Муфта для труб
Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения труб, несущих текучие среды под высоким давлением и/или подвергаемым большим механическим нагрузкам. Сущность изобретения: фланец для соединения труб с трубами для текучих сред под высоким давлением имеет контактную поверхность, причем в положении, когда зажимные болты для соединений труб не затянуты, контактные поверхности образуют друг с другом направленный наружу угол, а когда зажимные болты затянуты, они прижаты друг к другу с усилием. Фланцы также могут иметь наружные и внутренние конические участки для создания дополнительного уплотняющего эффекта и канавки под кольцевое уплотнение. 4 з.п. ф-лы, 14 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения труб, несущих текучие среды под высоким давлением и/или подвергаемых большим механическим нагрузкам.
Известно соединение фланцев труб, в котором плоская поверхность фланцев соединена обычными гайками [1] При соединении фланцевых частей возникают напряжения в материале фланца в деталях, соединяющих горизонтальные и вертикальные части фланца. Наиболее близким к предложенному является муфта [2] в которой поверхности переходной зоне между фланцами придают форму четверти эллипса, причем большая ось эллипса параллельна трубе, а длина этой большей оси примерно в два раза превышает длину меньшей оси эллипса. Однако напряжения в материале в таком фланце зависят от точек приложения сосредоточенных нагрузок на поверхности фланца и от растягивающих усилий в соединении труб, так что такая форма эллиптического переходного участка является рациональной только для типов фланцев обычной формы. Таким образом, недостатком существующих фланцевых соединений является то, что после некоторого времени в них часто возникают утечки как следствие изменяющихся нагрузок и высоких напряжений в сочетании с температурными деформациями и вибрациями. В связи с этим часто необходимо выполнять техническое обслуживание механических узлов, такое как, например, дополнительное подтягивание болтов и замену кольцевых прокладок. Другим недостатком, присущим этим типам соединений труб, является то, что они отличаются большими размерами и значительным весом, а также существующие муфты имеют неупругие уплотняющие элементы, элементы муфты смещаются один относительно другого при колебаниях нагрузки, что способствует утечкам и образованию других накапливающихся по временам повреждений в соединении. Недостаток также состоит в том, что известные типы фланцев нельзя без специальных измерений проверить на наличие утечек простым образом во время или после их монтажа. Еще один из недостатков связан с коррозией и заключается в том, что в существующих муфтах имеются "мокрые" болты, то есть в болтах, подвергающихся воздействию, например, морской воды, будут развиваться повреждения, связанные с коррозией, после того, как болты установлены на частях фланцев. Техническим результатом изобретения является повышение надежности муфты для соединения труб при изменяющихся нагрузках, высоких напряжениях, высоком давлении, при этом конструкция должна позволять выполнить проверку на герметичность под давлением во время монтажа на месте и в процессе работы при полной величине давления в трубопроводе. На фиг. 1 изображены две трубы, соединенные муфтой, состоящей из фланцев соответствующего типа; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2 до затяжки болтов; на фиг. 4 сечение фланца в базовой конструкции; на фиг. 5 сечение фланца с тремя коническими поверхностями и наружным вогнутым участком на наружном диаметре; на фиг. 6 сечение фланца с одной конической поверхностью, канавкой для уплотнения и каналом для головки контрольного устройства; на фиг. 7 сечение фланца с двумя коническими поверхностями, канавкой для уплотнения и резьбовым отверстием для болтов (шпилек); на фиг. 8 сечение соединения труб с одним плоским фланцем, одним фланцем с конической поверхностью, уплотняющей кольцевой прокладкой и каналом для контроля перед затяжкой болтов; на фиг. 9 сечение по компактной фланцевой муфте в свободном состоянии до затяжки болтов, в которой каждый из фланцев предусмотрен с двумя коническими поверхностями, уплотняющими канавками для уплотняющей кольцевой прокладки, каналом для контроля в одном из фланцев, вогнутым наружным участком на наружном диаметре и стяжными болтами с базовыми кольцевыми прокладками и гайками; на фиг. 10 сечение по фланцевой муфте согласно изобретению; на фиг. 11-14 варианты конструкции фланца в соответствии с изобретением. Как показывает фиг. 1, чтобы фланцы по изобретению могли функционировать соответствующим образом, фланцевый узел должен быть встроен в трубопровод или конструкцию из труб 1 и 2 с двумя половинами фланцев 3 и 4, соединительными болтами 5 с базовыми кольцевыми прокладками 6 и 7 и гайками 8 и 9. Фланцы 3 и 4 не обязательно должны быть одинаковыми и могут иметь разные конструкции. Согласно изобретению, чтобы функционировать в соответствии со своим назначением, муфта характеризуется следующими отдельными признаками: По меньшей мере, одна из находящихся напротив друг друга поверхностей фланцев 10 и 11 спроектирована так, что она или они имеет/имеют коническую форму (фиг. 3 и 4). Каждый из двух находящихся напротив друг друга фланцев спроектирован таким образом, что противолежащие поверхности (фиг. 10 и 11) являются коническими. Каждый из двух находящихся напротив друг друга фланцев спроектирован таким образом, что поверхности 10 и 11 (фиг. 3, 4, 8 и 9) в радиальном сечении образуют угол друг с другом таким образом, что расстояние между двумя противолежащими поверхностями увеличивается с увеличением радиуса в собранном соединении перед тем, как болты затянуты. Предпочтительный угол наклона поверхностей 10, 11 относительно воображаемой плоскости составляет 0,2-3,0o, предпочтительно 0,2-0,5o, но можно также использовать углы большей и меньшей величины, которые, помимо всего остального, зависят от материала и допусков в соединении труб и фланцевых половинах. Две противоположные половины муфты в соответствии с изобретением спроектированы так, что между двумя соседними поверхностями имеется расстояние, увеличивающееся в наружном направлении. Наибольший угол зависит от того, можно ли затянуть болты 5 таким образом, что плоскости фланцев будут соприкасаться друг с другом. При соединении фланцев 3 и 4 болтами 6 поверхности 10 и 11 фланцев 3 и 4 будут поворачиваться под действием корректирующих условий, предпочтительно до упора друг в друга, так что коническая щель между поверхностями, закрывается. Вместо болтов могут применяться, например, зажимные соединения или другие обычные соединительные устройства, задней фланцевой поверхности наружной части одновременно придается форма, пригодная для этой цели. Далее, угол между поверхностями 10 и 11 предпочтительно задается таким, что для закрытия конической щели, которая образована этим углом, необходимо усилие, составляющее от 50 до 100% усилия предварительного натяжения болтов. Предпочтительно, чтобы сжимающая сила к моменту закрытия щели составляла около 70-80% усилия предварительного натяжения болтов. Естественно, что такое усилие зависит, например, от типа материалов, используемого для изготовления фланцев, и связано с ним. Угол раскрытия

фланец выполнен с канавкой 14 под кольцевую прокладку, предпочтительно под углом между

фланец (фланцы) имеет (имеют) промежуточный участок 22 эллиптической формы, такой, что отношение между большой и малой осями эллипса лежит в интервале от 3:1 до 5:1, предпочтительно 4:1. В качестве следующих предпочтительных конструктивных признаков фланца по изобретению можно включить следующие:
коническая поверхность выступающего(их) участка(ов) 12 и 13 имеет конусность, которая отличается от конусности поверхностей 10 и 11 фланца,
фланец (фланцы) выполнен (выполнены) с каналом 15, связывающим резьбовое соединение на наружной поверхности и дно канавки под уплотнение,
фланец (фланцы) выполнен (выполнены) с вогнутым участком канавкой 24 на наружной осесимметричной поверхности фланца. Преимущества, достигаемые за счет создания фланца(ев) в соответствии с вышеупомянутыми признаками, состоят в том, что обеспечивается высокое контактное давление на поверхностях 10 и 11 фланцев для абсолютно герметичного соединения, что приводит к тому, что стержни болтов 5, а также уплотняющая кольцевая прокладка при использовании механизма натяжения обычно не будут подвергаться воздействию ни внешней среды, ни внутренней среды из трубопровода 1 и 2. Кроме того, уплотняющая кольцевая прокладка в канавке 14 и в соответствующей канавке 25 на фланце 2 (фиг. 9) будут аналогичным образом обеспечивать полную герметичность во фланцевом соединении, даже если герметизация при высоком контактном давлении внутренних участков поверхностей 10 и 11 (фиг. 9) будет нарушена. Когда болты 5 предварительно натянуты надлежащим образом и коническая цель между фланцами 1 и 2 закрыта, натяжение болтов будет почти статическим с очень небольшими дополнительными растягивающими напряжениями, которые возникают в результате изменения механических и/или тепловых нагрузок в соединении, и как следствие, опасность усталости в болтах элементах соединения 5 будет фактически устранена. При выполнении фланца(ев) с конической поверхностью (ями), образующими угол друг с другом и с таким соединением, что поверхности прижимаются друг к другу, будет рациональным выполнить наружные поверхности фланца(ев) с промежуточным участком эллиптической формы 22. Тем самым фланец может быть выполнен с небольшим диаметром фланца относительно диаметра трубы по сравнению с обычными соединениями труб, чем достигаются небольшие размеры фланца и малый вес. За счет сочетания эллиптической конструкции с вогнутой наружной канавкой 24 можно также добиться дополнительного уменьшения веса фланцевого узла. Вследствие вышеуказанных признаков и преимуществ соединение труб с фланцами по изобретению будет также безопасным с точки зрения охраны окружающей среды, поскольку при функционировании будет обеспечена герметичность и высокая степень защиты от усталости в болтах или от другого механического разрушения соединения в любое время, причем соединение не требует технического обслуживания механических узлов. В результате того, что один из фланцев соединения труб может быть предусмотрен с каналом 19 для доступа к канавке 14, может выполняться контроль отвод возможных утечек помимо внутренней поверхности 10, что может оказаться важным, когда имеют место исключительно жесткие требования к надежности. Кроме того, вариант исполнения соединения труб, показанный на фиг. 8 и 9, где имеется упругая кольцевая прокладка, может обеспечить то, что создание выдерживает перегрузку разъединение без возможных утечек. Данный фланцевый узел не требует обслуживания механических узлов, поскольку исключена подгонка (разрушение неметаллических кольцевых прокладок) уплотнений или других элементов за счет того, что нет никакого относительного смещения между элементами фланцевого узла под действием давления и нагрузок, действующих на соединение. Механическая прочность фланцевого узла может быть со значительной степенью надежности определена, исходя из оценки натяжений и данных о материале, поскольку внутренние статические свойства соединения в процессе работы обеспечивают то, что реакция на нагрузку остается неизменной в течение всего времени эксплуатации. Соединения труб с фланцами, спроектированными в соответствии с настоящим изобретением, можно рациональным образом использовать как фланцевые узлы в стояках, проходящих от устья скважины до эксплуатационных оснований, в стояках в подводных модулях, во фланцевых узлах растянутых стоек для оснований с растянутыми стойками, для процессов и оборудования, используемого в открытом море, на участках побережья до прибойной зоны и на земле, а также на атомных электростанциях. Предпочтительный вариант исполнения фланцевого соединения, выполненного из стали, состоящего из половин в виде фланцев, будет представлять собой такой вариант, в котором конический выступающий участок 12 (13) имеет угол 0; 3o, а длина обоих участков 12 и 13 одинакова и соответствует 20% разности по высоте между нижним и верхним коническими участками 12 и 13. Выступающие части выдаются в конический участок на расстояние, которое представляет собой половину расстояния от наружного края соединения до отверстия под болт. Кроме того, такой предпочтительный вариант исполнения включает канавку 14 под кольцевую прокладку, а также переходный участок эллиптической формы 20, причем отношение между большой и малой осями эллипса составляет 4:1. Канавка 14 для кольцевой прокладки предпочтительно расположена так, что расстояние от внутренней поверхности фланца до ближайшего края канавки составляет 1/4 толщины стенки трубы 1 (2). Однако канавку 14 под кольцевую прокладку не размещают настолько близко к внутренней поверхности, чтобы она могла повлиять на нее. Расположенная по окружности канавка 24, придающая упругость наружному участку 13 фланца, расположена так, что точка, в которой плоскость, заданная наклонной поверхностью 10 фланца, пересекает наружную поверхность фланца, находится на меньшем или на равном расстоянии от канавки 24 по сравнению с расстоянием между наружным участком 22 фланца, проходящим перпендикулярно оси А трубы, и другим участком канавки. Ширина канавки 24 составляет 2/3 от длины наружной поверхности 26, а глубина канавки 24 больше, чем глубина наружного ниспадающего участка 13, в два раза. На фиг. 11-14 показан предпочтительный вариант исполнения фланца по изобретению. Показан фланец с общим наружным диаметром




















Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14