Способ запуска летательного аппарата с помощью катапультной тележки с разгонным устройством - ртпи-2
Сущность изобретения: способ состоит в том, что тележку с размещенным на ней ЛА спускают с трамплинной горки, переходящей в горизонтальный и далее подъемный участки с ледяными покрытием, запускают вначале двигатели разгонного устройства, а затем - ракетные двигатели ЛА, после чего разрывают связь ЛА с катапультной тележкой, которую затем тормозят путем воздействия струей продуктов сгорания двигателей ЛА на щиток кормовой секции катапультной тележки, и производят старт ЛА. В качестве двигателей разгонного устройства используют ракетные двигатели, при этом продукты сгорания двигателей ЛА и разгонного устройства охлаждают для уменьшения тепловых нагрузок на ледяную опорную поверхность, а к моменту разрыва связи ЛА с катапультной тележкой уменьшают массу разгонного устройства путем отделения от него головной секции со щитком, связанной с катапультной тележкой, переводят двигатели разгонного устройства на форсированный режим работы и воздействуют на щиток головной секции струей продуктов сгорания двигателя разгонного устройства. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области авиации, а именно к способам запуска летательного аппарата.
Известен способ запуска летательного аппарата с помощью катапультной тележки с разгонным устройством (патент РФ N 2002681, кл. B 64 F 1/02, 1993). Известный способ заключается в том, что тележку с размещенным на ней ЛА спускают с трамплинной горки, переходящей в горизонтальный и далее подъемный участки с ледяными покрытием. В процессе спуска запускают вначале двигатели разгонного устройства, а затем ракетные двигатели ЛА, после чего разрывают связь ЛА с катапультной тележкой и производят старт ЛА. Катапультную тележку затем тормозят путем воздействия струей продуктов сгорания двигателей ЛА на щиток кормовой секции тележки. Недостаток известного способа заключается в том, что для достижения предстартовой скорости ЛА необходимо использовать трамплин большой высоты, что может быть технически трудноосуществимым. Задачей изобретения является устранение указанного недостатка. Поставленная задача решается тем, что в способе запуска летательного аппарата с помощью катапультной тележки с разгонным устройством, состоящем в том, что тележку с размещенным на ней ЛА спускают с трамплинной горки, переходящей в горизонтальный и далее подъемный участки с ледяными покрытием, запускают вначале двигатели разгонного устройства, а затем ракетные двигатели ЛА, после чего разрывают связь ЛА с катапультной тележкой, которую затем тормозят путем воздействия струей продуктов сгорания двигателей ЛА на щиток кормовой секции катапультной тележки и производят старт ЛА, согласно изобретению в качестве двигателей разгонного устройства используют ракетные двигатели, при этом продукты сгорания двигателей ЛА и разгонного устройства охлаждают для уменьшения тепловых нагрузок на ледяную опорную поверхность, а к моменту разрыва связи ЛА с катапультной тележкой уменьшают массу разгонного устройства путем отделения от него головной секции со щитком, связанным с катапультной тележкой, переводят двигатели разгонного устройства на форсированный режим работы и воздействуют на щиток головной секции струей продуктов сгорания двигателя разгонного устройства. Охлаждение продуктов сгорания ракетных двигателей ЛА и разгонного устройства может осуществляться путем воздействия выхлопными струями двигателей на щитки, размещенные в кормовой секции катапультной тележки и головной секции разгонного устройства и содержащие во внутренней полости жидкий азот. На фиг.1 показано начало спуска катапультной тележки с трамплинной горки; на фиг.2 поперечный разрез стартового сооружения по горизонтальному участку горки; на фиг.3 отделение головной секции тележки от разгонного устройства. Верхняя часть разгонной тележки с ЛА 1 включает ложементную секцию 2 и постоянно сцепленную с ней кормовую секцию 3. Обе секции установлены на рельсовые направляющие 4, проложенные по открытому тракту "B" на участке спуска. Нижняя часть тележки составлена из выдвинутой головной секции 5 и секции 6, несущей жидкостной ракетный двигатель (ЖРД) 7 с топливными баками, и образует разгонное устройство. При этом сопло ЖРД ориентировано в направлении разбега. Нижняя часть тележки также как и ее верхняя часть установлена на рельсовые направляющие 8, проложенные в туннеле "Т" (фиг.2). Обе части тележки связаны между собой шарнирным звеном 9 шатунного типа, проходящим сквозь щель "Щ" (фиг.2), образованном в потолочном перекрытии туннеля "Т". Головная секция нижней части тележки соединена с разгонным устройство посредством разрывного болта 10. Верхняя и нижняя части тележки взаимодействуют с ледяным покрытием 11 и 12 верхних и нижних направляющих соответственно. В такое покрытие внизу переходят рельсовые направляющие и далее плавно переходят в подъемный участок трамплина. Закрепленный на головной секции струеотражательный полый щиток 13 (фиг. 3) и кормовой щиток 14 на верхней части тележки своей вогнутой рабочей поверхностью сопряжен с продольными осями сопл двигателя разгонного устройства и ЛА соответственно. При этом направление трактов обоих ярусов на участке подъема расходятся в вертикальной плоскости на угол


Формула изобретения
1. Способ запуска летательного аппарата с помощью катапультной тележки с разгонным устройством, состоящий в том, что тележку с размещенным на ней ЛА спускают с трамплинной горки, переходящей в горизонтальный и далее подъемный участок с ледяным покрытием, запускают вначале двигатели разгонного устройства, а затем ракетные двигатели ЛА, после чего разрывают связь ЛА с катапультной тележкой, которую затем тормозят путем воздействия струей продуктов сгорания двигателей ЛА на щиток кормовой секции катапультной тележки, и производят старт ЛА, отличающийся тем, что в качестве разгонного устройства используют ракетные двигатели, при этом продукты сгорания двигателей ЛА и разгонного устройства охлаждают для уменьшения тепловых нагрузок на ледяную опорную поверхность, а к моменту разрыва связи ЛА с катапультной тележкой уменьшают массу разгонного устройства путем отделения от него головной секции со щитком, связанной с катапультной тележкой, переводят двигатели разгонного устройства на фокусированный режим работы и воздействуют на щиток головной секции струей продуктов сгорания двигателя разгонного устройства. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что охлаждение продуктов сгорания ракетных двигателей ЛА и разгонного устройства осуществляют путем воздействия выхлопными струями двигателей на щитки, размещенные в кормовой секции катапультной тележки и головной секции разгонного устройства и содержащие во внутренней полости жидкий азот.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3