Многоступенчатая коробка передач транспортного средства
Авторы патента:
Использование: транспортное машиностроение, в частности трансмиссии автомобилей и автопоездов средней и большой грузоподъемности. Сущность изобретения: многоступенчатая коробка передач содержит три планетарных ряда. 5 з. п. ф-лы, 3 ил., 3 табл.
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и автопоездов средней и большой грузоподъемности.
В настоящее время на большегрузных автотранспортных средствах со сравнительно небольшой удельной мощностью все шире применяется гидротрансформатор в сочетании с многоступенчатой коробкой передач, имеющей широкий диапазон передаточных чисел с плотным рядом на основных рабочих режимах. Соотношение передаточных чисел на этих режимах находится в пределах



U1 UD1Up; U2 UD2 Up; U3 UD4 Up; U4 UD5Up2; U5 UD2;U6 UD4; U7 UD5; U8 UD6; U9 UD8;Uзх1 UR2Up; Uзх2 UR2;
для коробки на фиг. 3
U1 UD1Up; U2 UD2Up; U3 UD3Up; U4 UD4Up; U5 UD5Up; U6 UD2; U7 UD3;U8
UD4; U9=UD5; U10 UD6; U11 UD7; U12 UD8; Uзх1= UR1Up; Uзх2= UR2Up;
Uзх3 UR1; Uзх4 UR2

Up Kp + 1; Un Z40 Z42/Z39Z41; K1 Z13/Z11; K2 Z10/Z8; K3 Z22/Z20; K4 Z19/Z17; Kp Z28/Z26(Z число зубьев зубчатого колеса на фиг. 1 3). В табл. 1 3 приведены номера передач (ЗХ передачи заднего хода), включаемые элементы управления и передаточные числа для указанных в примечаниях к таблицам значений чисел зубьев зубчатых колес. Одним из трех включаемых на передачах элементов управления является тормоз 24 или муфта 25 дополнительного планетарного редуктора. Два других элемента, включаемых в основной части коробки, обеспечивают передачу вращающего момента от входного вала 2 к водилу 12. Первый и второй планетарные ряды образуют дифференциальный контур, состоящий из следующих четырех звеньев: центрального колеса 10, водила 9 (центрального колеса 13), центрального колеса 8 (центрального колеса 11), водила 12. Для передачи силового потока к водилу 12 к двум из трех остальных звеньев контура должны быть подведены активные (или активный и тормозной) вращающие моменты, при этом включением различных двух элементов управления образуются различные силовые цепи. При работе коробки передач (фиг. 1 и 2) на прямой и понижающих передачах вращающий момент постоянно с входного вала 2 передается через муфту 4, промежуточный вал 3 к центральным колесам 8 и 11. Различные передаточные числа образуются включением тормозов 15 и 14, элемента управления 16 [в этом случае включается в работу силовая цепь, передающая часть силового потока с входного вала 2 через зубчатую передачу, образованную элементами 17 20 (фиг. 1) или элементами 36 38 (фиг. 2) на центральное колесо 10] муфты 6 (в этом случае дифференциальный контур из первого и второго планетарных рядов блокируется). На повышающих передачах входной вал 2 через муфту 6, промежуточный вал 5 приводит во вращение водило 9 и центральное колесо 13. На этих передачах дифференциальный контур из первого и второго планетарных рядов передает момент в результате торможения центрального колеса 10 тормозом 14 либо подводом к этому колесу момента со стороны входного вала 2 через зубчатую передачу, образованную элементами 17 20 (фиг. 1) или элементами 36 38 (фиг. 2)
На передачах заднего хода вращение со стороны входного вала к центральному колесу 10 передается через зубчатую передачу, образованную элементами 17 20 (фиг. 1) или элементами 36 38 (фиг. 2). На этих передачах дифференциальный контур из первого и второго планетарных рядов передает момент в результате торможения центрального колеса 13 тормозом 15. При работе коробки передач (фиг. 3) за счет включения тормоза 43 получают дополнительные режимы работы, а следовательно, и передаточные числа. В этих случаях вращающий момент передается от входного вала 2 к центральному колесу 10 через центральное колесо 20 и водило 21. Во всех случаях (фиг. 1 3) момент снимается с водила 12 второго планетарного ряда и через вал 23 передается к центральному колесу 26 дополнительного планетарного ряда. В дальнейшем момент либо редуцируется указанным планетарным рядом (при включении тормоза 24) либо передается через блокированный планетарный ряд (при включении муфты 25) к выходному валу 7. Передача, на которой блокируется основная часть коробки передач, и работает лишь дополнительный планетарный ряд, имеет передаточное число, равное Up= Z28/Z26+1. На следующей передаче дополнительный планетарный ряд блокируется, а в основной части коробки после ее разблокировки работает дифференциальный контур с передаточным числом, равным

поэтому выбор параметра дополнительного планетарного ряда в соответствии с формулой
Z28/Z26= (1,2 oC1,5)UD2-1
дает соотношение передаточных чисел на указанных передачах в пределах 1,2 1,5, что обеспечивает рациональную разбивку передаточных чисел коробки на основных рабочих передачах. При этом соотношение передаточных чисел передач трогания и рабочей остается увеличенным, а высших сближенными, при этом диапазон передаточных чисел и число передач существенно возрастают; а порядок включения элементов управления оказывается простым: лишь на одной промежуточной передаче выключается и включается два элемента управления, а в остальных случаях по одному элементу. Использование в зубчатой передаче механизма, предназначенного для связи входного вала 2 и центрального колеса с внутренними зубьями первого планетарного ряда 10, двух планетарных рядов (фиг. 1) позволяет улучшить разбивку передаточных чисел, а в случае использования дополнительного тормоза 43 (фиг. 3) увеличить число промежуточных передач, не опасаясь разрыва между передачами трогания и рабочей Выполнение указанной зубчатой передачи в виде передачи с неподвижными осями валов (фиг. 2) позволяет получить соотношения передаточных чисел основных рабочих передач практически одинаковыми. Усилия на валах, возникающие в процессе работы коробки, передаются через подшипниковые опоры на корпус. Приведенная на фиг. 1 3 схема расположения основных подшипниковых опор позволяет обойтись всего тремя корпусными подшипниками. В частности, выходной вал 7 имеет лишь один корпусной подшипник 31, а передача усилий на вторую корпусную опору 29, которая воспринимает его нагрузки, осуществляется через подшипники 34 и 35, расположенные в пределах габаритов дополнительного промежуточного вала 23. Расположение подшипника 34 под подшипником 29 дает возможность самоустановки валов 33, 23 и 7 и перераспределения усилий по их подшипниковым опорам. Все это обеспечивает условия для работоспособной работы при минимальных габаритах коробки передач.
Формула изобретения

где Zbp, Zap числа зубьев центральных колес соответственно с внутренними и наружными зубьями дополнительного планетарного ряда;
Zb1, Za1 то же, первого планетарного ряда;
Zb2, Za2 то же, второго планетарного ряда. 3. Коробка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что зубчатая передача механизма, предназначенного для связи входного вала и центрального колеса с внутренними зубьями первого планетарного ряда, выполнена в виде двух планетарных рядов, каждый из которых включает центральное колесо с наружными зубьями, центральное колесо с внутренними зубьями, водило с сателлитами, причем центральные колеса с наружными зубьями планетарных рядов соединены между собой и с входным валом, водило первого планетарного ряда соединено с центральным колесом с внутренними зубьями второго планетарного ряда, при этом элемент управления выполнен в виде тормоза и соединен с центральным колесом с внутренними зубьями первого планетарного ряда упомянутого механизма, а водило второго планетарного ряда упомянутого механизма связано с центральным колесом с внутренними зубьями первого планетарного ряда. 4. Коробка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что зубчатая передача механизма, предназначенного для связи входного вала и центрального колеса с внутренними зубьями первого планетарного ряда, включает первичный, по крайней мере два промежуточных и вторичный валы с зубчатыми колесами, а элемент управления выполнен в виде муфты, связывающей упомянутый первичный вал с входным валом, вторичный вал связан с центральным колесом с внутренними зубьями первого планетарного ряда. 5. Коробка по пп.1 3, отличающаяся тем, что центральное колесо с внутренними зубьями второго планетарного ряда зубчатой передачи механизма, предназначенного для связи входного вала и центрального колеса с внутренними зубьями первого планетарного ряда, снабжено тормозом. 6. Коробка по пп.1 5, отличающаяся тем, что дополнительный промежуточный вал выполнен полым, а выходной вал выполнен ему коаксиальным, дополнительный промежуточный, входной и выходной валы снабжены опорами в корпусе, первый промежуточный вал снабжен опорами во входном вале и дополнительном промежуточном вале, выходной вал снабжен опорами в упомянутом промежуточном вале.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Похожие патенты:
Коробка передач // 2050289
Изобретение относится к машиностроительной промышленности, конкретно, к механизмам, предназначенным для изменения скорости вращения ведомого вала, к которым относится коробка передач
Коробка передач // 2021912
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин
Коробка передач // 2021911
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин
Коробка передач // 2021910
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин
Коробка передач // 2020083
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин
Коробка передач транспортного средства // 2019441
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым коробкам передач, преимущественно к тракторным, но может быть использовано в коробках передач автомобилей и металлорежущих станков
Коробка передач // 2006381
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин
Коробка передач // 2006380
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин
Коробка передач // 1787813
Бесступенчатая трансмиссия // 1772006
Изобретение относится к машиностроению и касается бесступенчатых трансмиссий транспортных средств, содержащих фрикционные вариаторы
Коробка передач и силовой агрегат // 2138408
Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле
Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах
Клиноцепной вариатор // 2321786
Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах
Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей
Коробка передач // 2344947
Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач
Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач
Трансмиссия транспортного средства // 2362924
Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства