Способ транспортирования сыпучих материалов в плотной фазе
Использование: для транспортирования сыпучих материалов в плотной фазе. Сущность изобретения: приводятся соотношения для расчета основных параметров способа транспортирования сыпучих материалов в плотной фазе, в которые позволяют рассчитать расходы и давление газа, соответственно для камерного насоса и активаторов транспортного трубопровода, плотность транспортируемых плотных поршней или ожиженного потока, удельные нормы расхода газа на единицу транспортируемого материала, время на один цикл передачи материала из камерного насоса в приемный бункер; длины перемещаемых плотных поршней и коэффициент скольжения плотной фазы по стенкам транспортного трубопровода. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к наиболее эффективному способу пневматического транспортирования сыпучих материалов в виде отдельных плотных поршней, разделенных между собой воздушными пробками, или в виде сплошного ожиженного потока, перемещаемых по трубопроводу со скоростями до 10 м/с.
Метод транспортирования в плотной фазе может найти широкое применение во всех отраслях промышленности, по технологии которых необходимо сохранить исходный грансостав транспортируемого сыпучего материала, когда требуется улучшить санитарное состояние производств и сократить производственные площади, когда необходимо снизить энергозатраты на единицу производимой продукции и увеличить сроки служб транспортного оборудования наряду с увеличением дальности транспортирования. Известен способ транспортирования сыпучих материалов в плотной фазе, заключающийся в том, что на сыпучий материал транспортируемый нагнетательной пневмотранспортной установкой с камерным насосом, воздействуют потоками газа в камерном насосе и рассредоточено по длине транспортного трубопровода через активаторы (авт.св. СССР N 664893, кл. В 65 G 53/04, 1977) прототип. Недостаток способа-прототипа состоит в том, что он используется лишь в плане общего представления о механизме реализации предлагаемого способа. В известном источнике отсутствуют формулы для расчетов расхода и давления сжатого воздуха через камерный насос, расходов и давлений дополнительного сжатого воздуха подаваемого через активаторы в транспортный трубопровод, что затрудняет возможность реализации известного способа. Цель изобретения снижение энергозатрат, увеличение дальности транспортирования и сроков службы транспортного трубопровода наряду с сохранением гранулометрического состава транспортируемого материала. Поставленная цель достигается тем, что на сыпучий материал, транспортируемый нагнетательной пневмотранспортной установкой с камерным насосом, воздействуют потоками газа в камерном насосе и рассредоточено по длине транспортного трубопровода через активаторы, соответственно с расходами, определяемыми из соотношений









имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,5 <


имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,618 <


где К 1,


l' (1 3)


g 9,81 м/с ускорение силы тяжести Земли;


rн плотность насыпного слоя;



имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,382 <


имеющих порозность насыпного слоя




имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,5 <


имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,618 <


при этом максимальными плотностями оценивается степень уплотнения сыпучих материалов утряской и локальные плотности в плотной фазе транспортируемого материала.

Uн=/0,4 2/ м/с принимаемая начальная скорость выхода материала из камерного насоса;
Uк= /2 10/ м/с принимаемая конечная скорость выхода плотных поршней из транспортного трубопровода;

Qм производительность пневмоустановки, м3/ч;
S 0,785 D2 площадь внутреннего поперечного сечения транспортного трубопровода;
n M/m общее количество плотных поршней перемещаемых за один цикл подачи;
M = Vкн


Vкн полезная вместимость камеры камерного насоса;
m = l



Lб геометрическая протяженность байпасного воздуховода;
Sб живое сечение байпасного воздуховода;

l" l + l' (2 4)



H высота подъема трассы транспортного трубопровода;
nк число колен в транспортном трубопроводе;

lэ 1 м принятый эталон длины поршня с плотностью равной плотности насыпного слоя транспортируемого материала, к условиям рассмотрения процесса его транспортирования;

Pф сопротивление фильтра, устанавливаемого на приемной емкости;
Pатм атмосферное давление;

Pу.б. удельные потери давления в байпасном воздуховоде;
Lпр Lб + lпр приведенная длина байпасного воздуховода;
Lб геометрическая протяженность байпасного воздуховода;
lпр приведенная длина пневмоаппаратуры байпасного воздуховода;

l2 геометрическое расстояние от начала транспортного трубопровода до активатора N 2;
Pак /0,1 0,2/


а во внутренних полостях активаторов из соотношений для первого активатора
P1 Pу

для последующих активаторов
P2-N Pу(L l1-N + 0,4l1-2) + Pф + Pак + Pатм,
где l1-N -геометрическое расстояние от начала транспортного трубопровода до первого, и соответственно до других номеров активаторов, м;
l1-2 геометрическое расстояние между первым и вторым номерами активаторов, м;
Далее действительный расход газа через каждый активатор транспортного трубопровода, определяют из соотношения

где

м3/ч приближенные расходы газа через каждый активатор;
Kv 1 пропускная способность активатора;



снижения коэффициента трения материала о стенки трубопровода, вследствие создания кольцевой газовой прослойки между плотным потоком материала и стенками трубопровода;
перемещения частиц материала плотным потоком, при котором исключается соприкосновение каждой частицы перемещаемого материала со стенками трубопровода и образования турбулентного потока частиц с большими скоростями;
получения эффекта качения наружных частиц плотного потока вдоль стен трубопровода с незначительным скольжением;
образования постоянно сменяемого подстилающего слоя внутри горизонтальных участков трубопровода, из транспортируемого материала, что исключает непосредственный контакт перемещаемых плотных поршней с нижней частью материалопровода. Сохранение гранулометрического состава транспортируемого материала обеспечивается за счет перемещения частиц в плотном потоке, в котором исключается их взаимное соударение, истирание друг о друга и о стенки трубопровода. Заявляемый способ реализуется на нагнетательной пневмотранспортной установке, приведенной на чертеже. Пневмотранспортная установка содержит: камерный насос 1 с системой воздуховода 2, подсоединенных к цеховой сети сжатого воздуха, транспортный трубопровод 3 со встроенными в него активаторами 4 и подсоединенный к байпасному воздуховоду 5 через отводы 6, оборудованных вентилями 7 и манометрами 8, приемный бункер 9, соединенный с транспортным трубопроводом 3 через отделитель 10, рукавный фильтр 11, соединенный воздуховодом 12 с отделителем 10. Осуществление заявленного способа на пневмотранспортной установке приводится на следующем примере. Пример. Требуется транспортировать литейный песок с производительностью



начальную скорость выхода материала из насоса в материалопровод Uн 0,5 м/с;
конечную скорость выхода материала из материалопровода в приемное устройство Uн 10 м/с;
среднюю скорость транспортирования материала

3. Определим внутренний диаметр материалопровода и его поперечное сечение

Принимаем к дальнейшим расчетам D 100 мм и S 0,00785 м2. 4. Определяем массу песка, загружаемого в насос
M = Vк.н


5. Для обеспечения расчета расходов и давлений газа примем и рассчитаем следующие вспомогательные данные. 5.1. Исходя из конструктивной схемы трассы материалопровода пневмоустановки (см. чертеж) находим, что:
в трассе материалопровода 3 колена nк 3 шт. в трассу материалопровода встроено 7 шт. активаторов, на расстоянии от начала материалопровода, соответственно, до первого и седьмого: l1 0,4 м, l2 4,4 м, l3 10 м, l4 16 м, l5 28 м, l6 48 м, l7 78 м;
геометрическая длина байпасного воздуховода, начиная от цеховой сети сжатого воздуха Lб 90 м;
принимаем среднее поперечное сечение байпасного воздуховода, убывающего по диаметру в сторону последнего активатора, Sб (0,1-0,15)

учитывая необходимость установки тройников в байпасном воздуховоде для отвода газа на активаторы и оборудования отводов ДУ 15 вентилями, найдем их приведенные длины в соответствии с (Каталог ВНИИГидропривод. Элементы и устройства пневмоавтоматики высокого давления, М. 1986, табл. 15, с. 123)
lпр= lпр.тр.+ lпр.вен= 2,6 + 6,5 9,1 мм
общая приведенная длина байпасного воздуховода
Lпр= Lб + lпр 100 м. 5.2. Определяем порозность насыпного слоя песка

и по ее величине находим, что расчет плотностей плотной фазы следует производить по формулам

примем к дальнейшим расчетам средне-арифметическую плотность плотной фазы

5.3. Определяем коэффициент скольжения плотной фазы о стенки материалопровода

затем длины перемещаемых плотных поршней из песка

длины воздушных пробок между поршнями
l' 2

общую длину поршня и пробки
l" l + l' 9 м,
массу одного поршня
m l



общее количество плотных поршней, транспортируемых за один цикл подачи песка
n M/m 62 шт. 5.4. Определим общее время, затрачиваемое на один цикл подачи

6. Принимая к дальнейшим расчетам условную плотность сжатого газа




6.2. Общий расход газа через камерный насос и активаторы транспортного трубопровода

а через активаторы

6.3. Давление газа на выходе из камерного насоса

к дальнейшим расчетам, с учетом незначительных потерь принимаем
Pм 3,4 кг/см2

и удельные потери на 1 п. м материалопровода

6.4. Принимая ориентировочное давление газа в байпасном воздуховоде Pб.о= 4 кг/см2, учитывая расход через него газа на активаторы Qак 1,434 м3/мин и его внутренний диаметр dб 32 мм по (Каталог ВНИИГидропривод. Элементы и устройства пневмоавтоматики высокого давления. М. 1986, монограмма, с.123) найдем удельные потери в байпасном воздуховоде

тогда общие потери давления в нем составят

6.5. Определим давление газа в точке отбора его на байпасный воздуховод, с учетом того, что l2 4,4 м (п. 5.1).

где Pак= 0,1

а) во внутренней полости материалопровода у мест встраивания в него активаторов

б) во внутренних полостях активаторов
N 1. P1=Py(L-0,5l1)+Pф+Pак+ Pатм=3,4953 кг/см2
N 2. P2=Py(L-l2+0,4l1-2)+Pф+ Pак+ Pатм=3,4336 кг/см2
N 3. P3=Py(L-l3+0,4l1-2)+Pф+ Pак+Pатм=3,3009 кг/см2
N 4. P4=Py(L-l4+0,4l1-2)+Pф+ Pак+Pатм=3,1587 кг/см2
N 5. P5=Py(L-l5+0,4l1-2)+Pф+ Pак+Pатм=2,8743 кг/см2
N 6. P6=Py(L-l6+0,4l1-2)+Pф+ Pак+Pатм=2,4003 кг/см2
N 7. P7=Py(L-l7+0,4l1-2)+Pф+ Pак+Pатм=1,6893 кг/см2
где: l1-2 расстояние между первым и вторым активаторами. 8. Для определения действительных расходов газа через каждый активатор, находим:
а) разницы давлений газа между давлениями газа в активаторах и во внутренних полостях материалопровода, у мест встраивания активаторов, из равенства

получаем



б) приближенные расходы газа через каждый активатор, по формуле из

где Kv 1 пропускная способность активатора. Подставляя значения



Находим поправку на расход газа через активаторы (см. п. 6.2)

С учетом поправки действительные расходы через каждый активатор найдем из равенства

и получим
Q1 12,14 нм3/час
Q2 14,35 нм3/час
Q3=13,96 нм3/час
Q4 13,54 нм3/час
Q5 12,66 нм3/час
Q6 11,07 нм3/час
Q7 8,345 нм3/част
Формула изобретения

при этом абсолютное давление газа на выходе из камерного насоса в транспортный трубопровод и в точке отбора газа на байпасный воздуховод транспортного трубопровода, подсоединенного к активаторам, определяют соответственно из соотношений

где (0,1L + 20)/30 коэффициент увеличения удельной нормы расхода газа

L геометрическая длина транспортного трубопровода;
q - удельная норма расхода воздуха




имеющих порозность насыпного слоя


имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,5 <


имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,618 <


где


l' (1 oC 3)l длины воздушных пробок между плотными поршнями из материала в транспортном трубопроводе;

g 9,81 м/с ускорение силы тяжести Земли;






rмакс= (1


имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,382 <





имеющих порозность насыпного слоя




имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,5 <





имеющих порозность насыпного слоя в интервале 0,618 <



при этом максимальными плотностями оценивается степень уплотнения сыпучих материалов утряской и локальные плотности в плотной фазе транспортируемого материала,
где Uср (Uн + Uк)/2 средняя скорость транспортирования плотной фазы;
Uн (0,4 oC 2) принимаемая начальной скорость выхода материала из камерного насоса, м/с;
Uк (2 oC 10) принимаемая конечная скорость выхода плотных поршней из транспортного трубопровода, м/с;

Qм производительность пневмоустановки, м3/ч;
S 0,785 D2 площадь внутреннего поперечного сечения транспортного трубопровода;
n M/m общее количество плотных поршней перемещаемых за один цикл подачи;
M = Vкн


Vкн полезная вместимость камеры камерного насоса;
m = l



Lб геометрическая протяженность байпасного воздуховода;
Sб живое сечение байпасного воздуховода;

l'' l + l' (2 oC 4)



Н высота подъема трассы транспортного трубопровода;
nк число колен в транспортном трубопроводе;

lэ 1 м принятый эталон длины поршня с плотностью, равной плотности насыпного слоя транспортируемого материала, к условиям рассмотрения процесса его транспортирования;

Рф сопротивление фильтра, устанавливаемого на приемной емкости;
Ратм атмосферное давление;

Ру.б удельные потери давления в байпасном воздуховоде;
Lпр Lб + lпр приведенная длина байпасного воздуховода;
Lб геометрическая протяженность байпасного воздуховода;
lпр приведенная длина пневмоаппаратуры байпасного воздуховода;

удельные потери давления на единицу длины транспортного трубопровода;
l2 геометрическое расстояние от начала транспортного трубопровода до активатора N 2;
Рак (0,1 0,2)


а во внутренних полостях активаторов по формулам
для первого активатора
Р1 Ру

для последующих активаторов
Р2:N Ру

где l1:N геометрическое расстояние от начала транспортного трубопровода до первого и соответственно до других номеров активаторов, м;
l1-2 геометрическое расстояние между первым и вторым номерами активаторов, м. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что действительный расход газа через каждый активатор транспортного трубопровода определяют из соотношения

где

Kv 1 пропускная способность активатора;



РИСУНКИ
Рисунок 1