Уплотнительный узел подвижного стекла окна двери транспортного средства
Использование: в транспортных средствах, в частности, в уплотнительных устройствах опускных стекол окон дверей автомобилей. Сущность изобретения: устройство содержит смонтированный на кромке 1 рамки 2 двери упругий элемент, образованный наружной 3 и внутренней 4 боковыми стенками, соединенными донной перегородкой 5, причем внутренняя стенка 4 снабжена упругим выступом 6, образующим с наружной стенкой 3 паз 7, в котором размещено стекло 8, а с внутренней стенкой 4 - полое тупиковое уплотнение 9. Новым является то, что в пространстве выступа 6 образуется 1/4 волновой резонатор, настроенный в противофазе на частоту щелевого резонансного свиста, возникающего при движении транспортных средств с большими скоростями, что позволяет эффективно снижать аэродинамический шум, как при конструктивных и технологических дефектах уплотнителя, так и при частично открытом окне. 2 з.п.ф-лы, 11 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности, к уплотнительным устройствам опускных стекол окон дверей автомобилей. Уплотнительные узлы опускных стекол транспортных средств выполняют роль герметизирующего теплозвукоизолизующего элемента и в значительной степени ответственны за тепловой и акустический комфорт в салоне. В случае негерметичности этого узла, возможно заметное ухудшение этих важных параметров. В частности, шум истечения воздуха из салона транспортного средства является одним из видов аэродинамического шума. Он возникает при несовершенствах конструкции и дефектах изготовления уплотнителей замкнутых пространств пассажирских салонов транспортных средств (дверей, стекол, вытяжной вентиляции), так и при неплотно закрытых окнах автомобилей.
Данный шум образуется следующим образом. При движении легкового автомобиля с высокими скоростями по боковым контурам его кузова образуются зоны пониженного давления воздуха. При испытаниях автомобиля в аэродинамической трубе разность давлений в пространстве салона и вблизи наружной боковой зоны кузова автомобиля достигает 800 н/м2. В случае, если уплотнители дверей или стекол дверей не выдерживают такого перепада и вследствие их деформации образуется щель, то через нее начинается истечение потока воздуха из пространства салона наружу. Для устранения (ослабления) этого дефекта известно применение устройств: см. заявку Японии n 60-99724, кл. B 60 j 1/16, 05.10.85, БИ М-4119; заявку Франции 2608713, кл. F 16 j 15/10, 24.06.88, БИ 25. В качестве прототипа выбран уплотнительный узел опускного стекла двери транспортного средства, заявка Японии 2-58129, кл. B 60 j 10/04, 06.12.90, БИ 2-1454, содержащий смонтированный на кромке рамки двери упругий элемент, образованный наружной и внутренней боковыми стенками, соединенными донной перемычкой, причем внутренняя стенка снабжена упругим выступом, образующим с наружной стенкой паз, в котором размещено стекло. Описанная конструкция представляет собой наиболее распространенное техническое решение, позволяющее исключить появление шума за счет увеличения зоны и усилия контакта уплотнителя и стекла, при одновременном введении дублирующих элементов герметизации в конструкции уплотнителя. Однако, на практике, по компоновочным, конструктивным, технологическим, стоимостным и иным соображениям, не всегда удается обеспечить значительную контактную зону и усилие в контакте стекла с уплотнителем, что может привести даже при небольших неточностях изготовления к появлению щели, что обязательно вызовет дефектный шум истечения. Техническая задача данного изобретения снижение аэродинамического шума истечения потока воздуха из салона транспортного средства в окружающую среду, при нарушении герметичности уплотнителя со стеклом, или при неполном закрытии окна. Техническая задача решается путем введения в конструкцию уплотнительного узла дополнительного специального шумопонижающего элемента в виде 1/4 волнового резонатора. Сущность изобретения заключается в том, что в известном уплотнительном узле опускного стекла двери транспортного средства, содержащем смонтированный на кромке рамки двери упругий элемент, образованный наружной и внутренней боковыми стенками, соединенной донной перемычкой, причем внутренняя стенка снабжена упругим выступом, образующим с наружной стенкой паз, в котором размещено стекло, а с внутренней стенкой полое тупиковое углубление, высота последнего составляет половину расстояния, замеренного по наружной поверхности стекла, размещенного в пазу, между точками, образованными пересечением стекла плоскостями, перпендикулярными стеклу и проведенными через крайние точки боковых стенок упругого элемента. При этом полость углубления может быть заполнена звукопоглощающим материалом и/или донышко углубления сформировано с использованием твердой пластинки из металлического или полимерного материала. При таком конструктивном исполнении 1/4 волновой резонатор оказывается сформированным непосредственно в виде замкнутого тупикового лабиринта соответствующей глубины в самой конструкции уплотнителя, что не вызывает существенного усложнения, удорожания, увеличения материалоемкости конструкции, а эффективность его обеспечивается как при наличии щели, вызванной конструктивными или технологическими причинами, так и при неполном (негерметичном) подъеме стекла. Кроме того, заполнение полости 1/4 волнового резонатора звукопоглощающим материалом и/или установка в его донной части твердой звукоотражающей пластины из металлического или полимерного материала расширяет эффективную частотную область работы резонатора и увеличивает величину эффекта шумоподавления дискретной частоты высокочастотного свиста. На фиг. 1 и фиг. 2 показано поперечное сечение предлагаемого уплотнительного узла; на фиг. 3 и 4 спектры шума в салоне автомобиля при дорожных испытаниях и испытаниях в аэротрубе. Для испытаний в аэротрубе показана только та частотная область, где аэродинамический шум, генерируемый кузовом автомобиля, превышает собственный шум воздушного потока трубы; на фиг. 5 уровни звукового давления шума истечения в "характерной" октавной полосе частот со среднегеометрическим центром 2,5 кГц в зависимости от скорости движения автомобиля; на фиг. 6 узкополосный спектр шума истечения, зарегистрированный в салоне исследованного автомобиля; на фиг. 7 упрощенная схема излучения и распространения звука; на фиг. 8 узкополосные спектры перепадов уровней звуковых давлений; на фиг. 9 упрощенная схема щелевого акустического волновода с подключенным к нему 1/4 волновым резонатором; на фиг. 10 эпюра давлений в щелевом акустическом волноводе на низшей собственной моде f c/2 l; на фиг. 11 схема компенсации поля давлений низшей собственной моды f c/2 l за счет подключения 1/4 волнового резонатора и создания соответствующего противофазного сигнала сигналу моды f c/2 l в зоне подключения. Уплотнительный узел опускного стекла окна двери транспортного средства содержит смонтированный на кромке 1 рамки 2 двери упругий элемент, образованный наружной 3 и внутренней 4 боковыми стенками, соединенными донной перемычкой 5, причем внутренняя стенка 4 снабжена упругим выступом 6, образующим с наружной стенкой 3 паз 7, в котором размещено стекло 8, а с внутренней стенкой 4 полое тупиковое углубление 9. Высота углубления 9 составляет половину расстояния, замеренного по наружной поверхности стекла 8 размещенного в пазу 7, между точками "A" и "B", образованными пересечением стекла 8 плоскостями X-X и Y-Y, перпендикулярными стеклу 8 и проведенными через крайние точки боковых стенок 3 и 4 упругого элемента. Полость углубления 9 может быть заполнена звукопоглощающим материалом, см. фиг. 1. На дне углубления 9 может быть установлен элемент 10 из звукоотражающего материала, например, металла, жесткой пластмассы. В частности, это может быть тонкая металлическая лента, см. фиг. 2. Из экспериментальных результатов приведенных на фиг. 3 и 4 видно, что качественная герметизация пространства салона в зоне уплотнителей стекол дверей приводит к существенному снижению уровней звукового давления в частотной области 2000 6300 Гц и, особенно, в 1/3 октавных полосах 2000 - 3150 Гц ("характерный" частотный диапазон). Герметизация полностью устраняет неприятный свистящий шум, воспринимаемый в салоне субъективно, как недопустимый до момента устранения этого дефекта. Спектр внутреннего шума автомобиля не является сплошным, а содержит ярко выраженные резонансные пики, наличие которых объясняется как присутствием твердых турбулизирующих элементов в зоне струи, так и "провалами" функции акустического сопротивления звукопередающего тракта от источника (внешней кромки щели) к приемнику (органам слуха водителя). Уровень звукового давления "характерной" частотной составляющей (октавной полосы с центром 2,5 кГц) в зависимости от скорости движения автомобиля пропорционален скорости истечения потока в 6-ой степени (см. фиг. 5) и, таким образом, подчиняется зависимости, определенной для дозвуковой струи и характеризующей излучатель звука типа диполя. Непосредственно источник излучения звука (см. фиг. 7) находится снаружи, у кромки щели E и излучает свою энергию в 2-х направлениях: в окружающую среду и в салон автомобиля через воздушный акустический канал EK, образуемый щелью между стеклом и уплотнителем в салон к приемнику звукового давления - микрофону R. В этом случае акустическое сопротивление Z открытого с двух концов такого воздушного акустического канала (EK):




f (c/2 l)

где
c скорость звука, а n 1, 2, 3,
Для длины воздушного звукового канала в зоне уплотнителей стекла окна двери автомобиля равной 0,07 м первая собственная частота равняется 2400 Гц, что совпадает с первым пиком спектра звукового давления, показанного на фиг. 6. Для объяснения происхождения других пиков в спектре шума истечения (фиг. 6) используем результаты испытаний по определению "глобальной" звукоизоляции автомобиля с установленной и демонтированной герметизацией уплотнителей стекол. Из зависимостей, показанных на фиг. 6 и 8 видно, что частоты пиков в спектре звукового давления при движении автомобиля совпадают с провалами в спектре звукоизоляции (фиг.8). Это подтверждает, что данные пики в спектре звукового давления обусловлены резонансами акустического сопротивления воздушного тракта негерметичного уплотнителя при передаче звука в салон от источника шума, находящегося снаружи автомобиля (см. фиг. 7). Для подавления излучения данного шума, который может проявиться как при дефектах конструкции уплотнителя, так и при неплотно закрытом окне, могут быть использованы комбинированные конструкции уплотнителя с интегрированными шумопонижающими элементами в виде 1/4 волнового резонатора, фиг. 1 и фиг. 2. В конкретном случае последний образован тупиковым углублением 9 с жестким дном 10, причем высота углубления 9 составляет 1/2 l, где l длина AB, или длина щели, образующейся в контакте стекла 8 с боковыми стенками 3 и 4, и резонатор настроен таким образом, что в зоне соединения его с образованным волноводом (щелью) происходит сложение противофазных акустических сигналов (1/4 волны плюс 1/4 волны "пробегаемой" по резонатору до донышка и обратно, образуют полуволновой (на 180o) сдвиг сигнала, т.е. обеспечивают его противофазное сложение с основным сигналом в волноводе). Механизм компенсации поля давлений на первой собственной моде указанного щелевого волновода дополнительно в графическом виде объясняется схемами фиг. 10 и фиг. 11. В предлагаемом устройстве 1/4 волновой резонатор образован штатными элементами самого уплотнителя, путем выполнения определенной длины выступа 6 и, при оптимальном варианте, выполнения дна углубления 9 из жесткого звукоотражающего материала и заполнении полости углубления звукопоглощающим материалом. Как возможный вариант, это может быть достигнуто за счет размещения на дне углубления 9 металлической ленты, привулканизированной к резиновому дну при изготовлении уплотнителя. В конечном итоге это повышает эффективность работы 1/4 волнового резонатора.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11