Способ выбора толщины и материала заготовки
Использование: изобретение относится к обработке металлов давлением и позволяет выбирать толщину и материал заготовки для штамповки кузовных деталей автомобиля. Сущность: выбор толщины и материала заготовки производят путем определения запаса пластичности по диаграмме предельных деформаций в критических точках на локальных участках детали в процессе вытяжки деталей. Вытяжка детали производится обтягиванием заготовки по мастер-модели в несколько стадий, на первой из которых заготовка закреплена в машине растяжения, на второй заготовку вытягивают по углублениям мастер-модели до момента начала гофрообразования и расправляют гофры. Затем заготовку закрепляют на мастер-модели и вытягивают оправкой, при этом для предотвращения гофрообразования удары оправкой наносят поочередно с обеих сторон радиусной линии перегиба по касательной к поверхности заготовки до появления зазора между заготовкой и мастер-моделью, после чего вытягивают заготовку до полного прилегания ее поверхности к мастер-модели. 1 ил.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к ручной формовке кузовных деталей автомобиля.
Известен способ исследования процессов вытяжки деталей сложной формы методом сеток, заключающийся в нанесении координатной сетки на заготовку, штамповке заготовки и измерении величины изменения сеток после штамповки и определении путем расчета штампуемости листового металла /А.Д.Томленов "Механика процессов обработки металлов давлением", Государственное научно-техническое изд-во машиностроительной литературы. М. 1963, с.173-176/. Известен способ ручной вытяжки деталей автолиста на позитиве мастер-модели при помощи оправки-выколотки и молотка. /Д.В.Горячий и др."Технология изготовления автомобильных кузовов", М. Машиностроение, 1990г. с.61/. Недостатком данных способов является невозможность выбора толщины требуемого материала по запасу пластичности при вытяжке, т.е. нет отработанной методики. Принято марку автолиста и его толщину для деталей кузова назначать конструктором на основе собственного опыта и по подобию прототипов уже выпускаемых автомобилей. После стендовых и дорожных испытаний нулевых серий автомобилей /кузовов/ производят корректировку толщины и марок сталей деталей с признаками разрушения /трещин/, т.е. деталей с потерей прочностных, жесткостных характеристик. Корректировку производят путем расчета жесткости, напряженно-деформированного состояния детали методом конечных элементов и проводят в сторону увеличения или добавления усилителя /новой детали/. Детали без видимых признаков разрушения не проверяют, что возможно дает увеличение веса деталей и имеет более чем достаточный запас прочности и жесткости. Наиболее близким техническим решением, принятым в качестве прототипа, является способ выбора толщины и материала заготовки для изготовления деталей, включающий построение диаграммы предельных деформаций, нанесение координатной сетки на заготовку, определение значений максимальных деформаций в опасных местах в процессе вытяжки, нанесение их на диаграмму предельных деформаций и определение запаса прочности и пластичности и, учитывая последнее, назначение толщины и материала заготовки [1] Недостатком этого способа является трудность проведения операций вытяжки на этапе испытаний кузовных деталей автомобилей и затруднение в получении данных для выбора толщины и материала заготовки. Задачей изобретения является разработка методики выбора толщины и материала заготовки на этапе испытаний кузовных деталей автомобилей. Задача решается тем, что в способе выбора толщины и материала заготовки для изготовления деталей в процессе вытяжки заготовку закрепляют в машине растяжения и обтягивают по поверхности мастер-модели, затем оправкой вытягивают заготовку по углублениям мастер-модели, кромки которых контактируют с поверхностью заготовки, до момента начала гофрообразования, при этом удары по заготовке наносят по касательной к поверхности листа и расправляют гофры, растягивают их в перпендикулярном направлении, после чего освобождают лист от растяжения в машине, закрепляют его на мастер-модели и вытягивают оправкой основную поверхность заготовки до гофрообразования, а для предотвращения тангециально-растягивающих напряжений удары оправкой наносят поочередно с обеих сторон радиусной линии перегиба по касательной к ней до момента появления зазора между заготовкой и поверхностью мастер-модели, после чего вытягивают заготовку до полного прилегания ее поверхности к мастер-модели. На чертеже изображена диаграмма предельных деформаций материала заготовки. Способ реализуют следующим образом. Берут диаграмму предельных деформаций назначенного материала для детали (см. чертеж). В данном случае это сталь St15ZE 7,5/0 фирма "Тиссен" толщиной 0,7-0,8 мм,


Формула изобретения
Способ выбора толщины и материала заготовки для изготовления деталей, включающий построение диаграммы предельных деформаций, нанесение координатной сетки на заготовку, вытяжку и определение значений максимальных деформаций в опасных местах в процессе этой вытяжки, нанесение их на диаграмму предельных деформаций и определение запаса пластичности и, учитывая последнее, назначение толщины и материала заготовки, отличающийся тем, что в процессе вытяжки заготовку закрепляют в машине растяжения и обтягивают по поверхности мастер-модели, затем оправкой вытягивают заготовку по углублениям мастер-модели, кромки которых контактируют с поверхностью заготовки до момента начала гофрообразования, при этом удары по заготовке наносят по касательной к поверхности листа и расправляют гофры, растягивая их в перпендикулярном направлении, после чего освобождают лист от растяжения в машине, закрепляют его на мастер-модели и вытягивают оправкой основную поверхность заготовки до гофрообразования, а для предотвращения тангенциально-растягивающих напряжений удары оправкой наносят поочередно с обеих сторон радиусной линии перегиба по касательной к ней до момента появления зазора между заготовкой и поверхностью мастер-модели, после чего вытягивают заготовку до полного прилегания ее поверхности к мастер-модели.РИСУНКИ
Рисунок 1