Надземный трубопровод, проложенный вдоль оползневого склона
Авторы патента:
Использование: строительство надземных трубопроводов на оползневых склонах. Сущность изобретения: трубопровод укладывают на трехсвязные опоры на устойчивых участках выше и ниже оползнеопасного склона, а на последнем - на одно - и двухсвязные опоры. Компенсатор располагают ниже оползнеопасного склона. Дана математическая зависимость жесткостных характеристик трубы и наибольшего расстояния между соседними опорами для любой из частей оползневого склона. 4 ил.
Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может применяться при строительстве трубопроводов на склонах, подверженных оползням.
Известен способ прокладки трубопровода при продольном оползне (см. П.П. Бородавкин. "Подземные магистральные трубопроводы". М. Недра, 1982, стр. 101-108), заключающийся в копании траншеи, укладке в нее трубопровода и последующей засыпке траншеи. Однако известный способ имеет существенные недостатки, такие как высокая стоимость трубопровода, что связано с большим объемом земляных работ и с необходимостью использовать трубы большого поперечного сечения для восприятия усилий от движущегося во время оползня грунта, вероятность увеличения подвижек которого обусловлена следующими причинами: 1) при рытье траншеи нарушается целостность грунтового массива, составляющего оползневой склон, из-за чего еще во время строительства могут возникнуть подвижки грунта; 2) грунт обратной засыпки траншеи оказывается более рыхлым, чем на соседних участках, в результате чего в нем происходит более интенсивное накопление влаги, а следовательно, снижается общая устойчивость грунта и, как следствие, возрастает вероятность оползней, что создает, помимо прочего, проблемы с охраной окружающей среды из-за активизации оползней. Известен надземный трубопровод, применяемый при переходе через препятствия или перекрытии больших пролетов (см. И.П.Петров, В.В. Спиридонов. Надземная прокладка трубопроводов. М. Недра, 1964, стр. 353-386, содержащий трехсвязные опоры, установленные по краям препятствия и закрепленную к ним трубу по принципу "висячая нить". Однако известный трубопровод имеет такие существенные недостатки, как высокая стоимость, обусловленная следующими причинами: 1) необходимость устройства высоких опор (наличия глубокого препятствия), к которым крепится подвешиваемая труба, для обеспечения стрелок провисания, при которых растягивающие усилия в трубопроводе будут наименьшими; 2) при перекрытии больших пролетов опоры получаются сильно нагруженными и для предотвращения потери несущей способности их приходится отодвигать на значительные расстояния от краев препятствия, из-за чего расчетные пролеты "висячей нити" еще более увеличиваются; 3) помимо этого, данному типу трубопроводов присуща недостаточная надежность при развивающемся оползне, так как расположенная сверху склона опора с течением времени может оказаться в истоке оползня и, при потере ею устойчивости, произойдет разрушение всего данного участка. Известен надземный трубопровод, принятый за прототип (см. М.И.Казакевич, А. Е. Любин. Проектирование металлических конструкций надземных промышленных трубопроводов. Киев. Будивельник, 1980, стр. 15-17), содержащий опоры и уложенные на них трубы с членением трассы трубопровода на температурные блоки, внутри которых происходит замыкание температурных деформаций за счет установки компенсаторов или самокомпенсации. По краям температурного блока здесь, как правило, ставятся трехсвязные опоры, а внутри блока одно- и двухсвязные. По сравнению с предыдущим, данный трубопровод имеет относительно низкую стоимость, однако ему присущ такой существенный недостаток, как невысокая эксплуатационная надежность при прохождении по оползневым участкам склонов. Это связано с тем, что параметры трубы подбираются исходя из требуемой пропускной способности и неизменного расстояния между опорами. Для каждого данного диаметра и типа трубы существует предельное расстояние между опорами, при превышении которого несущая способность трубы будет исчерпана. Так, что при выходе из строя нескольких или даже одной из опор, при оползневых подвижках трубопровод может выйти из строя. Для того чтобы этого не произошло, при данной конструктивной схеме, с целью преодоления оползневых участков следует использовать трубы из высокопрочных марок стали или увеличивать сечение трубы с тем, чтобы ее несущая способность была достаточна при больших расстояниях между опорами, находящимися в безопасности, то есть на неоползневых участках склона. Так как протяженность оползневых участков в отдельных случаях может превышать несколько сотен метров, то становится очевидной при данной схеме бесперспективность увеличения диаметра трубы или изменения марки стали. Задачей изобретения является устранение вышеуказанных недостатков, а именно повышение надежности надземного трубопровода, проложенного вдоль оползневого склона, при сохранении его невысокой стоимости. Указанная задача решается за счет того, что надземный трубопровод, проложенный вдоль оползневого склона, содержащий установленные на устойчивых участках выше и ниже оползнеопасной части склона трехсвязные опоры, одно и двухсвязные опоры, установленные по оползневому склону, трубы уложенные на них, компенсатор для восприятия температурных деформаций, расположенный на устойчивом участке ниже оползнеопасного склона, односвязные опоры, выполненные седлообразными и установленные в характерных местах оползневого склона, как- то: отрыва и ожидаемого выпучивания оползневого потока, а также в точках вероятного соприкосновения трубы с оползневым участком склона, а жесткостные характеристики трубы, укладываемой на оползневом участке, принимаются для любого из моментов расчетного срока службы трубопровода в зависимости от максимального расстояния L между двумя соседними седлообразными опорами для любой из частей оползнеопасного склона, которые определяются следующим соотношением:





q равномерно распределенная по длине трубы нагрузка;
E модуль упругости материала трубы;
J момент инерции поперечного сечения трубы;
fi стрелка провисания трубы над оползневым участком;
Hj распорное усилие в трубе на провисшем участке. На фиг. 1 показан общий вид надземного трубопровода, проложенного вдоль оползневого склона; на фиг. 2 показан общий вид надземного трубопровода после оползня, который произошел на одном из участков склона; на фиг. 3 дана схема участка оползневого склона, а на фиг. 4 изображена схема односвязной седлообразной опоры. Надземный трубопровод содержит трубу 1, закрепленную на трехсвязных опорах 2, установленных на устойчивых участках склона, имеющего угол наклона


Формула изобретения

где li длина поверхности скольжения i-го вертикального элемента, на которые разбит грунтовой массив оползневого участка;

К1, К2 поправочные коэффициенты, зависящие от крутизны склона и типов оползней, возможных на данном участке в расчетный период времени, 0,8




q равномерно распределенная по длине трубы нагрузка;
Е модуль упругости материала трубы;
J момент инерции поперечного сечения трубы;
fi стрелка провисания трубы на оползневом участке;
Hj распорное усилие в трубе на провисшем участке.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Способ укладки трубопровода // 2091654
Изобретение относится к строительству и касается способов укладки трубопроводов в мерзлых, в том числе в пучинистых грунтах
Способ прокладки подземного трубопровода // 2090795
Изобретение относится к области строительства магистральных трубопроводов, преимущественно в зоне распространения высокосьдистых вечномерзлых грунтов на уклонах трассы
Изобретение относится к механизмам для строительства и ремонта трубопроводов, к транспортным механизмам и может быть использовано в качестве базового транспортного средства для навешиваемого грунтоподкопного, очистного, изоляционного оборудования при строительстве и ремонте трубопроводов, а также во всех случаях, когда необходимо осуществить транспортировку грузов, использую трубопровод в качестве монорельса
Устройство для бандажирования трубопровода // 2083904
Изобретение относится к устройствам для обмотки стальных трубопроводов лентами упрочняющего композиционного материала и может быть использовано для бандажирования трубопровода при его ремонте
Изобретение относится к области подземного строительства и касается фиксации всплывших газопроводов и предотвращения их дальнейшего всплывания
Подводная машина для укладки трубопроводов // 2081252
Изобретение относится к подводной машине для укладки трубопроводов под дно водного массива, которая обеспечивает высокую эффективность при выемке и удалении грунта из-под подводного трубопровода, подлежащего укладке, в том числе и при рытье траншей большой глубины, и кроме того, компактна, имеет простую конструкцию, потребляет при работе мало энергии и, следовательно, имеет ограниченную стоимость
Теплопровод // 2080508
Способ бестраншейной замены трубопроводов // 2105919
Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано для бестраншейной замены подземных трубопроводов при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций
Трубопровод // 2106562
Изобретение относится к горному делу, шахтному строительству, в частности к технологическим трубопроводам, прокладываемым в шахтных стволах
Устройство для транспортировки газа и жидкостей через глубоководные пространства (море, океан) // 2110007
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении подводных трубопроводов
Изобретение относится к устройствам для определения группы грунта и может быть использовано при строительстве и капитальном ремонте трубопроводов
Изобретение относится к изготовлению сосудов и различных емкостей с подводящими и отводящими агрессивные среды трубопроводами
Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано при бестраншейной замене старых подземных трубопроводов с труднопроходимыми препятствиями, например старыми муфтами или колодцами