору кинетического момента гиромотора. ДУГ является электромеханической системой, измеряющей угол поворота объекта относительно стабилизируемого направления, и состоит из гиромотора, установленного в кардановом подвесе, датчика положения гиромотора по каналу ВН и датчика момента, установленных на оси внутренней рамы подвеса, двигателя стабилизации и датчика положения гиромотора по каналу ГН, установленных на оси вращения наружной рамы подвеса. Для работы ДУГ в системе координат, связанной с зеркалом, обеспечивается слежение вектора кинетического момента гиромотора за линией визирования электроприводом слежения. Электропривод слежения включает сумматор, усилительно-корректирующее устройство, двигатель стабилизации, датчик положения ВН. На вход сумматора электропривода слежения поступают сигналы с датчика угла ВН блока зеркала. Компенсатор перекрестной связи, вход которого соединен датчиком угла положения линии визирования по каналу ВН, а выход электрически связан с электроприводом горизонтального наведения, устраняет погрешность стабилизации линии визирования в горизонтальной плоскости, возникающую при качке объекта по оси тангажа. ССЗ обладает рядом существенных недостатков: низкая точность стабилизации в горизонтальной плоскости, обусловленная неточностью совмещения системы координат, связанной с осями подвеса ДУГ относительно системы координат, связанной с осями подвеса зеркала (неточность выставки ДУГ относительно блока зеркала); наличие погрешности стабилизации линии визирования в горизонтальной плоскости, возникающей при качке объекта по крену, обусловленной ошибками слежения вектора кинетического момента гиромотора за линией визирования. низкая точность наведения линии визирования в режиме управления оператором, обусловленная наличием большой скорости собственного дрейфа стабилизированного направления линии визирования и малым диапазоном скоростей наведения, присущим одноосным гироскопическим стабилизаторам. Задачей настоящего изобретения является повышение точности стабилизации линии визирования за счет устранения погрешностей, обусловленных неточностью совмещения системы координат, связанной с гироскопическим чувствительным элементом, относительно системы координат, связанной с подвесом зеркала, повышение точности наведения линии визирования на цель за счет устранения дрейфа стабилизированного направления и увеличения диапазона скоростей наведения. Для повышения точности стабилизации и наведения линии визирования в ССЛВ, содержащую корпус, платформу с вертикальной осью, размещенную в подшипниках корпуса, зеркальный отражатель с горизонтальной осью, размещенный в подшипниках платформы, одноосный гироскопический стабилизатор (ОГС) с контуром управления, выходная ось которого размещена в подшипниках платформы и кинематически связана передачей 2:1 с горизонтальной осью зеркального отражателя, датчик угла, кинематически связанный с осью зеркального отражателя, компенсатор перекрестной связи (КПС), вход которого соединен с выходом датчика угла, исполнительный двигатель, установленный по вертикальной оси платформы, первое усилительно-корректирующее устройство (УКУ), выход которого подключен к исполнительному двигателю, сумматор, первый вход которого соединен с выходом компенсатора перекрестной связи, а выход соединен с входом первого усилительно-корректирующего устройства, гироскопический чувствительный элемент, в отличие от прототипа гироскопический чувствительный элемент выполнен в виде гироскопа с внутренним кардановым подвесом (ГВК) и жестко связан с выходной осью одноосного гироскопического стабилизатора, при этом оси чувствительности гироскопа с внутренним кардановым подвесом расположены соосно с вертикальной осью платформы и горизонтальной осью зеркального отражателя, и дополнительно введено второе усилительно-корректирующее устройство, выход которого, подключен к входу контура управления одноосного гироскопического стабилизатора, первый и второй выходы гироскопа с внутренним кардановым подвесом соответственно подключены к второму усилительно-корректирующему устройству и второму входу сумматора. Использование в качестве гироскопического чувствительного элемента ГВК:обеспечивает высокую точность сохранения в пространстве стабилизируемого направления, задаваемого ротором ГВК, поскольку ГВК работает в оптимальном режиме (отклонение вектора кинетического момента ротора ГВК относительно корпуса ГВК является минимальным), что уменьшает действие вредных моментов, влияющих на скорость систематического дрейфа;
позволяет повысить точность наведения линии визирования на цель в режиме управления оператором за счет расширения диапазона скоростей наведения. Размещение ГВК на единой платформе с зеркальным отражателем и жесткая связь с выходной осью ОГС устраняет погрешности стабилизации в горизонтальной плоскости, обусловленные неточностью совмещения системы координат, связанной с осями чувствительности ГВК относительно системы координат, связанной с осями подвеса зеркального отражателя. Вредные моменты, действующие по оси внутренней рамки карданова подвеса ОГС, вызывают прецессию гироскопа, разворот выходной оси ОГС и связанного с ней зеркального отражателя с постоянной скоростью, что приводит к смещению линии визирования относительно стабилизированного направления. Отмеченный выше дрейф линии визирования усложняет прицеливание и сопровождение цели оператором. Введение контура слежения, включающего последовательно соединенные первый выход ГВК (выходные обмотки датчика угла вертикального наведения), второе УКУ и контур управления ОГС, обеспечивает устранение углового рассогласования между выходной осью ОГС относительно задаваемого ротором ГВК стабилизированного направления, что позволяет исключить дрейф линии визирования. Реализация системы стабилизации линии визирования в соответствии с изобретением позволила решить следующие задачи. 1. Повысить точность стабилизации линии визирования в горизонтальной плоскости:
среднеквадратическая ошибка стабилизации уменьшена до уровня 0,1 мрад за счет применения ГВК, обладающего высокой точностью, до 0,05 мрад, сохранения стабилизированного положения в пространстве вектора кинетического момента ротора ГВК;
устранены ошибки стабилизации, вызванные неточностью выставки гироскопического чувствительного элемента относительно осей подвеса зеркального отражателя за счет размещения ГВК на единой платформе с зеркальным отражателем и жесткой связи с выходной осью ОГС. 2. Повысить точность прицеливания и сопровождения цели за счет расширения диапазона скоростей наведения линии визирования и устранения дрейфа стабилизируемого направления, вызванного вредными моментами ОГС. 3. Построение ССЛЗ по указанной схеме также позволяет:
уменьшить габаритные размеры ССЛВ;
значительно снизить энергопотребление;
обеспечить взаимозаменяемость ССЛВ. На фиг.1 представлена структурно-кинематическая схема ССЗ (прототип). На фиг.2 представлена структурно-кинематическая схема ССЛВ. На фиг.3 представлена принципиальная электрическая схема КПС. На фиг.4 представлена принципиальная электрическая схема второго УКУ. Система стабилизации линии визирования содержит корпус 1, закрепленный на подвижном объекте, платформу 2 с вертикальной осью 3, размещенную в подшипниках корпуса 1, вертикальный отражатель 5 с горизонтальной осью 6, размещенный в подшипниках 7 платформы 2, ОГС 8 с контуром управления 9, выходная ось 10 которого размещена в подшипниках 11 платформы 2 и кинематически связана передачей 12 в соотношении 2:1 с горизонтальной осью 6 зеркального отражателя 5, датчик угла 13, кинематически связанный с горизонтальной осью 6 зеркального отражателя 5, КПС 14, вход которого соединен с выходом датчика угла 13, исполнительный двигатель 15, установленный по вертикальной оси 3 платформы 2, первое УКУ 16, выход которого подключен к исполнительному двигателю 15, сумматор 17, первый вход которого соединен с выходом КПС 14, а выход соединен с входом первого УКУ 16, второе УКУ 18, выход которого подключен к входу контура управления 9 ОГС 8, ГВК 19, жестко связанный с выходной осью 10 ОГС 8 и установленный так, что оси чувствительности расположены соосно с вертикальной осью 3 платформы 2 и с горизонтальной осью 6 зеркального отражателя 5, а первый и второй выходы ГВК 19 соответственно подключены к второму УКУ 18 и второму входу сумматора 17. Основными элементами ГВК 19 являются ротор, задающий стабилизируемое направление, электродвигатель, упругий подвес, датчики угла, датчики момента. Конструктивные схемы реализация ГВК 19 и принцип работы описаны, например, в книге Д.С. Пельпор и др. "Динамически настраиваемые гироскопы", Машиностроение, 1988 г, конкретная ССЛВ выполнена с использованием малогабаритного гироскопа МГ-4. В качестве датчика угла 13 применен вращающийся трансформатор 2,5 ВТ, 0,05/0,1 ЛШЗ.010.394. ЛШО.301.014ТУ. Электропривод горизонтального наведения, включающий датчик угла ГВК 19, выдающий сигнал рассогласования в горизонтальной плоскости, сумматор 17, первое УКУ 16, исполнительный двигатель 15, может быть выполнен в соответствии с авт.св. N 1640668. В качестве исполнительного двигателя 15 использован датчик момента ДЭМ-12, 6Д2.326.012ТУ. Конструктивная схема реализации и принцип работы ОГС 8 с контуром управления 9 и контуром межрамочной коррекции описаны: например, в книге Д.С. Пельпор "Гироскопические системы", часть I, Высшая школа, 1971 г. Контур управления 9, предназначенный для управления поворотом выходной оси ОГС 8, содержит усилитель мощности, датчик момента и гироскоп. КПС 14, предназначенный для формирования сигнала, пропорционального погрешности стабилизации линии визирования, обусловленной погрешностью совмещения осей чувствительности ГВК 19 и горизонтальной осью 6 зеркального отражателя 5, возникающей при качке объекта по оси тангажа, может быть реализован в соответствии с фиг.3. Сигнал, соответствующий погрешности, формируется электронным устройством, реализованным на операционном усилителе ДА1 (УД14), включенный по модифицированной схеме дифференциального усилителя, позволяющего регулировкой резистора R3 получить выходной сигнал в пределах от минус Uвх до Uвх. При качке объекта по тангажу с датчика угла 13 снимается сигнал, пропорциональный углу поворота объекта относительно зеркального отражателя 5, и подается на вход КПС 14, одновременно в КПС 14 резистором R3 задается сигнал, пропорциональный погрешности совмещения осей чувствительности ГВК 19 и горизонтальной оси 6 зеркального отражателя 5. КПС 14 обеспечивает перемножение двух сигналов. С выхода КПС 14 сигнал, пропорциональный погрешности, подается на вход сумматора 17, и далее через первое УКУ 16 поступает на исполнительный двигатель 15, который поворачивает платформу 2 в горизонтальной плоскости с учетом погрешности. Второе УКУ 18, предназначенное для формирования корректирующего сигнала в контур управления 9 ОГС 8, может быть реализовано в соответствии с фиг.4. Сигнал с первого выхода ГВК 19 поступает на входы двух параллельных каналов, один из которых содержит интегрирующее звено, реализованное на операционном усилителе ДА1, а другой содержит усилитель с единичным коэффициентом усиления, реализованный на операционном усилителе ДА2. Сигналы обоих каналов суммируются на операционном усилителе ДА3, и суммарный сигнал поступает на вход апериодического звена, реализованного на операционном усилителе ДА4. Приведенное электронное устройство реализует закон управления, который описывается передаточной функцией вида:

где K коэффициент усиления;
T1 постоянная времени дифференцирующего звена;
T2 постоянная времени апериодического звена;
P оператор дифференцирования. Наличие большого коэффициента усиления второго УКУ 18 в области низких частот (f<f), обеспечивает устранение статической ошибки углового рассогласования между выходной осью 10 ОГС 8 и ротором ГВК 19 и исключают дрейф линии визирования. Значительное ослабление коэффициента усиления второго УКУ 18 в области высоких частот (f>f2) позволяет устранить вредное влияние высокочастотного сигнала помехи, возникающего в условиях вибрации, на работу ОГС 8, в частности, уменьшить размытые поля зрения. Стабилизация линии визирования в вертикальной плоскости осуществляется ОГС 8, управляющим поворотом зеркального отражателя 5 вокруг горизонтальной оси 6. ОГС 8 представляет собой электромеханическую систему, состоящую из гироскопа, внутренней и наружной рамок карданова подвеса. По оси вращения внутренней рамки установлены датчик угла прецессии (ДУП) и датчик момента контура управления, на платформе 2 установлен двигатель разгрузки, кинематически связанный с выходной осью 10 ОГС 8. Ось вращения гироскопа удерживается на направлении, перпендикулярном к плоскости наружной рамы карданова подвеса, с помощью контура межрамочной коррекции, включающего ДУП, усилительно-корректирующее устройство (УКУ) и двигатель разгрузки. При движении объекта по выходной оси 10 ОГС 8 действуют внешние возмущающие моменты (момент трения в подшипниках, момент тяжения токоподводов, моменты дебаланса, инерционные моменты). Под влиянием внешних возмущающих моментов, в соответствии с законом прецессии, гироскоп поворачивается вокруг оси внутренней рамки с угловой скоростью




Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4