Муфта сцепления
Использование: для соединения валов. Сущность изобретения: муфта сцепления содержит две полумуфты, в одной из которых выполнены гнезда, а в другой установлены элементы сцепления в виде пальцев. Вторая пулумуфта состоит из ступицы и связанного с ней ходовой резьбой корпуса. Имеется узел взаимной ориентации пальцев относительно гнезд в виде длинного вспомогательного пальца. Муфта снабжена приводом возвратно-поступательного перемещения корпуса относительно ступицы. Привод состоит, по меньшей мере, из двух штоков, размещенных в корпусе и подпружиненных с двух сторон и упирающихся в бурты на ступице. Смежные заходные фаски гнезд пересекаются. Корпус установлен с осевым зазором относительно буртов ступицы, определяемым из соотношения. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для соединения валов машин.
Из уровня техники известна сцепная муфта, содержащая фланцевую полумуфту, полумуфту, выполненную в виде втулки с фланцем, и снабженная установленными между фланцами с осевым зазором относительно втулки кольцом с отверстиями под пальцы и диском с торцовыми кулачками, при этом в кольце выполнены пазы под кулачки, а между втулкой, кольцом и диском размещены упругие кольца.[1] Указанное устройство не позволяет автоматизировать процесс сборки, поскольку отсутствует узел взаимной ориентации пальцев и гнезд в полумуфтах при сближении валов. Наиболее близкой изобретению является муфта сцепления, включающая фланцевую полумуфту с поворотным диском, основные элементы сцепления, выполненные в виде размещенных на диске вдоль окружности параллельно оси цилиндрических пальцев, взаимодействующих с соответствующими гнездами во фланце, а также узел взаимной ориентации пальцев и гнезд в виде вспомогательных элементов сцепления, взаимодействующих с конусными отверстиями фланцевой полумуфты.[2] Данная конструкция не обеспечивает необходимую надежность и долговечность при эксплуатации. Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является разработка устройства, позволяющего устранить отмеченные выше недостатки. Технический результат от использования указанного изобретения заключается в уменьшении трения между пальцами и фланцевой полумуфтой при сближении невращающихся валов, а также усилия, необходимого для их сближения, что позволяет уменьшить массу и запасы прочности деталей конструкции. Средство достижения указанного технического результата состоит в том, что известное устройство, включающее фланцевую полумуфту с гнездами во фланце и полумуфту, состоящую из ступицы и корпуса, связанного с последней посредством ходовой резьбы с возможностью вращения, элементы сцепления в виде цилиндрических пальцев, размещенных в корпусе в окружном направлении параллельно оси муфты с возможностью взаимодействия с гнездами во фланце, а также узел взаимной ориентации пальцев и гнезд, выполненный в виде вспомогательного элемента сцепления, расположенного с возможностью взаимодействия с заходными фасками на фланцевой полумуфте, снабжено приводом возвратно-поступательного перемещения корпуса относительно ступицы, состоящим из, по меньшей мере, двух направляющих штоков с центральным упором, размещенных в выполненных в корпусе сквозных осевых каналах и подпружиненных в осевом направлении посредством пружин, расположенных между корпусом и центральным упором, ступица выполнена с двумя буртами, расположенными по обе стороны корпуса, концы штоков связаны с буртами посредством кольцевых подпятников, смежные заходные фаски пересечены одна другой, вспомогательный элемент сцепления выполнен в виде пальца с коническим концом и длиной, большей длины цилиндрических пальцев, а корпус установлен с осевыми зазорами относительно буртов ступицы, определяемым соотношением:







Формула изобретения
Муфта сцепления, содержащая фланцевую полумуфту с гнездами во фланце и полумуфту, состоящую из ступицы и корпуса, связанного с последней посредством ходовой резьбы с возможностью вращения, элементы сцепления в виде цилиндрических пальцев, размещенных в корпусе в окружном направлении параллельно оси муфты с возможностью взаимодействия с гнездами во фланце, а также узел взаимной ориентации пальцев и гнезд, выполненный в виде вспомогательного элемента сцепления, расположенного с возможностью взаимодействия с выполненными на фланцевой полумуфте заходными фасками, отличающаяся тем, что она снабжена приводом возвратно-поступательного перемещения корпуса относительно ступицы, состоящим из по меньшей мере двух направляющих штоков с центральным упором, размещенных в выполненных в корпусе сквозных осевых каналах и подпружиненных в осевом направлении посредством пружин, расположенных между корпусом и центральным упором, ступица выполнена с двумя буртами, расположенными по обе стороны корпуса, концы штоков связаны с буртами посредством кольцевых подпятников, смежные заходные фаски пересечены одна другой, вспомогательный элемент сцепления выполнен в виде пальца с коническим концом и длиной, большей длины цилиндрических пальцев, а корпус установлен с осевыми зазорами относительно буртов ступицы, определяемым соотношением

Z число пальцев;
S шаг ходовой резьбы.
РИСУНКИ
Рисунок 1