Способ нивелирования, разметки и проверки корпуса судна
Использование: изобретение относится к технологии судостроения и касается контрольно-измерительной техники для нивелирования корпуса судна и разметочно-проверочных работ при постройке судов из легкого сплава, а также может быть использовано в других отраслях промышленности. Сущность изобретения: при разметочно-проверочных работах в качестве источника световых лучей, используют лазерно-оптический комплекс, причем последовательно пропускают ряд параллельных лазерных лучей стационарно установленных лазерно-оптическим комплексом по периметру корпуса судна в вертикальных и горизонтальных плоскостях, которые ориентируют по базовым и контрольным линиям на позиции корпуса судна, при этом в плоскости мидельшпангоута, в двух параллельных ей плоскостях и по килевой линии корпуса судна лазерные лучи одновременно пропускают в трех вертикальных и последовательно в двух горизонтальных плоскостях; при этом положением лазерно-оптического комплекса управляют с помощью ЭВМ, визуально по дисплею по показаниям блоков рассогласования, взаимодействующих со стрелочными индикаторами фотоприемников. 11 ил.
Изобретение относится к технологии судостроения и касается контрольно-измерительной техники для нивелирования корпуса судна и разметочно-проварочных работ на нем при постройке судов из легкого сплава, а также может быть использовано в других отраслях промышленности.
Известен способ нивелирования, разметки и проверки корпуса судна (авт. св. СССР N 1047770, кл. B 63 B 9/00, 1982), заключающийся в подаче световых лучей их источником во взаимноперпендикулярных направлениях на фотоприемнике, которые устанавливают на корпусе судна и в его пространственной ориентации Недостатком известного способа является его ориентация на стапельную сборку, включающую подачу световых пучков в двух перпендикулярных направлениях на базовые линии стапеля и приемники на секции корпуса судна, что не позволяет использовать способ на достроечной позиции корпуса судна, повысить качество установочно-разметочных операций. Цель изобретения расширение диапазона использования способа нивелирования, разметки и проверки корпуса судна. Поставленная цель достигается тем, что в качестве источника световых лучей используют лазерно-оптический комплекс, причем последовательно пропускают ряд параллельных лазерных лучей, стационарно-установленных лазерно-оптическим комплексом по периметру корпуса судна в вертикальных и горизонтальных плоскостях, которые ориентируют по базовым и контрольным линиям на позиции корпуса судна, при этом в плоскости мидель-шпангоута, в двух параллельных ей плоскостях и по килевой линии корпуса судна лазерные лучи одновременно пропускают в трех вертикальных и последовательно в двух горизонтальных плоскостях, при этом положением лазерно-оптического комплекса управляют с помощью ЭВМ, визуально по дисплею и по показаниям блоков рассогласования, взаимодействующих со стрелочными индикаторами фотоприемников. На фиг. 1 изображен вид в аксонометрии средней части корпуса судна; на фиг. 2 вид сверху на лазерно-оптический комплекс на достроечной позиции; на фиг. 3 сечение А-А фиг. 2; на фиг. 4 вид в аксонометрии на блок-модуль; на фиг. 5 вид на лазерное устройство, показанное на фиг. 2; на фиг. 6 вид на лазер, показанный на фиг. 2; на фиг. 7 сечение Б-Б фиг. 2; на фиг. 8 - сечение В-В фиг. 2; на фиг. 9 сечение Г-Г фиг. 2; на фиг. 10 сечение Д-Д фиг. 2; на фиг. 11 сечение Е-Е фиг. 2. Способ нивелирования, разметки и проверки корпуса судна из легкого сплава на подводных крыльях с использованием лазерно-оптического комплекса осуществляют следующим образом. Включают лазер 1 на пульте 2.1 (фиг. 2) и с площадки обслуживания лазера 3.1 проверяют его установку в горизонтальное положение по уровням на корпусе лазера 1 и контрольными лазерными лучами от поворотных головок 1.1 и 1.2 лазера 1 в горизонтальной и двух вертикальных плоскостях на реперные планки. Включают на ЭВМ 2.2 с дисплеем базовое лазерное устройство 41 и проверяют с площадок обслуживания 3.2. соосность опорного лазерного луча 5.1 с лазерными устройствами 4.1 и 4.5, совмещение лазерных лучей 6.1 и 7.1x в вертикальной и горизонтальной плоскостях с базовыми и контрольными линиями 8 и 9 на реперных планках 10, 10.1 и 10.2, установленных на достроечной позиции, конструкциях лазерных устройств и корпуса цеха. Подают лазерный луч 5.4 на другую сторону установки лазерных устройств 4.1 и 4.5 и аналогично проверяют их настройку по заданным координатам лазерно-оптического комплекса (ЛОК). При нивелировании корпуса судна по его мидель-шпангоуту (МШП) включают лазерное устройство 4.1, установленное на направляющей балке 11 (фиг. 3 и 4), и лазерный луч 5.1 поступает к опорному блоку 12 с пентапризмой 13 и оптическим клином 14. Устанавливают блок-модуль 15 в положение "по МШП" на высоте контрольной ватерлинии (КВЛ) корпуса судна, определяемых соответственно линиями "а" и "б" и лазерный луч 5.2 поступает к базовому блоку 16, а преломленный луч к поворотным головкам 17.1 и 17.2. На пульте 2.1 разворачивают поворотную головку 17.2 на 90o в сторону лазерного устройства 4.2 и контрольным лазерным лучом 7.1x проверяют совмещение с контрольной линией на реперной планке 10.2, установленной на конструкции ЛОК, возвращают поворотную головку 17.2 в исходное положение. На ЭВМ включают механизм перемещения 18.3 пентапризмы 13 из зоны лазерного луча поворотной головки 17.2 сканирования 18.1 поворотной головки 17.1 и включают видеоконтрольное устройство 19. Сканирующим контрольным лазерным лучом 6.1x проверяют совмещение с базовой 8.1 на реперной планке 10 и устанавливают пентапризму 13 в исходное положение. Повторно включают механизм 18.1 и лазерным лучом 6.1 проверяют его совмещение с реперными точками 10.3 на линии "а", контролируя это на дисплее и по показаниям блока рассогласования, взаимодействующего со стрелочным индикатором фотоприемника 20, установленным по реперным точкам 10.3. На пульте 2.1 включают спаренные лебедки 21 (фиг. 2) и тросами 22 перемещают судовозные тележки 23 (фиг. 7) с кильблоками 24 по рельсам 25 до совмещения МШП с лазерным лучом 6.1. На лазере 1 (фиг. 5) включают на ЭВМ механизм 1.5, вводят пентапризму 1.3 в зону лазерного луча поворотной головки 1.1 и подают лазерный луч 5.4 на другую сторону ЛОК. Аналогично проверяют корпус судна по МШП и устанавливают пентопризму 1.3 в исходное положение. Для проверки положения корпуса судна по базовой 8.1 устанавливают базовый блок со штативом 16.1 в гнезда на реперных планках 10.4, проверяют его установку в линию горизонта по уровням и центрирование по отвесу относительно центра реперной планки 10. На ЭВМ включают механизм 1.5 лазера 1 (фиг. 5), перемещают пентапризму 1.3 в зону лазерного луча в поворотной головке 1.1 и разворачивают за механизмом 1.4 на 90o вертикально вниз. Устанавливают отдельный блок-модуль 15 (фиг. 6), установленный под лазером 1, в положение "по штативу", включают механизм сканирования 18.1 поворотной головки 17.1 и контрольным лазерным лучом 6.6x проверяют совмещение с контрольной 9.1 на реперной планке 10.1, а после установки поворотной головки 17.2 в исходное положение подают от нее горизонтальный лазерный луч 7.6 на базовый блок 16.1 и проверяют их соосность с использованием диафрагмы. Вращением базового блока 16.1 направляют лазерный луч 6.7 (фиг. 1) на реперную планку 10, а затем на фотоприемники 20, установленные по реперным точкам 10.3 в районах киля и палубы корпуса судна, и через визирную трубу 16.4 и по показанию блоков рассогласования фотоприемников 20 контролируют положение корпуса судна по базовой 8.1. Аналогично выполняют контроль с носовой оконечности корпуса судна с перестановкой базового блока 16.1 и включением лазерного устройства 4.5, и при необходимости корректируют положение корпуса судна винтовым механизмом 24.1 (фиг. 7), а по крену двумя мостовыми кранами. Для установки корпуса судна по высоте включают группу из лазерных устройств 4.1 и 4.2 (фиг. 1), проверяют их контрольными лучами 6.1x и 6.2x, включают сканирование лазерных лучей 6.1 и 6.2 и на дисплее, блоках рассогласования определяют отклонения килевой линии от заданной высоты; при необходимости включают нижние винтовые механизмы 24.1 кильблоков 24 и устанавливают корпус судна на заданную высоту. Устанавливают фотоприемники 20 по линии "б" на реперные точки 10.3, перемещают блок-модули 15 в положении "по КВЛ" и аналогично килевой линии проверяют лазерными лучами 6.1 и 6.2 положение КВЛ с обоих бортов корпуса судна. Сравнивая положение килевой линии и разметки КВЛ, корректируют ее разметкой электромаркирователем, а также этим прибором размечают плоскость МШП. После нивелирования корпуса судна для установки его надстройки 26 включают на ЭВМ лазерное устройство 4.3, перемещают блок-модуль 15 в положение "над палубой", синхронно перемещают опорный блок 12 и блок-модуль 15 по горизонтальным балкам 11.1 в сторону лазера 1 (фиг. 6) и, проверив правильность установки контрольным лучом 6.3x, включают сканирование лазерного луча 6.3, размечают контрольную линию установки базового блока 16.1 (фиг. 7). По разметке на палубе определяют центр и другие точки, по которым устанавливают вакуумные присоски штатива с базовым блоком 16.1, направляя на него лазерный луч 7.3. Выполняют контрольные операции и лазерным лучом 6.8 размечают линию "дп" для установки надстройки 26, носового и кормового корпусов 26.2 и 26.3. Устанавливают надстройку 26 на палубе, центрируют ее по совмещению разметки линии "дп" на надстройке с лазерным лучом 6.8. Включают лазерное устройство 4.1, устанавливают блок-модуль 15 в положение "по надстройке" и центрируют ее лазерным лучом 6.1 по разметке МШП корпуса судна и на надстройке. Включают группу из трех лазерных устройств 4.1, 4.2 и проверяют горизонтальное положение надстройки с обоих бортов лазерными лучами 7.1 и 7.2. Установку носового, кормового корпусов 26.2 и 26.3, мачты 26.1 и бортовых криполинов 26.4 выполняют аналогично. Проверку габаритных размеров корпуса судна по длине, полушироте и высоте выполняют лазерными устройствами 4.5, базовым блоком 16.1 и лазерными устройствами 4.1 4.3, а после испытаний на непроницаемость корпуса судна и загрузки тяжеловесных механизмов, оборудования или компенсирующих их массу грузов устанавливают кормовое 27 и носовое 28 крыльевые устройства. Для разметки средней опоры 29 (фиг. 8 и 9) кормового 27 крыльевого устройства (ККУ) устанавливают опорный блок 6.1 по базовой 8.1 и, выполнив контрольные операции, размечают вертикальную осевую линию торца опоры 29. Переставляют базовый блок 16.1 по контрольной 9.1, разворачивают его талрепом 16.2 на угол















Формула изобретения
Способ нивелирования, разметки и проверки корпуса судна, заключающийся в подаче световых лучей их источником во взаимно перпендикулярных направлениях на фотоприемники, которые устанавливают на корпусе судна и в его пространственной ориентации, отличающийся тем, что в качестве световых лучей используют лазерно-оптический комплекс, причем последовательно пропускают ряд параллельных лазерных лучей, стационарно установленных лазерно-оптическим комплексом по периметру корпуса судна в вертикальных и горизонтальных плоскостях, которые ориентируют по базовым и контрольным линиям на позиции корпуса судна, при этом в плоскости мидель-шпангоута, в двух параллельных ей плоскостях и по килевой линии корпуса судна лазерные лучи одновременно пропускают в трех вертикальных и последовательно в двух горизонтальных плоскостях; при этом положением лазерно-оптического комплекса управляют с помощью ЭВМ, визуально по дисплею и по показаниям блоков рассогласования, взаимодействующих со стрелочными индикаторами фотоприемников.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11