Способ определения работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий
Сущность изобретения: нагружают образцы и контробразцы, перемещают их один относительно другого, изнашивают образцы в нормальном и форсированном режимах трения и оценивают работоспособность материалов и покрытий. В форсированном режиме перед началом испытаний образцы и контробразцы охлаждают, а скорость их относительно перемещения увеличивают на столько, чтобы температура в зоне контакта при форсированном и нормальном режимах испытаний была одинаковой. 4 табл.
Изобретение относится к определению работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий, в частности покрытий типа ВНИИНП-212, ВНИИНП-230, ЭОНИТ-3 и др.
Известен способ оценки работоспособности узлов трения [1] заключающийся в том, что воспроизводят условия работы узла трения на физических моделях-образцах, нагружают их и перемещают относительно друг друга, а для форсированных испытаний определяют масштабные коэффициенты линейных размеров образцов, контактного давления. Работоспособность узла трения рассчитывают по предложенной зависимости. Недостатком известного способа является то, что форсирование испытаний осуществляется за счет повышения контактного давления по сравнению с контактным давлением в моделируемом узле. При этом возможны изменение механизма изнашивания и нарушение подобия между условиями изнашивания моделируемого узла трения и моделями-образцами, хотя контактное давление между образцами не будет превышать предела текучести материала менее прочного образца. Это приводит к большой погрешности в определении работоспособности узла трения по предлагаемой формуле с использованием масштабных коэффициентов. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ определения работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий [2] заключающийся в том, что нагружают образцы и контробразцы, перемещают их один относительно другого, изнашивают в нормальном и форсированном режимах трения. При этом выбирают температуру в зоне трения на 20-25 К ниже температуры начала термодеструкции испытуемого материала. К недостаткам известного способа следует отнести форсирование режимов испытаний за счет повышения температуры в зоне трения. Это приводит к изменению механизма изнашивания, так как вследствие размягчения ТСП упругое контактирование микронеровностей сменится пластическим оттеснением и микрорезанием покрытия. При этом нарушается принцип автомодельности между механизмом разрушения покрытия в нормальном и форсированном режимах испытаний, и возникает большая ошибка в определении ресурса по предложенной зависимости с использованием линейной корреляции. Поставленная цель достигается тем, что образцы и контробразцы перед испытаниями в форсированном режиме охлаждают так, чтобы не происходило разрушение покрытия вследствие разности температурных коэффициентов линейного расширения материалов покрытия и подложки, а скорость их относительного перемещения увеличивают настолько, чтобы температура в зоне контакта при форсированном и нормальном режимах испытаний была одинаковой. В нормальном режиме трения определяют температуру в зоне контакта, которую необходимо поддерживать при форсированных испытаниях в форсированном режиме время до утраты работоспособности. Способ реализуется следующим образом. На первом этапе проводят серию испытаний по изнашиванию исследуемого антифрикционного материала или покрытия. При этом форму образцов и контробразцов выполняют подобно форме деталей узла трения, а условия испытания в нормальном режиме должны соответствовать условиям работы моделируемого узла трения. В процессе испытаний регистрируют температуру в зоне контакта. На втором этапе проводят форсированные испытания антифрикционных материалов и покрытий. При этом перед началом испытаний образцы и контробразцы охлаждают так, чтобы не происходило разрушение покрытия вследствие разности температурных коэффициентов линейного расширения материалов покрытия и подложки. При проведении испытаний скорость относительного перемещения образцов и контробразцов увеличивают настолько, чтобы температура в зоне контакта была равна температуре, измеренной при нормальном режиме испытаний. В процессе испытаний фиксируют момент трения, температуру в зоне контакта, а исчерпание ресурса определяют по их резкому увеличению. Учитывая время, предшествующее этому событию, определяют ресурс испытуемого антифрикционного материала или покрытия. Заявляемый способ по сравнению с прототипом позволяет проводить ускоренные испытания, с более высокой точностью определить ресурс работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий с соблюдением принципа автомодельности между механизмом изнашивания при нормальном и форсированном режимах испытаний. Предлагаемый способ ускоренных испытаний может быть использован при проведении испытаний на трение и износ с целью определения работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий. Пример 1. Определим ресурс подшипника скольжения с торцовой схемой трения. Материал деталей узла: сталь 20 х 13 с [

























Определим температуру охлаждения

для покрытия
t2 t1-t 20-71,3 -51,3oC

для основания
t2 t1-t 20-79,2 -59,2oC





Определяем средний ресурс работы подшипника в рабочем режиме.

Таким образом, средний ресурс работы подшипника при нормальных условиях работы, т.е. V 0,2 м/с, Pк 0,3 кг/мм2, Tраб 20oC, составит 104 ч. Пример 2. Определим ресурс подшипника скольжения. Материал деталей узла трения:
1. Вал: сталь 20 х 13 с, [






2. Втулка: бронза ОЦС 4-4-4, [












Определяем средний ресурс работы подшипника скольжения в рабочем режиме

Окончательно получаем, что средний ресурс работы подшипника скольжения в нормальных условиях, т. е. при V 0,4 м/с, Pк 2,8

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для исследования износостойкости материала рабочих органов почвообрабатывающей машины
Изобретение относится к технике испытаний конструкционных материалов на гидроизнашивание и применимо во многих областях науки и техники, занимающихся определением эрозионного повреждения материалов жидкими частицами
Изобретение относится к трибологии и может быть использовано при определении износостойкости материалов, предназначенных для изготовления инструмента, применяемого при прессовании деталей из порошкового материала
Способ стабилизации состояния трибосистемы // 2084863
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Способ испытания материала на износ // 2084862
Изобретение относится к методам испытаний на износ с целью определения износостойкости конструкционных, преимущественно полимерных материалов
Способ контроля износа узлов трения // 2082150
Изобретение относится к технической диагностике механизмом и машин, работающих в жидкой системе смазки, и может быть использовано для анализа содержания ферромагнитных частиц в работающих маслах
Изобретение относится к области определения свойств материалов, а именно к способам определения износостойкости в процессе трения скольжения по принципу скольжения вращающегося вала по неподвижной колодке
Изобретение относится к измерительной технике
Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента
Установка для испытания материалов на износ // 2107277
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Способ возрождения машин // 2111477
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин
Способ испытания пары трения // 2113704
Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала
Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов
Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ
Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно