Беззазорная планетарная передача
Использование: машиностроение. Сущность: беззазорная планетарная передача содержит центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с двумя противоположно направленными эксцентриками с установленными на них коническими сателлитами. Сателлиты выполнены разрезными с дополнительными связями, ограничивающими их взаимный разворот относительно оси. Такая конструкция позволяет осуществить независимую регулировку зазоров в каждом зацеплении. Для компенсации износа зубьев служат упругие компенсаторы, на которые опираются каждая из частей сателлитов. Выполнение сателлитов с двумя зубчатыми венцами расширяет кинематические возможности передачи. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам, а более конкретно, к планетарным зубчатым передачам.
Оно может быть использовано в планетарных редукторах различного назначения. Наиболее целесообразно использовать изобретение в приводах повышенной кинематической точности различных следящих систем (приводы космической техники, станков с ЧПУ и т.п.). Обычно в таких приводах в качестве выходного звена применяют волновые или планетарные передачи. Требования к таким передачам: большое передаточное число, малые габариты, высокая нагрузочная способность, значительный ресурс работы. Помимо этих требований одним из основных требований являются минимальные люфты в зацеплении. Волновые передачи, хотя и имеют высокую нагрузочную способность и в некоторых случаях могут обеспечить беззазорное зацепление (при сборке с предварительным натягом), не всегда обеспечивают требуемый ресурс работы привода вследствие низкой долговечности гибкого зубчатого колеса и износа мелкомодульного зацепления. Поэтому в приводах повышенного ресурса используют обычно планетарные передачи, позволяющие использовать зацепления с большим модулем, чем в волновых передачах. Из планетарных передач наиболее приемлемыми для таких приводов являются передачи типа 2К-Н по классификации В.Н.Кудрявцева. Так, рассматриваемая эксцентриковая передача [1] имеет малые габариты, широкий диапазон передаточных чисел, однако наличие одного сателлита снижает нагрузочную способность передачи и не позволяет ее применять в силовых приводах. Кроме того, в передаче отсутствует возможность выбора зазоров в зацеплениях, обусловленных погрешностями изготовления и износом рабочих поверхностей зубьев в процессе работы. Эти недостатки не позволяют применять передачу в кинематически-точных приводах. Наиболее близкой к заявляемому решению является передача, состоящая из двух центральных колес внутреннего зацепления и двух конических сателлитов, установленных на эксцентриковом валу [2] За счет наклона сателлитов в передаче удается получить две зоны зацепления с большой многопарностью зубьев, что позволяет ее применять в силовых приводах. Однако передача имеет следующие недостатки: 1. Наличие одновенцовых сателлитов не позволяет устранить зазоры в обоих зацеплениях сателлитов с центральными колесами, хотя конструкция принципиально позволяет устранить зазоры при сборке передачи за счет установки сателлитов и центральных колес вдоль своей оси в определенном положении. Но это возможно осуществить только в одной из зацеплении сателлита с центральными колесами. В зацеплении центральных колес с другим сателлитом зазоры неизбежно остаются. 2. Конструкция передачи не предусматривает компенсацию износа рабочих поверхностей зубьев при ее работе. 3. Выполнение передачи с одновенцовыми сателлитами резко уменьшает диапазон передаточных чисел, реализуемых передачей. Передаточное число передачи при остановленном центральном колесе Z1 в этом случае равно:

Формула изобретения
1. Беззазорная планетарная передача, содержащая центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с двумя противоположно направленными эксцентриками с установленными на них коническими сателлитами, отличающаяся тем, что сателлиты выполнены разрезными с дополнительными связями, ограничивающими их взаимный поворот, причем опорой каждой части сателлита в осевом направлении служат упругие компенсаторы. 2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что дополнительные связи выполнены в виде направляющих штифтов. 3. Передача по п.1, отличающаяся тем, что дополнительные связи выполнены в виде шлицев. 4. Передача по п.1, отличающаяся тем, что упругие компенсаторы выполнены в виде пружин. 5. Передача по п.1, отличающаяся тем, что в качестве упругих компенсаторов используются прокладки из упругого материала.РИСУНКИ
Рисунок 1