Роторная машина
Использование: в насосо- и двигателестроении. Сущность изобретения: роторная машина содержит корпус с цилиндрической расточкой, и каналами подвода и отвода рабочей среды, соосно установленное в корпусе статорное кольцо, эксцентрично установленный ротор с диаметральными профилированными пазами и размещенными в них стержнями, с разделительными пластинами на концах, установленными с возможностью касания рабочей поверхности статорного кольца контактными поверхностями, выполненными на периферийных участках, и возможностью радиального перемещения в пазах ротора и образования в статорном кольце рабочих камер. Оба конца каждого стержня жестко соединены с прилегающими пластинами. Внутренняя поверхность статорного кольца выполнена в виде соосного с его внешней поверхностью многогранника с числом рабочих граней равным количеству пластин. Длина граней выполнена с условием: L>2E+T, где L - длина рабочей грани многогранника; E - эксцентриситет установки ротора относительно статорного кольца; T - ширина контактной поверхности радиального конца пластины. Каждый диаметральный паз в роторе выполнен с шириной, превышающей толщину разделительной пластины, и в обеих его боковых стенках, с периферийной стороны, вдоль паза выполнены канавки, в поперечном сечении имеющие форму полукруга. В канавках установлены уплотнительные стержни, имеющие ту же форму и изготовленные из антифрикционного материала. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в насосо- и двигателестроении.
Известна роторная машина, содержащая цилиндрический корпус, с концентрично установленным в подшипниках цилиндрическим статорным кольцом, внутри него с эксцентриситетом установлен цилиндрический ротор, в радиальных пазах которого размещены подпружиненные пластины, касающиеся внутренней поверхности статорного кольца (ДЕ, патент N 3315571, кл. F 01 C 1/344, 1988). Недостатками этой машины являются высокие потери на трение пластин о статорное кольцо и ротор, большие утечки рабочей среды по гребням пластин из-за линейного контакта, а также большая удельная масса и радиальные габариты, диктуемые необходимостью ограничивать вылет пластин из пазов ротора по условиям заклинивания. Наиболее близкой к изобретению является роторная машина, содержащая корпус, с цилиндрической расточкой и каналами подвода и отвода рабочей среды, и соосно установленное в корпусе статорное кольцо. Внутри него с эксцентриситетом установлен ротор, с диаметральными профилированными пазами и размещенными в них стержнями с разделительными пластинами на концах, имеющими возможность радиального перемещения в пазах ротора и образования в статорном кольце рабочих камер (SU, авт.св. N 1665047, кл. F 01 C 1/344, 1991). В этой конструкции уменьшены удельная масса и габариты, снижены потери на трение пластин о ротор. Недостатком этой конструкции являются по-прежнему высокие потери на трение разделительных пластин и стержней о статорное кольцо. Работа конструкции сопровождается повышенным шумом "рокотом" от перекладки стержней, происходящей из-за гистерезиса их движения в кинематически не замкнутой схеме, и повышенным локальным износом статорного кольца по той же причине, приводящего к увеличению утечек. А также высокая стоимость изготовления роторной машины из-за высокой точности требуемой при выполнении диаметральных пазов в роторе под стержни и пластины. Технический результат изобретения устранение шума при работе роторной машины, локальных износов статорного кольца, снижение утечек рабочей среды и уменьшение потерь на трение, повышение технологичности изготовления роторной машины и снижение стоимости ее изготовления за счет понижения требования по точности выполнения диаметральных пазов в роторе. Это достигается тем, что оба конца каждого стержня жестко соединены с прилегающими пластинами, а внутренняя поверхность статорного кольца выполнена в виде соосного с его внешней поверхностью многогранника, с числом рабочих граней равным количеству пластин, при этом длина граней выполнена с условием L > 2
Формула изобретения
Роторная машина, содержащая корпус с цилиндрической расточкой, размещенными в боковых крышках корпуса каналами подвода и отвода рабочей среды, соосно установленное в корпусе, в опоре вращения, статорное кольцо, эксцентрично установленный в корпусе, в опоре вращения, ротор с диаметральными профилированными пазами на концах, установленными с возможностью касания рабочей поверхности статорного кольца контактными поверхностями, выполненными на периферийных участках, и возможностью радиального перемещения в пазах ротора и образования в статорном кольце рабочих камер, отличающаяся тем, что оба конца каждого стержня жестко соединены с прилегающими разделительными пластинами, а внутренняя рабочая поверхность статорного кольца выполнена в виде соосного с его внешней поверхностью многогранника с числом рабочих граней, равным количеству разделительных пластин, и их длиной, выполненной с условием L > 2
при этом каждый диаметральный паз в роторе выполнен шириной, превышающей толщину разделительной пластины, и в обеих его боковых стенках с периферийной стороны вдоль паза выполнены канавки, в поперечном сечении имеющие форму полукруга, в которые установлены уплотнительные стержни, имеющие ту же форму и изготовленные из антифрикционного материала.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2