Устройство для контроля толщины реборды железнодорожных колес
Сущность изобретения: выход генератора электромагнитных волн соединен с входом первого разветвителя, выходы которого соединены с входами направленных устройств, выходы основных каналов которых соединены с входами антенн. Выход бокового канала одного направленного устройства соединен через фазовращатель с входом второго разветвителя, а выход бокового канала другого направленного устройства соединен с входом третьего разветвителя. Одни выходы этих разветвителей соединены с входами фазового детектора: опорным и сигнальным, а вторые выходы соединены с входами амплитудных детекторов. Выходы амплитудных детекторов соединены с входами первого и второго пороговых устройств, а выходы последних соединены с входами схемы И. Выход фазового детектора соединен с сигнальным входом ключевого элемента. Выход схемы И соединен с управляющим входом ключевого элемента, выход которого соединен с входом индикатора. Электрическая ось одной антенны направлена на боковую, рабочую поверхность реборды эталонного или контролируемого колеса под острым углом к их осям, а электрическая ось другой антенны направлена по нормали к внешней поверхности обода тех же колес. Устройство обеспечивает автоматический бесконтактный процесс измерения толщины реборды железнодорожных колес на ходу состава с повышенной точностью и помехозащищенностью, так как измерение толщины реборды производится фазовым методом. 4 ил.
Изобретение относится к измерительной технике, может быть использовано для автоматического бесконтактного контроля толщины реборды железнодорожных (ЖД) колес подвижных составов.
В процессе эксплуатации ЖД подвижных составов происходит изнашивание (утончение) реборд ЖД колес, что может привести к ЖД катастрофе по причине схода состава с рельсов из-за разрушения утонченных реборд колес. Известно устройство для контроля износа гребня колесной пары подвижного состава [1] Оно содержит излучатель и чувствительный к излучению элемент. Электрическая ось излучателя направлена на рабочую поверхность реборды колеса, ось взаимосвязанного с ним чувствительного элемента ориентирована по направлению излучения, отраженного от рабочей поверхности реборды с предельным вертикальным подрезом. Недостаток этого устройства состоит в том, что оно может измерять лишь предельно допустимый максимальный подрез реборды колеса, а не ее износ. Кроме того, предельный подрез может быть обнаружен в оптическом или инфракрасном диапазонах длин электромагнитных волн. В этих диапазонах устройство неустойчиво к помехам в виде грязи. Также известно устройство для определения дефектов колес ЖД составов (радиальный износа обода ЖД колеса, радиальный износ реборды и ее ширины), которое принято за прототип изобретения [2] Это устройство для каждого рельса содержит СВЧ-генератор, четыре приемопередающие антенны, разветвитель сигнала генератора на четыре канала, четыре направленных ответвителя, несколько амплитудных детекторов, фазовращатели, монтажную плату, направляющий рельс и новую ЖД колесную пару. Монтажная плата закреплена с внутренней стороны ходового рельса, а направляющий рельс с противоположной стороны этого рельса. На монтажной плате установлены три антенны, электрические оси которых перпендикулярны внутренней боковой поверхности обода колеса. Четвертая антенна установлена в углублении головки рельса с его внутренней стороны электрической осью в сторону рабочей поверхности реборды колеса и служит для измерения износа реборды. В состав устройства для измерения износа толщины реборды входят генератор электромагнитных волн, аттенюатор, разветвитель сигналов на три канала, направленный ответвитель (первое направленное устройство), циркулятор (второе направленное устройство), две приемопередающие антенны, фазовращатель, два амплитудных детектора, индикаторное устройство, монтажная плата, направляющий рельс и новая колесная пара. Выход генератора соединен через аттенюатор и переключатель с входом разветвителя сигналов на три канала. Один выход этого разветвителя соединен с входом направленного ответвителя, боковой канал которого нагружен на один амплитудный детектор, а выход основного канала этого ответвителя соединен с входом второго направленного устройства (циркулятора). Выходы этого устройства соединены один с входом одной антенны, а другой через фазовращатель с входом другой антенны. Второй выход разветвителя соединен с согласованной нагрузкой, а третий с контроллером постоянного тока. Один выход контроллера соединен с индикатором, а другой с принтером. Одна антенна установлена в углублении внутренней поверхности головки рельса электрической осью в направлении рабочей поверхности реборды, а другая электрической осью перпендикулярно внутренней боковой поверхности ЖД колеса. Устройство для измерения износа реборды работает следующим образом. Колесо внешней боковой поверхностью обода опирается на направляющий рельс. Между рабочей поверхностью реборды колеса и внутренней поверхностью головки рельса образуется зазор. Для новой колесной пары этот зазор минимален. Измерительную схему с помощью фазовращателя настраивают на минимум суммарного сигнала двух антенн, когда на ходовых рельсах находится новая колесная пара. При износе реборды этот зазор увеличивается, о чем будет свидетельствовать разбаланс измерительной схемы, а именно на выходе схемы появится сигнал, по изменению амплитуды которого судят об износе реборды. Это устройство имеет ряд недостатков. Антенна, измеряющая износ реборды, размещается в углублении головки рельса. Но ЖД ГОСТы категорически запрещают делать любые углубления в головке рельса, так как это может привести к поломке рельсов при эксплуатации и крушению ЖД состава и изготовители рельсов в этом случае не будут нести ответственности. По условиям безопасной эксплуатации ЖД подвижных составов ЖД ГОСТы категорически запрещают ограничивать продольные смещения колес, так как для этих целей служат реборды. Установка направляющих рельсов на двух ходовых рельсах напротив друг друга недопустима, так как допуски на изготовление длины оси колесной пары составляют 7-10 мм, что соизмеримо с допустимым износом реборд. Поэтому относительная погрешность измерения толщины реборды с помощью такого устройства составляет 50-70% что неприемлемо для целей измерения толщины реборд. Кроме того, направляющие рельсы не выдержат длительно ударов тысяч колес. Техническим результатом изобретения является автоматическое измерение толщины реборды бесконтактным методом на ходу ЖД состава, увеличение надежности и точности измерения и упрощение конструкции. Этот результат достигается благодаря тому, что устройство для контроля толщины реборды ЖД колес содержит генератор электромагнитных волн, три разветвителя на два канала, два направленных устройства, две приемнопередающие антенны, два амплитудных и один фазовый детекторы, фазовращатель, два пороговых устройства, ключевой элемент, логическую схему И, индикатор и эталонный объект, который выполнен в виде колеса новой ЖД колесной пары. Выход генератора соединен с входом первого разветвителя, выходы которого соединены с входами направленных устройств, выходы основных каналов которых соединены с входами антенн. Выход бокового канала одного направленного устройства соединен через фазовращатель с входом второго разветвителя, а выход бокового канала другого направленного устройства соединен с входом третьего разветвителя. Одни выходы этих разветвителей соединены с входами фазового детектора: опорным и сигнальным, а вторые выходы соединены с входами амплитудных детекторов. Выходы амплитудных детекторов соединены с входами первого и второго пороговых устройств, а выходы последних соединены с входами схемы И. Выход фазового детектора соединен с сигнальным входом ключевого элемента. Выход схемы И соединен с управляющим входом ключевого элемента, выход которого соединен с входом индикатора. Электрическая ось одной антенны направлена на боковую рабочую поверхность реборды эталонного или контролируемого ЖД колеса под острым углом к их осям, а электрическая ось другой антенны направлена по нормали к внешней поверхности обода тех же колес. Отличительными признаками изобретения являются фазовый детектор, два дополнительных разветвителя, выполнение всех трех разветвителей на два канала, два пороговых устройства, ключевой элемент, логическая схема И, электрические связи введенных элементов схемы и местоположение антенн относительно колеса ЖД колесной пары. Колеса ЖД колесной пары изготавливаются с допуском 2 мм. Толщина реборды на половине ее высоты равна 30 мм. Допустимый износ реборды составляет 7 мм. При длине рабочей волны, равной 2,8 см, максимальное изменение фазы за счет износа реборды составит























Формула изобретения
Устройство для контроля толщины реборды железнодорожных колес, содержащее генератор электромагнитных волн, разветвитель сигналов, два направленных устройства, две приемоперадающие антенны, два амплитудных детектора, фазовращатель, вход которого соединен с боковым каналом первого направленного устройства, индикатор и эталонную колесную пару, электрическая ось одной из антены направлена в сторону рабочей поверхности реборды колеса, а другой на боковую поверхность обода того же колеса, отличающееся тем, что в него введены дополнительно два разветвителя сигналов, фазовый детектор, два пороговых устройства, ключевой элемент с разомкнутым контактом и логическая схема И, причем все три разветвителя выполнены на два канала, кроме того, выход генератора соединен с входом первого разветвителя, выходы которого соединены с входами направленных устройств, выходы основных каналов этих устройств соединены с входами антенн, выход фазовращателя с входом второго разветвителя, один выход которого соединен с первым входом фазового детектора, а второй с входом одного амплитудного детектора, выход бокового канала второго направленного устройства соединен с входом третьего разветвителя, один выход которого соединен с вторым входом фазового детектора, а другой выход с входом второго амплитудного детектора, выход каждого амплитудного детектора через свое пороговое устройство соединен с разными входами схемы И, выход которой соединен с управляющим входом ключевого элемента, причем выход фазового детектора соединен с сигнальным входом ключевого элемента, а выход которого соединен с входом индикатора, кроме того, электрическая ось одной из антенн направлена по нормали к рабочей поверхности реборды, а электрическая ось другой антенны по нормали к внешней поверхности обода того же колеса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4