Бифункциональная рецептура окислительно-нуклеофильного действия
Использование: касается дегазации отравляющих веществ и дезинфекции бактериальных средств, а также проблемы уничтожения химического оружия. Сущность: бифункциональная рецептура окислительно-нуклеофильного действия для дегазации и дезинфекции техники, содержащая водный раствор неорганического окислителя, отличающаяся тем, что в качестве неорганического окислителя она содержит дифторид ксенона, дополнительно содержит трехзамещенный фосфат натрия и водный раствор ацетонитрила в качестве растворителя при следующем соотношении компонентов: дифторид ксенона 0,5-1 мас.%, трехзамещенный фосфат натрия 1-1,6 мас. %, растворитель, представляющий собой 40% (об.) раствор ацетонитрила в воде - остальное. 2 табл., 4 ил.
Изобретение относится к области дегазации отравляющих веществ (ОВ) и дезинфекции бактериальных (биологических) средств, а также к проблеме химического оружия /1 4/.
На снабжении Российской Армии в настоящее время состоят два типа рецептур (растворов) для дегазации вооружения и военной техники (ВВТ): окислительно-хлорирующего действия (водные суспензии гипохлорита кальция (ГК)), раствор дихлорамидов бензолсульфокислот (дегазирующий раствор N 1) /1/; нуклеофильного действия (сольвентные (неводные) алкоголятные рецепторы РД-2) /1/, РД /5/, СОА /6/, водно-щелочной (водно-аммиачно-щелочной) растворы N 2 бщ (2 ащ) /1, 5, 6/. Большинство из них (суспензии ГК, рецептура СОА, раствор N 1) обладают одновременно и определенной дезинфицирующей эффективностью /1, 6/. Перечисленные рецептуры (растворы) подразделяются на водные (суспензии ГК, рецептура СОА, растворы N 2 бщ (2 ащ) и неводные (рецептуры РД-2, РД, СОА и раствор N 1). Одновременно некоторые из них (суспензии ГК, рецептуры РД-2, РД, СОА) являются полидегазирующими (ПДР), а рецептура на основе многокомпонентного препарата СОА для обработки только авиационной техники - полифункциональной. Преимуществами и недостатками известных рецептур являются следующие их специальные и эксплуатационные свойства. Водные ПДР могут готовиться непосредственно перед применением (экстемпорально), они доступны для использования в войсковых (полевых) условиях и сравнительно дешев. Однако нормы их расхода довольно большие (1,5 л/м2 и более), что приводит к увеличению объема перевозок (подвозок) и приготовления, а температура окружающей среды ограничивает диапазон их применения (плюс 5oC и выше; в отдельных случаях минус 15oC и выше) /1, 6/. Плохая экстрагирующая способность водных рецептур обусловливает невозможность использовать метод орошения для дегазации объектов ВВТ; орошение зараженной поверхности с одновременным протиранием щеткой увеличивает трудозатраты и время на обработку, то есть уменьшает темп обработки /1, гл. 3; 5, п. 20.6; 6, гл. 3/. Неводные (сольвентные) ПДР обеспечивают дегазацию объекта с малыми нормами расхода (0,4.0,5 л/м2) в широком интервале температур (
Остальное
В работе /7/ показана принципиальная возможность использования окислителей нового поколения кислород- и фторсодержащих соединений ксенона /8/ для разложения различных субстратов, а в работе /9/ в качестве химически активного компонента (агента) для водных и неводных ПДР. Наиболее доступным в получении, стабильным при хранении, имеющим высокую реакционную способность в широком диапазоне условий в отношении различных органических субстратов является дифторид ксенона (XeF2) /7 9/. Экспериментально установлено, что оптимальной реакционной способностью в отношении ОВ обладают водные растворы дифторида ксенона при pH больше 9, а в качестве буфера для поддержания pH системы предложено использовать трехзамещенный фосфат натрия (Nа3PO4). В растворе дифторид ксенона обладает амбифункциональными свойствами, то есть при растворении он генерирует химически активные как окислительные, так и нуклеофильные частиц в отношении ОВ /9/. На фиг.1 показана экстрагирующая способность водно-ацетонитрильных смесей в отношении иприта из табельного ЛКП на основе эмали ХВ-518 в стандартных условиях эксперимента. На фиг.2 показана экстрагирующая способность водно-ацетонитрильных смесей с отношении имитатора тиолового эфира метилфосфоновой кислоты из табельного ЛКП на основе эмали ХВ-518 в стандартных условиях эксперимента (обозначения согласно фиг. 1). На фиг. 3 показано разложение дифторида ксенона в водно-ацетонитрильных смесях при температуре 25oC. На фиг.4 приведена температура замерзания водно-ацетонитрильных смесей и растворов в них окислителя. Для придания модельной рецептуре лучшей экстрагирующей способности в отношении ОВ из табельного ЛКП (фиг. 1 и 2) и снижения температуры замерзания в качестве неводного растворителя выбран ацетонитрил /10/. Его выбор основан на том, что он, являясь полупродуктом многотоннажного химического производства, относительно недорог, хорошо растворяет как окислитель, так и ОВ, не разрушает ЛКП, имеет достаточно низкие температуру вспышки (плюс 6oC) и замерзания (минус 45,2oC) /10/. Оптимальное содержание ацетонитрила (AN) в воде с точки зрения реакционной способности полидегазирующей рецептуры /9/ и ее эксплуатационных характеристик (фиг. 3 и 4) составляет 40% (об.) или 0,18 мольных долей (м.д.). На основании экспериментальных данных оценен оптимальный состав модельной рецептуры, мас. Дтифторид ксенона 0,5-1
Трехзамещенный фосфат натрия 1-1,6
Растворитель, представляющий собой 40% (об.) раствор ацетонитрила в воде
Остальное
В табл. 1 представлено сравнение времени снижения концентрации ОВ в 10 раз существующими ПДР и модельной рецептурой. Из табл. 1 следует, что оптимальный состав модельной рецептуры по реакционной способности значительно превосходит 1%-ный водный раствор ДТС ГК по скорости дегазации ФОВ-1 и рецептуры РД-2 и СОА по скорости разложения иприта. Реакционная способность всех исследованных ПДР в отношении ФОВ-2 находится на одном уровне. Модельная рецептура обладает сильно выраженным биоцидным действием. Особенно сильные антимикробные свойства дифторида ксенона по сравнению с гипохлоритом кальция и перекисью водорода проявляются на наиболее устойчивых споровых формах микроорганизмов типа "Сибирской язвы" (табл. 2). Таким образом, дифторид ксенона полностью уничтожает споровые микроорганизмы Bac Subtilis уже через 5 мин. В то время как для гипохлорита кальция (при концентрации в 2 раза выше модельного раствора дезинфектанта) полного уничтожения культуры не наблюдается и через 120 мин. Водный раствор перекиси водорода (его концентрация выше в 450 раз) эффективен лишь после 30 мин воздействия. Экстемпорально приготовленная рецептура устойчива в течение времени (фиг. 3), достаточном для обработки типового объекта ВВТ методом орошения /1, приложение 3/, температура ее замерзания составляет не выше минус 20oC (фиг. 4). Наряду с высокой реакционной способностью (табл. 1) 40%-ный раствор ацетонитрила в воде обладает хорошей экстрагирующей способностью в отношении основных ОВ, заражающих объекты ВВТ (фиг. 1 и 2), что способствует их удовлетворительной дегазирующей эффективности (смотрите "Акт испытаний") табельного ЛКП. Как показали лабораторные и полевые испытания, модельная рецептура не нарушает маскирующих свойств ЛКП объектов наземных ВВТ. Кроме того, тонкий слой фосфатов не обрабатываемых металлических поверхностях после испарения растворителей может служить хорошей защитой от коррозии /11/. Данная рецептура готовится непосредственно перед применением по назначению (экстемпорально) путем разбавления устойчивого во времени высококонцентрированного раствора дифторида ксенона в аценитриле в 0,1 М раствора трехзмещенного фосфата натрия в 40% (об.) водном ацетонитриле до получения 0,5-1 мас. раствора по окислителю. Она может использоваться из перспективного образца ТОСО, предусматривающего раздельное хранение ее компонентов.
Формула изобретения
Трехзамещенный фосфат натрия 1 1,6
Растворитель, представляющий собой 40%-ный раствор ацетонитрила в воде - Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5