Способ управления агрегатом и устройство для его осуществления
Использование: сельскохозяйственное машиностроение, в частности управление агрегатом при обработке почвы. Сущность изобретения: Способ заключается в вождении агрегата по базовой линии, поворота агрегата в конце гона и регилировании скорости движения и нагрузки. При этом рабочие органы перемещают относительно трактора быстрее, чем вперед, образуют просвет между тыльной стороной рабочего органа и почвой, а реакцию почвы направляют на раму, разгружая ходовую часть трактора. Ведущие колеса трактора направляют по дну борозды, являющейся базовой линией. Колеса трактора агрегата используют в качестве маркеров, а борозду в качестве маркерной линии. Устройство содержит механизмы управления энергосредством и технологическим оборудованием и рабочие органы с возвратно-поступательным приводом. Лемех и стойка каждого рабочего органа для обработки почвы установлены поворотно на подвижной оси. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к сельскому хозяйству, а конкретнее к способу и устройству управления агрегатом, и машинам для обработки почвы, рыхления грунта и уничтожения сорной растительности.
Известны способ и устройство управления агрегатом с плоскорезами для рыхления почвы и уничтожения сорняков без оборота пласта с максимальным сохранением пожнивных остатков для снижения эрозии почвы. Плоскорезы имеют на раме стойки большое сопротивление и уплотнение почвы, а также трудность прочесывания сорняков и очистки рабочих органов усиливают энергозатраты, а трудность совмещения функций усугубляет этот недостаток. Оценка пути, скорости, площади, распределения и расхода материалов по частоте вращения вносит ошибку из-за буксования, достигающего 17-50% Наиболее близким прототипом предложенного объекта является агрегат, реализующий способ обработки почвы перемещением рабочих органов относительно энергетического модуля для получения движущей силы. Трудности противоэррозионной обработки почвы борьбы с сорной растительностью и совмещения операций рыхления, защиты почвы и сбора корневищных сорняков, ограничивают возможности широкого использования в различных условиях. Буксование ведущего колеса затрудняет определение пути, скорости, площади и удельного расхода материала и топлива. Целью изобретения является устранение упомянутых недостатков и снижение буксования, металлоемкости и тягового класса, облегчение вождения, повышение точности, надежности и ресурса. Поставленная цель достигается тем, что в качестве регулируемого параметра используют энергопоток к рабочим органам технологического модуля, при этом в качестве источника движущей силы используют толкатель. В качестве прокладчика маршрута, дорожки для движителей, следа и базовой линии используют рабочий орган, при этом прокладчик следа и энергетический модуль движутся по краям захвата технологического модуля. Борозду используют в качестве маркерной линии для вождения широкозахватного агрегата. Ведущее колесо работает в режиме свободного качения, датчика действительной скорости, пути, площади и удельного расхода топлива и других материалов на единицу пути и площади. Энергетический модуль расположен на границе захвата агрегата. Рабочий орган имеет стройку-толкатель в виде почвенного крыла и две режущие грани для поочередной работы. На границе захвата технологического модуля установлен рабочий орган для прокладки дорожки. Энергетический и технологические модули соединены с возможностью работы движителей в качестве следоуказателя. Граница захвата используется в качестве маркерной линии. Основой изобретения являются обобщение, совмещение, согласование и обратимость функций энергопотоков, рабочих органов движителей, средств управления и других элементов агрегата, также энергетического и технологического модулей, способ повышения мощности, производительности без повышения металлоемкости и тягового класса, выполнение энергетическим модулем транспортных и технологических процессов-движение по следу крайнего рабочего органа широкозахватного агрегатов в режиме свободного качения. На фиг. 1 чертежа изображена схема агрегата для реализации способа и обработки почвы; на фиг. 2 схема траектории движения; на фиг. 3 схема рабочего органа; на фиг. 4 схема рабочего органа, вид на стойку-толкателя; на фиг. 5 схема рабочего органа, вид сверху; на фиг.6 схема возникновения движущих сил стойки-толкателя-почвенного крыла при его перемещении приводом; на фиг. 7 схема реверсивного возвратно-поступательного движения рабочего органа, как показано стрелками. Способ управления реализуют устройством, содержащим энергетический модуль 1 (фиг. 1) с валом отбора мощности приводом 2 технологического модуля 3 и возвратно-поступательным приводом 4 секций рабочих органов-движителей 5, на границе захвата которых установлен рабочий орган (корпус плуга) 6 следопрокладчик для вождения по фигурной траектории 7 (фиг. 2). Рабочий орган-движитель 5 имеет ось 8 (фиг. 3, 4, 5) поворота и перемещения, стойку-толкатель 9 с режущими гранями 10 и лемех 11 с режущими гранями 12 для поочередной работы и получения неравновешанной движущей силы при реверсивном перемещении (фиг. 6, 7), а также граблину 13 с зубьями 14. Энергетический модуль 1 может приводами 2, 4 сообщить рабочим органам 5 возвратно-поступательное движение в противофазе, тянуть корпус 6 для прокладки дорожки, линии полива и движения, а также транспортировать орудие и грузы при соединении с транспортным модулем. Технологический модуль может быть с граблиной для сбора сорняков или без него для сохранения растительности и защиты почвы от эрозии. В каждом случае возможно получение движущей реактивной силы. Устройство для реализации способа работает следующим образом. Энергетический модуль 1 в виде мощного и легкого трактора или автомобиля посредством привода 2 обеспечивает энергией технологический модуль 3 и приводом 4 сообщает рабочим органам 5 возвратно-поступательное движение и поворачивает вокруг оси 8 для поочередной работы, поверхностей толкателя 9 и режущих граней 10, 12 его и лемеха 11. При этом выполняются технологические операции и создается реактивная движущая сила. Граблина 13 с зубьями 14 собирает сорную растительность на границе захвата. Угол поворота толкателя и скорость перемещения определяются приводом 4 так, чтобы тыльная сторона стойки имела просвет около стенки почвы, получала толкающую силу, направленную вперед. Агрегат имеет, как правило, две секции рабочих органов, перемещающихся в противофазе при движении энергетического модуля по траектории 7. При этом поперечные силы уравновешиваются, а неуравновешенная продольная сила служит движущей. Борозду корпуса 6 используют в качестве дорожки для движения, следа для вождения, маркерной линии и линии полива в южной зоне. Рабочий орган 6 на границе захвата технологического модуля прокладывает дорожку для колес и следовую линию для вождения широкозахватного агрегата. Энергетический модуль 1 на границе захвата технологического модуля обеспечивает энергоснабжение, движение по дорожке (следу) и управление режимами при движении по следу прокладчика дорожки. Его движители работают в качестве следоуказателей, борозда используется в качестве маркерной линии, а корпус рабочий орган в качестве маркера широкозахватного агрегата. Движущую силу толкателей используют для тяги прокладчика-дорожки-борозды-линий вождения. Граблина 13 с зубьями 14 рыхлит почву, собирает сорняки на границе захвата. При противоэррозионной обработке почвы граблина 13 снимается. Ведущее колесо при качении по дну борозды без буксования работает в качестве датчика действительной скорости. При этом радар и процессор для измерения пути не требуется. В качестве регулируемого параметра используют дополнительную движущую силу, при этом ведущее колесо переводят в режим ведомого и свободного качения с возможностью снижения буксования до нуля и равенства теоретической и действительной скоростей. V=




Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7