Способ управления движением многозвенного транспортного средства и устройство для его реализации
Использование: изобретение относится к транспортным комплексам, включающим в себя многозвенное транспортное средство, в котором для повышения комфортабельности пассажиров обеспечивается более точное следование ведомых звеньев по траектории движения ведущего звена. Сущность изобретения: во время движения транспортного средства магнитной головкой производят запись траектории ведущего звена на проезжую часть, содержащую магнитное вещество. При этом измеряют текущие значения угла поворота управляемых колес ведущего звена, поворачиваемых рулевым колесом, запоминают их, задерживают в памяти на время, затрачиваемое для перемещения каждого из ведомых звеньев на место ведущего звена, корректируют с учетом считываемой магнитными головками информации о местоположении ведомых звеньев относительно траектории ведущего звена и подают управляющие электрические сигналы к сервомеханизмам, служащим для измерения положения колес ведомых звеньев. Система управления содержит также компараторы, блоки запаздывания и сумматоры, число которых равно числу ведомых звеньев. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к транспортным комплексам, включающим в себя многозвенное безрельсовое наземное колесное транспортное средство и проезжую часть для этого транспортного средства, содержащую магнитное вещество, и касается управления колесами ведомых звеньев транспортного средства при движении по упомянутой проезжей части.
Управление положением ведомых звеньев безрельсовых колесных транспортных средств, например, автопоездов, представляет большие трудности и требует принятия специальных мер для обеспечения движения каждого ведомого звена точно по траектории ведущего звена во избежание наезда на какие-либо препятствия, встречающиеся на пути автопоезда, особенно при его эксплуатации в городе. Известно устройство для управления колесами звеньев автопоезда, содержащее датчик угла поворота колес предшествующего звена, датчик угла складывания смежных звеньев автопоезда, сумматор углов, выход которого соединен с приводом поворота колес, блок запаздывания, включенный между датчиком угла поворота колес предшествующего звена и одним из входов сумматора, второй вход которого соединен с датчиком угла складывания предшествующего звена с последующим звеном (авт. св. СССР N 765083, кл. B 62 D 13/02, 1097). Однако это устройство обеспечивает движение колес прицепных звеньев по траектории передних колес головного звена лишь в пределах нормального качения колес. Известно рулевое управление прицепного звена транспортного средства, содержащее повторную тележку с поворотным кругом, кинематически связанную с поворотным кольцом рамы и с дышлом, и механизм изменения частоты вращения колес прицепного звена, состоящий из двух электромагнитных муфт, входы которых кинематически связаны с колесами прицепного звена, а выходы с фрикционными дисками торового вариатора, связанных между собой посредством двух роликов, установленных с возможностью ограниченного поворота симметрично относительно оси колес тележки на оси приводного двигателя с возможностью изменения передаточного числа между обоими колесами тележки, при этом приводной двигатель и электромагнитные муфты электрически соединены через сравнивающий элемент с датчиком поворота поворотной тележки и через блок запаздывания с датчиком поворота управляемых колес, а дышло кинематически связано с поворотной тележкой посредством дополнительного кольца, охватывающего поворотное колесо рамы и выполненное с возможностью фиксации относительно поворотной тележки (авт. св. СССР N 1425124, кл. B 62 D 13/02, 1982). Однако такое рулевое управление прицепным звеном имеет очень сложную конструкцию, что делает его ненадежным. Известен способ управления движением многозвенного транспортного средства по проезжей части, содержащей магнитное вещество, путем изменения положения колес ведущего звена, магнитной записи на проезжую часть информации о траектории ведущего звена и считывании указанной информации на ведомом звене для управления колесами этого ведомого звена (см. патент РФ N 2041104, кл. B 62 D 13/04, 1995). Реализующая этот способ система управления движением многозвенного транспортного средства по проезжей части, имеющей магнитное вещество, содержит рулевой механизм для изменения колес ведущего звена, записывающую магнитную головку, расположенную на ведущем звене над проезжей частью, считывающие магнитные головки, расположенные напротив проезжей части на ведомом звене, компаратор, входы которого подключены к упомянутым считывающим магнитным головкам, а выход к сервомеханизму для изменения положения колес ведомого звена. При таком управлении многозвенным транспортным средством обеспечивается постоянный и притом непосредственный контроль положения его ведомых звеньев относительно траектории ведущего звена, что особенно важно при крутых маневрах, совершаемых транспортным средством на городских улицах в случае использования его в качестве пассажирского автопоезда, состоящего из множества вагонов. Это позволяет ему вписываться в сравнительно узкий коридор на проезжей части, не задевая находящиеся на ней объезжаемые транспортные средства и не заезжая на тротуар при повороте на поперечную улицу. Однако при указанном управлении ведомыми звеньями такого транспортного средства возможно значительное влияние их управляемых колес, особенно на извилистой трассе, так как в те моменты времени, когда сигналы от считываемых головок, находящихся на ведомых звеньях, одинаковые, положение этих колес становится неопределенным, и лишь при отклонении ведомых звеньев от траектории ведущего звена появляется сигнал, нужный для управления этими колесами. Это приводит к непрерывным отклонениям ведомых звеньев от траектории ведущего звена, приводящим к рысканию этих звеньев, что ухудшает комфортабельность езды пассажиров. Задачей, решаемой изобретением, является повышение комфортабельности езды пассажиров в многозвенном транспортном средстве, перемещающемся по проезжей части, содержащей магнитное вещество. Для решения указанной задачи при управлении движением многозвенного транспортного средства по проезжей части, содержащей магнитное вещество, осуществляемом путем изменения положения колес ведущего звена, магнитной записи на проезжую часть информации с траектории ведущего звена и считывании указанной информации на ведомом звене, измеряют текущие значения угла поворота управляемых колес ведущего звена, запоминают величины этого угла с учетом их знака, задерживают их в памяти, корректируют с учетом информации, считываемой с проезжей части, а затем используют для управления колесами ведомого звена. Достоинством такого способа управления движением многозвенного транспортного средства по проезжей части, содержащей магнитное вещество, является более точное следование ведомых звеньев по траектории движения ведущего звена, так как учитывается не только место на проезжей части, через которое проследовало ведущее звено, но и угол поворота управляемых колес этого звена при его нахождении в этом месте. Вследствие этого максимально допустимые отклонения ведомых звеньев от траектории ведущего звена случаются реже, и поэтому они движутся более плавно, благодаря чему комфортабельность езды пассажиров в многозвенном транспортном средстве повышается. Таким является технический и связанный с ним общественнополезный результат от использования указанного технического решения. Созданная система управления движением многозвенного транспортного средства по проезжей части, имеющей магнитное вещество, содержащая рулевой механизм для изменения положения колес ведущего звена, сервомеханизм для изменения положения колес ведомого звена, записывающую магнитную головку, расположенную на ведущем звене над проезжей частью, считывающие магнитные головки, расположенные на ведомом звене напротив проезжей части, компаратор, входы которого подключены к упомянутым считывающим магнитным головкам, отличается тем, что она дополнительно содержит датчик угла поворота управляемых колес ведущего звена, блок запаздывания сигнала от упомянутого датчика и сумматор, один из входов которого подключен к блоку запаздывания, другой вход соединен с компаратором, а выход подключен к упомянутому сервомеханизму. На фиг. 1 изображено многозвенное транспортное средство, расположенное на проезжей части, содержащей магнитное вещество; на фиг. 2 вид сверху на многозвенное транспортное средство; на фиг. 3 функциональная схема системы управления движением многозвенного транспортного средства по проезжей части, содержащей магнитное вещество. Многозвенное транспортное средство, изображенное на фиг. 1, состоит из ведущего звена 1 и ведомых звеньев 2 и 3, которых может быть любое число. Это транспортное средство расположено на особой проезжей части 4, содержащей по всей ее ширине магнитное вещество, например частицы окиси железа или магнетита. Ведущее звено имеет обычное рулевое управление с помощью рулевого колеса 5, с которым кинематически связаны управляемые колеса 6 и 7 (фиг. 2). Управляемые колеса 8 и 9 ведомого звена 2 имеют автоматическое управление посредством сервомеханизма 10, а управляемые колеса 11 и 12 другого ведомого звена 3 имеют автоматическое управление с помощью сервомеханизма 13. На ведущем звене 1 над проезжей частью расположена записывающая магнитная головка 14, служащая для записи на проезжую часть информации о траектории движения ведущего звена. Впереди нее тоже над проезжей частью установлена стирающая магнитная головка 15, служащая для "стирания" с проезжей части возможной ранее записанной информации, которая может быть помехой при считывании информации, касающей траектории движения ведущего звена. Кроме того, на ведущем звене 1 установлен датчик угла поворота его управляемых колес, например, датчик 16 угла
Формула изобретения
1. Способ управления движением многозвенного транспортного средства по проезжей части, содержащей магнитное вещество, путем изменения положения колес ведущего звена, магнитной записи на проезжую часть информации с траектории ведущего звена и считывании указанной информации на ведомом звене для управления колесами этого звена, отличающийся тем, что измеряют текущие значения угла поворота управляемых колес ведущего звена, запоминают величины этого угла с учетом их знака, задерживают их в памяти, корректируют с учетом информации, считываемой с проезжей части, и затем используют для управления колесами ведомого звена. 2. Устройство для реализации способа по п.1, содержащее рулевой механизм для изменения положения колес ведущего звена, сервомеханизм для изменения положения колес ведомого звена, записывающую магнитную головку, расположенную на ведущем звене над проезжей частью, считывающие магнитные головки, расположенные на ведомом звене напротив проезжей части, компаратор, входы которого подключены к упомянутым считывающим магнитным головкам, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено датчиком угла поворота управляемых колес ведущего звена, блоком запаздывания сигнала от упомянутого датчика и сумматором, один из входов которого подключен к блоку запаздывания, другой вход соединен с компаратором, а выход подключен к сервомеханизму.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3