Складное индивидуальное транспортное средство "мотороллер- компакт-i"
Использование: индивидуальное, многоцелевое, в качестве мотороллера или ручной и самоходной тележки с возможностью транспортировки в лифте, метро, электропоезде, автомобиле, лодке. Сущность изобретения заключается в том, что складное индивидуальное транспортное средство содержит силовую раму в виде передней ик задней частей. Они связаны между собой узлом складывания рамы с возможностью фиксации в двух крайних положениях в пределах угла 180o в горизонтальной плоскости. Части выполнены оппозитно с разнесенными в поперечном направлении несущими элементами с перемычками. Одна из частей снабжена передней 11 и задней 12 П-образными стойками. Перемычки соединены одними концами со стойкой посредством фиксаторов, другими концами - с другой стойкой поперечными шарнирами с ограничителями их поворота на угол установки стойки, а средними частями - с тыльной стороны сиденья. Сумма высоты одной стойки и длина перемычки не меньше высоты руля. Энергетический блок выполнен в виде электрической аккумуляторной батареи. Двигатель выполнен электрическим и прикреплен к стойке сзади над колесом посредством хомутов. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к наземным транспортным средствам и предназначено для индивидуального многоцелевого использования в качестве складного мотороллера и ручной или самоходной тележки в городской и сельской местности, в том числе для кратковременных поездок с транспортировкой в лифте, метро, электропоезде, автомобиле, лодке.
В современных бытовых и производственных условиях ощущается недостаток в относительно дешевых, общедоступных для индивидуального пользования, удобных, компактных, легких и в то же время многофункциональных и экологически чистых транспортных средствах. Складные велосипеды требуют от их владельцев повышенных энергетических затрат. Электромобили как и велосипеды относятся к экологически чистым видам наземных транспортных средств [1] Однако электромобили нельзя считать в прямом смысле этого слова "индивидуальными", равно как и общедоступными транспортными средствами. Они тяжелы при транспортировке, недостаточно компактны и, следовательно, не годятся для транспортировки в лифтах, метро, электропоездах и т.п. транспорте, хранении в малогабаритных городских квартирах, дачных домиках и служебных помещениях. Постановку электропривода на велосипеды обычной конструкции нельзя отнести к удачным и перспективным техническим решениям, т.к. электрические силовые установки при достаточно большом запасе хода по своим габаритно-весовым показателям не увязываются с общепринятой, "классической" конструкцией одноколейного транспортного средства [2] Легкие мотоциклы, мини- и складные мопеды являются комфортными (с позиций экономии мышечной работы) и достаточно компактными транспортными средствами, но не являются экологически чистыми, производят достаточно много шума и не приспособлены для транспортировки одним человеком в муниципальном транспорте, в том числе в метро [3] Известен складной мини-мотороллер, содержащий силовую раму, переднее и заднее колеса, седло, руль, откидываемый назад и фиксируемый на седле захватом, энергетический блок с бензиновым или электродвигателем и механический привод вращения заднего колеса в виде последовательно соединенных трехступенчатой коробки передач и однодискового сцепления [4] Постановка электродвигателя делает такое одноколейное транспортное средство экологически чистым и практически бесшумным, но перечисленные выше недостатки по габаритно-массовым показателям остаются. Наиболее близким по назначению и технической сущности (конструктивным признакам) является складное индивидуальное транспортное средство (складной мопед), содержащий силовую раму в виде передней и задней частей, связанных между собой посредством узла складывания рамы и соединительного элемента с возможностью фиксации соответственно в двух крайних положениях передней части в пределах угла 180o в горизонтальной плоскости, переднее и заднее колеса, разборный Т-образный руль и энергетический блок с двигателем и механическим приводом вращения заднего колеса [5] В нем передняя и задняя части рамы выполнены каждая в виде трубы с вилкой под колесо, передняя часть рамы имеет продольную ось вращения, соединительный элемент служит одновременно опорой для ног, энергетический блок включает в себя бензобак, а двигатель выполнен бензиновым. Однако описанному складному мопеду свойственны те же недостатки, что и устройствам, изложенным выше [2,3] помимо экологического несовершенства и неприспособленности рамы для замены бензинового двигателя электрическим с достаточно энергоемкой батареей, устройство оставляет резервы повышения компактности и удобства эксплуатации, в том числе в режиме "тележка". Задача, на решение которой была направлена разработка технического устройства, по отношению к принятому за прототип устройству [5] повышение удобства эксплуатации за счет обеспечения высокой компактности и пригодности для транспортировки в виде тележки в пассажирском лифте и муниципальном транспорте, включая метро, при соблюдении экологической чистоты и низкого уровня шума. Решение этой задачи достигается тем, что в складном индивидуальном средстве, содержащем силовую раму в виде передней и задней частей, связанных между собой посредством узла складывания рамы и соединительного элемента с возможностью фиксации соответственно в двух крайних положениях передней части в пределах 180o в горизонтальной плоскости, переднее и заднее колеса, разборный Т-образный руль и энергетический блок с двигателем и механичеким приводом вращения заднего колеса, передняя и задняя части рамы выполнены с разнесенными в поперечном направлении несущими элементами с перемычками, расположенными оппозитно, так что перемычки входят в состав узла складывания рамы, задняя часть рамы снабжена передней и задней П-образными стойками с углом наклона в продольной вертикальной плоскости, равным углу наклона стойки руля при сложенной раме, и двумя одинаковыми перемычками, которые разнесены на уровень несущих элементов, соединены одними концами с передней стойкой посредством фиксаторов, другими концами в положении, повернутом на угол установки задней стойки, а средними частями с тыльной стороны сиденья, задняя стойка и стойка руля равноудалены от узла складывания рамы, сумма высоты задней стойки и длины перемычки не меньше высоты руля, а горизонтальная часть руля соединена со стойкой руля с возможностью осевого смещения с фиксацией в двух крайних положениях, в одном из которых (при сложенной раме) она входит в соосные отверстия, предусмотренные в перемычках, концы перемычек, прикрепленные к передней стойке, выполнены в виде отогнутых под острым углом рукояток, кроме того, электрический блок выполнен в виде электрической аккумуляторной батареи, расположенной в объеме, ограниченном силовыми элементами задней части рамы, включая переднюю и заднюю стойки, двигатель выполнен электрическим и прикреплен к задним стенкам задней стойки над колесом, а по крайней мере часть механического привода вращения заднего колеса выполнена в виде двух цепных передач, соединенных последовательно под тупым углом друг к другу в вертикальных плоскостях. Кроме того, в варианте с электромеханическим приводом устройство дополнительно снабжено солнечной батареей, связанной электрически с аккумуляторной батареей и выполненной складной, с основанием, прикрепленным к перемычкам симметрично сиденью, крышками (створками), связанными с основанием шарнирно и фиксаторами друг с другом, и активным слоем, предусмотренным на поверхностях основания и крышек (створок), обращенных вовнутрь в сложенном состоянии батареи. На фиг. 1 изображено устройство предлагаемого складного индивидуального транспортного средства, вид сбоку в основном рабочем положении (режим "мотороллер"); на фиг.2 то же, вид в плане; на фиг.3 устройство, вид сбоку в сложенном положении (режимы "самоходная тележка", "тележка", "тележка-прицеп" и "хранение"); на фиг.4 то же, вид в плане; на фиг.5 - фрагмент вида А на фиг.3,4. Складное индивидуальное транспортное средство "Мотороллер-КОМПАКТ-1" содержит силовую раму в виде передней части 1, задней части 2 и узел 3 складывания рамы. Часть 1 выполнена с разнесенными в поперечном направлении несущими элементами с перемычкой, т.е. П-образной или близкой к П-образной (как в данном примере) в горизонтальной плоскости. Часть 2 выполнена также с разнесенными в поперечном направлении несущими элементами с развитой перемычкой, т. е. П-образной в горизонтальной плоскости. Части 1 и 2 расположены оппозитно (фиг. 2), так что их перемычки входят в состав узла 3, обеспечивающего жесткое соединение частей 1 и 2 между собой. В левом углу узла 3 (поз.3 на фиг.2) может быть предусмотрен шарнир с вертикальной осью (показан сносками укрупнено на фиг.2,5). На частях 1 и 2 в вертикальной продольной плоскости их симметрии установлены на осях колеса переднее 4 и заднее 5 соответственно, предпочтительно разного диаметра (колесо 5 больше колеса 4), при этом ось колеса 4 установлена не непосредственно в части 1 рамы, а в промежуточном изделии Т-образном разборном руле, конкретно в нижней части его стойки 6, верхний конец которой выполнен в виде горизонтальной трубы 7. В отверстии трубы 7 установлена горизонтальная часть 8 руля с возможностью осевого перемещения с фиксацией в двух крайних положениях (фиксаторы 9 и 10 соответственно). Колесо 4 установлено преимущественно со смещением вперед (на фиг.1,2 вправо, показано сплошными линиями). В общем случае стойка 6 руля может иметь угловое отклонение
Формула изобретения
1. Складное индивидуальное транспортное средство, содержащее силовую раму в виде передней и задней частей, связанных между собой посредством узла складывания рамы и соединительного элемента с возможностью фиксации соответственно в двух крайних положениях передней части в пределах угла 180o в горизонтальной плоскости, переднее и заднее колеса, разборный Т-образный руль и энергетический блок с двигателем и механическим приводом вращения заднего колеса, отличающееся тем, что передняя и задняя части рамы выполнены с разнесенными в поперечном направлении несущими элементами с перемычками, расположенными оппозитно, причем перемычки входят в состав узла складывания рамы, задняя часть рамы снабжена передней и задней П-образными стойками с углом наклона в продольной вертикальной плоскости, равным углу наклона стойки руля при сложенной раме, и двумя одинаковыми перемычками, которые разнесены на уровень несущих элементов, соединены одними концами с передней стойкой посредством фиксаторов, другими концами с задней стойкой поперечными шарнирами с возможностью фиксации в положении, повернутом на угол установки задней стойки, а средними частями с тыльной стороной сиденья, задняя стойка и стойка руля равноудалены от узла складывания рамы, сумма высоты задней стойки длины перемычки не меньше высоты руля, а горизонтальная часть руля соединена со стойкой руля с возможностью осевого смещения с фиксацией в двух крайних положениях, в одном из которых при сложенной раме, она входит в соосные отверстия, предусмотренные в перемычках. 2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в нем концы перемычек, прикрепляемые к передней стойке, выполнены в виде отогнутых под острым углом рукояток. 3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в нем энергетический блок выполнен в виде электрической аккумуляторной батареи, расположенной в объеме, ограниченном силовыми элементами задней части рамы, включая переднюю и заднюю стойки, двигатель выполнен электрическим и прикреплен к задним стенкам задней стойки над колесом, а по крайней мере часть механического привода вращения заднего колеса выполнена в виде двух цепных передач, соединенных последовательно под тупым углом друг к другу в вертикальных плоскостях. 4. Транспортное средство по п.3, отличающееся тем, что снабжено солнечной батареей, связанной электрически с аккумуляторной батареей и выполненной складной, с основанием, прикрепленным к перемычкам симметрично сиденью, крышками, связанными с основанием шарнирно и фиксаторами друг с другом, и активным слоем, предусмотренном на поверхностях основания и крышек, обращенных вовнутрь в сложенном состоянии батареи.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5